Закон Кировской области от 13.03.2019 № 237-ЗО


ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О муниципальном земельном контроле в Кировской области

Принят Законодательным Собранием Кировской области 28 февраля 2019 года

Статья 1. Понятие и задачи муниципального земельного контроля

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Кировской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области предусмотрена административная и иная ответственность
(далее – обязательные требования).

2. Основными задачами муниципального земельного контроля являются:

1) предупреждение (в том числе профилактика), выявление и пресечение нарушений обязательных требований;

2) взаимодействие с органами государственного земельного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для привлечения лиц, допустивших в отношении объектов земельных отношений нарушения обязательных требований, за исключением требований, установленных законодательством Кировской области, к административной и иной ответственности;

3) контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований;

4) формирование достоверной информации об использовании земельных участков на территории муниципальных образований в целях принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных управленческих решений, в том числе в части вовлечения земельных участков в оборот, проведения комплексных кадастровых работ, осуществления вложений в инженерную и транспортную инфраструктуры;

5) выявление самовольных построек, бесхозяйных объектов недвижимости, а также объектов недвижимости, права на которые не оформлены в установленном порядке;

6) формирование достоверной информации о земельных участках и объектах недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки.

Статья 2. Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль осуществляется:

1) органами местного самоуправления городского округа в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений;

2) органами местного самоуправления городского поселения в отношении расположенных в границах городского поселения объектов земельных отношений;

3) органами местного самоуправления муниципального района в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.

Полномочия органов местного самоуправления городских поселений по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений могут быть переданы органам местного самоуправления муниципальных районов на основании соглашения о передаче полномочий, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Организация муниципального земельного контроля

1. В целях осуществления муниципального земельного контроля органы местного самоуправления, указанные в статье 2 настоящего Закона:

1) определяют органы, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, устанавливают их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности, определяют перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов и их полномочий в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом (далее – орган муниципального земельного контроля);

2) осуществляют финансовое, кадровое, материально-техническое обеспечение органов муниципального земельного контроля в объеме, достаточном для осуществления возложенных на них полномочий.

2. В целях осуществления муниципального земельного контроля орган муниципального земельного контроля:

1) принимает нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования, разрабатывает и принимает административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

2) разрабатывает и утверждает иные нормативные акты, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля;

3) организует сбор, обработку и анализ информации об объектах земельных отношений, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований;

4) проводит мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5) организует взаимодействие с органами государственного земельного контроля (надзора), налоговыми органами, государственными учреждениями, в том числе бюджетным учреждением Кировской области, осуществляющим государственную кадастровую оценку;

6) проводит иные мероприятия, направленные на эффективное осуществление муниципального земельного контроля;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 4. Планирование муниципального земельного контроля

1. Проверки соблюдения обязательных требований проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утверждаемыми руководителем органа муниципального земельного контроля (далее – ежегодный план проверок).

2. Ежегодные планы проверок разрабатываются отдельно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан.

3. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок:

1) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления является истечение трех лет со дня:

а) государственной регистрации;

б) окончания проведения последней плановой проверки;

2) в отношении граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

4. В случае, если органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане являются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и обладателями публичного сервитута объектов земельных отношений, расположенных в нескольких муниципальных образованиях Кировской области, включение указанных лиц в ежегодный план проверок в рамках одного муниципального образования Кировской области не препятствует включению таких лиц в ежегодный план проверок другого муниципального образования Кировской области.

5. Согласование органами муниципального земельного контроля ежегодных планов проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, органами прокуратуры осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Основания для проведения внеплановых проверок

Основанием для проведения внеплановых проверок является:

1) истечение срока исполнения органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) мотивированное представление должностного лица органа муниципального земельного контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) выявление по итогам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка признаков нарушений, за которые законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области предусмотрена административная и иная ответственность.

Статья 6. Порядок проведения плановых проверок в рамках муниципального земельного контроля в отношении органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина

1. Проверка в рамках муниципального земельного контроля проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.

Указанная проверка проводится должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.

2. В приказе (распоряжении) о проведении проверки указываются:

1) наименование органа муниципального земельного контроля, а также вид муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится, места нахождения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);

7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

8) перечень административных регламентов по осуществлению муниципального земельного контроля;

9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.

3. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального земельного контроля, проводящих проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

4. О проведении проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Статья 7. Формы муниципального земельного контроля

1. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров (обследований) земельных участков, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

2. Порядок осуществления плановых и внеплановых проверок определяется муниципальным нормативным правовым актом об осуществлении муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

3. В целях обеспечения эффективности проверочных мероприятий осуществляется подготовка к проведению муниципального земельного контроля.

4. Подготовка к проведению муниципального земельного контроля включает в себя сбор, обработку и анализ информации об объектах земельных отношений.

Статья 8. Права и обязанности должностных лиц органа муниципального земельного контроля

1. Должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений обязательных требований;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля;

3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) о проведении проверки получать доступ на земельные участки (их части) и территории, являющиеся объектами земельного контроля, а также на объекты недвижимости (за исключением жилых помещений), расположенные на данных земельных участках, проводить их осмотр, а при необходимости также исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля;

4) привлекать экспертов и экспертные организации для проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля;

5) составлять акты проверок, а в случае выявления нарушений обязательных требований, за исключением требований, установленных законодательством Кировской области, направлять акты в органы государственного земельного надзора;

6) составлять уведомления о выявлении самовольной постройки и направлять их в органы местного самоуправления с приложением документов, подтверждающих указанный факт;

7) осуществлять сбор, обработку и анализ информации об объектах земельных отношений;

8) осуществлять в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе выдавать предостережения о недопустимости нарушения требований земельного законодательства;

9) осуществлять иные права, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2. Должностные лица органов муниципального земельного контроля обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению в отношении объектов земельных отношений нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) проводить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области, муниципальными правовыми актами;

3) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

4) давать разъяснения гражданам и организациям (их представителям) по вопросам осуществления муниципального земельного контроля, в том числе в части проведения проверок;

5) предоставлять гражданам или руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

6) не требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей публичного сервитута объектов земельных отношений документов и сведений, представление которых не относится к осуществлению муниципального земельного контроля и не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области;

7) нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области, муниципальными правовыми актами.

Статья 9. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие) при осуществлении ими муниципального земельного контроля

Должностные лица в случае ненадлежащего исполнения должностных (служебных) обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении ими муниципального земельного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Сбор, обработка и анализ информации об объектах земельных отношений

1. Под сбором, обработкой и анализом информации об объектах земельных отношений понимается исследование объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, документов землеустройства, информации, полученной в ходе проведения аэрофотосъемки, и иной информации.

2. В рамках сбора, обработки и анализа информации об объектах земельных отношений могут проводиться плановые (рейдовые) осмотры земельных участков, в ходе которых орган муниципального земельного контроля самостоятельно осматривает территории без взаимодействия с правообладателями объектов недвижимости и земельных участков, в том числе без запроса документов и пояснений.

Плановые (рейдовые) осмотры земельных участков проводятся органами муниципального земельного контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются нормативным правовым актом Кировской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Результаты сбора, обработки и анализа информации об объектах земельных отношений используются для подготовки и проведения плановых и внеплановых проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля, а также при проведении в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Статья 11. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

1. В целях предупреждения нарушений в отношении объектов земельных отношений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы муниципального земельного контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

2. В рамках профилактики нарушений обязательных требований органами муниципального земельного контроля осуществляются следующие мероприятия:

1) размещение на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в сети «Интернет» перечней действующих нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) регулярное информирование граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, встреч с населением, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

3) обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления муниципального земельного контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случае наличия у органа муниципального земельного контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках нарушения обязательных требований, полученных в ходе сбора, обработки и анализа информации об объектах земельных отношений, а также от третьих лиц.

3. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомления об этом в установленный в таком предостережении срок органа муниципального контроля. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требования о предоставлении сведений и документов, за исключением сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

4. Исполнение и неисполнение предостережений о недопустимости нарушения требований земельного законодательства учитывается при планировании проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.

Статья 12. Мониторинг, методическое сопровождение и оценка результатов осуществления муниципального земельного контроля

1. В целях повышения эффективности деятельности и выработки единства практики осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области органом по управлению государственной собственностью Кировской области (далее – уполномоченный орган) на регулярной основе производится:

1) мониторинг осуществления муниципального земельного контроля;

2) методическое обеспечение осуществления муниципального земельного контроля;

3) оценка результатов осуществления муниципального земельного контроля.

