Об охране окружающей среды на территории Кировской области



Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 04.05.2008 № 244-ЗО, от 08.07.2008 № 270-ЗО, от 24.12.2008 № 336-ЗО, от 04.04.2012 № 137-ЗО, от 01.11.2012 № 209-ЗО, от 04.12.2012 № 225-ЗО, от 14.10.2013 № 330-ЗО, от 05.03.2015 № 511-ЗО, от 06.03.2017 № 49-ЗО

Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.



ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об охране окружающей среды на территории Кировской области

Принят Законодательным Собранием Кировской области 23 ноября 2006 года.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду Кировской области, закрепляет полномочия органов государственной власти Кировской области в сфере охраны окружающей среды, определяет основные права и обязанности по охране окружающей среды юридических и физических лиц в Кировской области.

Статья 2. Основные задачи в сфере охраны окружающей среды Кировской области

Основными задачами настоящего Закона являются:
1) формирование экономических и социальных основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений;
2) организация рационального природопользования;
3) обеспечение экологической безопасности;
4) защита прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду;
5) обеспечение населения области достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды

1. Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды в Кировской области осуществляется федеральными законами, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Кировской области на основе принципов, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются в тех значениях, в каких они определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Глава 2. Управление в сфере охраны окружающей среды

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Кировской области

К полномочиям Законодательного Собрания Кировской области в сфере охраны окружающей среды относятся:
принятие законов Кировской области в сфере охраны окружающей среды;
утверждение областных долгосрочных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
утверждение в составе бюджета Кировской области финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды;
осуществление контроля за исполнением природоохранного законодательства Кировской области, использованием государственных финансовых средств, выделенных на охрану окружающей среды;
осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.

Статья 5. Полномочия Правительства Кировской области

К полномочиям Правительства Кировской области в сфере охраны окружающей среды относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Кировской области;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития на территории Кировской области;
разработка законов области, разработка и принятие иных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, осуществление контроля за их исполнением;
разработка и обеспечение реализации областных программ в сфере охраны окружающей среды;
учреждение и ведение Красной книги Кировской области;
организация непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
обеспечение населения области экологической информацией;
участие, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Кировской области;
осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кировской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному контролю;
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
осуществление экологической паспортизации территории;
утверждение перечня должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области);
определение перечня объектов, подлежащих государственному экологическому контролю в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный контроль которых осуществляется органом исполнительной власти Кировской области;
организация проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
информирование населения о состоянии окружающей среды на территории Кировской области;
иные полномочия в сфере охраны окружающей среды, отнесенные законодательством к его компетенции.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Глава 3. Контроль в сфере охраны окружающей среды

Статья 7. Формы контроля в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области

Формами контроля в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области являются:
государственный контроль в сфере охраны окружающей среды;
производственный контроль в сфере охраны окружающей среды;
общественный контроль в сфере охраны окружающей среды.

Статья 8. Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды

1. Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляют должностные лица органов (государственные инспекторы в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области), перечень которых устанавливается Правительством Кировской области.
2. Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, не подлежащих федеральному государственному контролю.

Статья 9. Производственный контроль в сфере охраны окружающей среды

1. Производственный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности для обеспечения ими в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в сфере охраны окружающей среды, установленных законодательством в сфере охраны окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в сфере охраны окружающей среды, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля в сфере охраны окружающей среды в уполномоченные Правительством области органы, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны окружающей среды Кировской области.

Статья 10. Общественный контроль в сфере охраны окружающей среды

1. Общественный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в сфере охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Кировской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Глава 4. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)

Статья 11. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

1. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется для оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

2. Региональная система государственного экологического мониторинга предусматривает:
формирование и обеспечение функционирования региональной системы наблюдения за состоянием окружающей среды и антропогенного воздействия на нее;
ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов;
сбор, обработку и хранение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;
обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях.

