Ж.С.Р., п. Вахруши

30.01.2009

Вопрос

Здравствуйте!

Почему по области нет единого подхода по началу и окончанию отопительного периода? Согласно СниПам отопительный период расчитан для нашего района продолжительностью 239 суток (для г.Кирова - 231), но фактически начинается всегда позднее, а заканчивается раньше чем в областном центре. Ни для кого не секрет, что климат изменился (стало теплее) и заложенные в прежние нормы температуры (-40 в самые холодные дни) уже давно никто не видит. При этом нет ни одного перерасчёта для населения. Даже за нарушенные сроки отопительного периода, которые подтверждаются жилинспекцией, ответственности (как принято в нашей стране) ни кто не несёт. Для того, чтобы получить обратно деньги за не оказанные услуги, необходимо обращаться в суд - на решения ГЖИ внимания не обращается.

Так за прошлый отопительный период (2007/2008) я обращался в ГЖИ и получил ответ с подтвердлением фактов нарушения как начала, так и окончания сроков подачи отопления. На расчётные сроки (239 суток) внимания вообще не обращается. Указания от ГЖИ были направлены в ЖКХ посёлка, но плевать хотели на эти бумажки как в нашем ЖКХ, так и в новой организации ОАО "Вахруши-Юфть", которая с ноября 2007 стала взымать плату за отопление.

Какие ещё нужны законы и надзорные организации для исполнения существующих норм, хоть частично направленных на население? Неужели нашим судам нет более важных дел? Указанные нарушения касаются всех жителей как посёлка, так и района. Прошу вас принять меры для устранения нарушений в данном вопросе и принять необходимые решения для недопущения нарушений в будущем. Если по прошлому отопительному периоду ОЗС области сможет добиться возврата средств за неоказанные услуги населению - значит мы не зря избирали вас для решения проблем и это послужит уроком для предприятий оказывающих недобросовестно услуги и сигналом для районных администраций для контроля и соблюдения действующих норм.

Ответ

По существу Вашего обращения сообщаем следующее.

Размер платы за такую коммунальную услугу, как теплоснабжение, определяется как произведение тарифа и количества потребленной энергии. Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата тепловой энергии производится за фактически принятое бытовым потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В свою очередь, количество потребленной тепловой энергии определяется по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления Вашего муниципального образования (ст. 157 Жилищного кодекса РФ). Размер платы за потребленную теплоэнергию для нужд отопления и горячего водоснабжения подлежит по общему правилу один раз в год корректировке (п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года  № 307).

Таким образом, законодатель наделил теплоснабжающие организации полномочиями по корректировке размера платы. Механизм и порядок установления тарифов на тепловую энергию, а также нормативов ее потребления таков, что государство регулирует отношения между теплоснабжающими организациями и бытовыми потребителями посредством определения тарифов на теплоэнергию и нормативов ее потребления. Так, Федеральная служба по тарифам РФ ежегодно до внесения в Госдуму закона о бюджете утверждает предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ. Субъект РФ устанавливает в пределах этих индексов предельные индексы по каждому муниципальному образованию. Органы местного самоуправления регулируют конечные ставки тарифов для населения в рамках этих предельных индексов. При этом согласно ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления получили право увеличивать тарифы субъекта РФ путем утверждения надбавки к ним, за счет которых теплоснабжающие организации могут реализовывать свои инвестиционные программы.

 Необходимо учитывать, что не могут устанавливаться и использоваться единые или так называемые средневзвешенные тарифы на тепловую энергию для муниципального образования. Статьи 2, 3 Закона № 210-ФЗ "Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса" и ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусматривают возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за потребленную тепловую энергию для нужд как отопления, так и горячего водоснабжения.

В свою очередь, нормативом потребления тепловой энергии является среднемесячное количество потребления энергии гражданином при отсутствии приборов учета. При этом расчет норматива потребления тепловой энергии для нужд отопления ставится в зависимость от такого показателя, как температура наружного воздуха в течение отопительного сезона. Очевидно, что чем ниже эта температура, тем выше нормативы потребления.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, норматив горячего водоснабжения устанавливается в кубических  метрах в месяц на одного человека, а норматив отопления - в Гкал на один кв. м в месяц. И как следствие, тариф на горячее водоснабжение определяется в рублях на 1 куб. м, а тариф на отопление - в рублях на 1 Гкал.

Особо необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию и нормативы ее потребления вводятся в действие с начала финансового года и для определения размера тарифа и норматива на энергию теплоснабжающие организации представляют в органы местного самоуправления расчет необходимых затрат на производство и передачу теплоэнергии по данным предшествующего года. Таким образом, тарифы на энергию и нормативы ее потребления устанавливаются на год вперед, т.е. по сути они являются прогнозными оценками. Как следствие, по истечении данного года у теплоснабжающей организации могут возникнуть как убытки в случае превышения реальных затрат на производство и передачу теплоэнергии над выручкой, исчисленной по установленным "прогнозным" тарифам и нормативам, так и наоборот - дополнительные доходы. Представляется, что именно это и обусловило введение корректировки размера платы за потребленную энергию.

На практике многие теплоснабжающие организации пытаются осуществить корректировку указанных платежей в связи с увеличением своих затрат на производство энергии. Очевидно, что такой подход приведет к включению в размер платы необоснованных затрат, связанных с монопольным положением теплоснабжающих организаций (административные издержки, потери в теплосетях, использование неэффективных технологий и т.п.). Представляется, что данные действия противоречат положениям ст. 2 Закона № 41-ФЗ, предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.

Представляется, что более обоснованно и справедливо производить корректировку для нужд отопления только в случае фактических отклонений температуры наружного воздуха в течение отопительного сезона от нормативных (прогнозируемых). Другими словами, если зима оказалась холоднее, чем было заложено в нормативе, необходимо возместить теплоснабжающей организации обоснованные расходы, связанные с производством и передачей дополнительной теплоэнергии. В противном случае теплоснабжающая организация обязана возвратить бытовым потребителям излишне уплаченную сумму, которую с неё взыскивать следует в судебном порядке.

Вместе с тем Законодательное Собрание Кировской области не наделено полномочиями выступать в защиту интересов граждан в суде.

В связи с этим рекомендуем Вам обратиться в районную прокуратуру.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Размещено: 30.01.2009 19:50:21

Последнее изменение: 18.06.2009 15:49:16