Глава 5. Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды

Статья 12. Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды

Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области осуществляется путем:
разработки прогнозов социально-экономического развития области на основе экологических прогнозов;
разработки целевых программ в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
проведения экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
поддержки предпринимательской, инновационной и другой деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
разработки и проведения мероприятий в сфере охраны окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде за счет различных источников финансирования;
экономического стимулирования хозяйственной деятельности, осуществляемой с учетом экологических требований;
возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;
иных методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются федеральным законодательством.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физического воздействия;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
3. Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду признаются физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Кировской области, в результате которой происходят выбросы, сбросы загрязняющих веществ и образование отходов, оказываются иные виды негативного воздействия.
4. По согласованию с федеральными органами государственной власти Правительство области может понижать размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации и областного бюджета.
5. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъекта хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий в сфере охраны окружающей среды и возмещения вреда, нанесенного окружающей среде.

Статья 14. Программы и мероприятия в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

1. Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей среды и ее оздоровления разрабатываются и осуществляются областные программы в сфере охраны окружающей среды, а также мероприятия в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности муниципальных районов и городских округов.
2. Порядок разработки, финансирования и реализации программ в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Кировской области устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами области.
3. Планирование мероприятий на территории Кировской области осуществляется на основе областных программ в сфере охраны окружающей среды с учетом прогнозов социально-экономического развития области, направленных на решение природоохранных задач.
4. Финансирование программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды на территории Кировской области может осуществляться за счет средств:
областного бюджета, в том числе целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;
местных бюджетов;
иных источников, в соответствии с законодательством.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Кировской области, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать, а также осуществлять мероприятия по охране окружающей среды. Планы мероприятий по охране окружающей среды и отчеты об их выполнении представляются на согласование в органы, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны окружающей среды Кировской области.

Статья 15. Целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и природопользования Кировской области

Целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и природопользования Кировской области – это совокупность денежных средств, аккумулированных в областном бюджете и предназначенных для целевого финансирования программ и проектов.
Условия и порядок формирования целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природопользования Кировской области регулируются Законом области «О целевом бюджетном фонде охраны окружающей среды и природопользования Кировской области».
Органы местного самоуправления для целевого финансирования программ и проектов в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности могут создавать на территории муниципальных образований целевые бюджетные фонды охраны окружающей среды муниципальных образований.

Статья 16. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды

1. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется путем:
прямого инвестирования природоохранной деятельности;
экологического страхования;
поддержки, в том числе и посредством предоставления налоговых и иных льгот, предпринимательской, инвестиционной, инновационной и другой деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
иных видов экономического стимулирования.
2. Порядок экономического стимулирования охраны окружающей среды определяется законодательством.

Статья 17. Экологическое страхование

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
Экологическое страхование в Кировской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Экологическая безопасность в Кировской области

Статья 18. Принципы экологической безопасности

Основными принципами экологической безопасности являются:
обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду;
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в сфере охраны окружающей среды, которого можно достигнуть используя наилучшие существующие технологии с учетом экономических и социальных факторов;
соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения и компенсация причиненного ущерба гражданам, обществу, окружающей среде за счет виновного в соответствии с законом;
соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности.

Статья 19. Превентивные меры обеспечения экологической безопасности

С целью предупреждения экологически опасной деятельности в обязательном порядке принимаются следующие меры:
лицензирование определенных федеральным законодательством видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду и природные ресурсы;
согласование с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления размещения экологически опасных объектов;
страхование от возможного ущерба при осуществлении экологически опасной деятельности в порядке, установленном законодательством;
экологическая экспертиза в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности;
экологический аудит в целях независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в сфере охраны окружающей среды;
нормирование в целях установления нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в сфере охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством;
участие общественных и иных некоммерческих объединений в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Глава 7. Основы формирования экологической культуры

Статья 20. Всеобщность и комплексность экологического образования

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 21. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Статья 22. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 23. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Глава 8. Ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды

Статья 24. Ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды

За нарушение природоохранного законодательства ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда, нанесенного окружающей среде, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Статья 26. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, собственности предприятий, учреждений, организаций загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в порядке, установленном законодательством.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Абзац 20 статьи 5 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2007 года.

Губернатор
Кировской области
Н.И. Шаклеин

г. Киров
29 Ноября 2006 года
№ 55-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 27 кб)
Скачать



Размещено: 06.12.2006 10:21:36

Последнее изменение: 09.03.2017 13:32:24