2. В рамках мониторинга осуществления муниципального земельного контроля производится:

1) сбор, обработка и анализ отчетов органов местного самоуправления об осуществлении муниципального земельного контроля;

2) сбор, обработка и анализ практики осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области и других регионов Российской Федерации;

3) подготовка и представление сводного доклада об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Кировской области.

3. В рамках методического обеспечения осуществления муниципального земельного контроля производится:

1) разработка уполномоченным органом типового Положения о муниципальном земельном контроле в целях его использования органами местного самоуправления при разработке соответствующих муниципальных актов;

2) проведение совместных совещаний, конференций, семинаров уполномоченного органа с органами местного самоуправления, в том числе с приглашением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор на территории Кировской области.

4. В рамках оценки результатов осуществления муниципального земельного контроля производится:

1) разработка и утверждение уполномоченным органом критериев оценки результатов муниципального земельного контроля, а также порядка выведения итоговых оценочных показателей;

2) оценка уполномоченным органом результатов осуществления муниципального земельного контроля на основе критериев оценки результатов муниципального земельного контроля и выведение итоговых оценочных показателей;

3) составление уполномоченным органом рейтинга органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля;

4) представление уполномоченным органом Губернатору Кировской области до 1 июля года, следующего за отчетным, рейтинга органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля.

Статья 13. Взаимодействие органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора

1. Взаимодействие органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Взаимодействие органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора по вопросам и в случаях, не урегулированных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основе соглашений о взаимодействии, заключаемым между органами местного самоуправления, указанными в статье 2 настоящего Закона, и соответствующими органами государственного земельного надзора.

Статья 14. Взаимодействие органов муниципального земельного контроля с налоговыми органами

1. В целях формирования и уточнения налоговой базы земельного налога и налога на имущество физических лиц органы местного самоуправления, указанные в статье 2 настоящего Закона, предоставляют результаты осуществления муниципального земельного контроля, а также результаты сбора, обработки и анализа информации об объектах земельных отношений в уполномоченный налоговый орган на территории Кировской области.

Органы местного самоуправления, указанные в статье 2 настоящего Закона, имеют право на получение от налогового органа на основании соответствующего запроса информации об объектах земельных отношений.

При организации взаимодействия следует руководствоваться принципами строгого соблюдения государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Объем и порядок предоставления сведений определяется соглашением о взаимодействии, заключаемым между органами местного самоуправления, указанными в статье 2 настоящего Закона, и соответствующим территориальным налоговым органом на территории Кировской области.

3. Типовая форма соглашения о взаимодействии утверждается уполномоченным органом по согласованию с соответствующим территориальным налоговым органом на территории Кировской области.

Статья 15. Взаимодействие органов муниципального земельного контроля с бюджетным учреждением Кировской области, осуществляющим государственную кадастровую оценку

1. В целях эффективного осуществления муниципального земельного контроля и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Кировской области на постоянной основе осуществляется взаимодействие органов муниципального земельного контроля с бюджетным учреждением Кировской области, осуществляющим государственную кадастровую оценку.

2. Органы муниципального земельного контроля вправе запрашивать и получать от бюджетного учреждения Кировской области, осуществляющего государственную кадастровую оценку, сведения, полученные в рамках проведения государственной кадастровой оценки, а также в рамках сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

3. Бюджетное учреждение Кировской области, осуществляющее государственную кадастровую оценку, вправе запрашивать и получать от органов муниципального земельного контроля сведения, полученные в рамках осуществления муниципального земельного контроля, а также в рамках сбора, обработки и анализа информации об объектах земельных отношений и проведения мероприятий по профилактике земельных правонарушений.

4. В целях определения порядка, объема и сроков предоставления информации между органами местного самоуправления, указанными в статье 2 настоящего Закона, и бюджетным учреждением Кировской области, осуществляющим государственную кадастровую оценку, заключается соглашение о взаимодействии.

5. Типовая форма соглашения о взаимодействии утверждается уполномоченным органом.

6. Указанная информация в обязательном порядке учитывается при осуществлении муниципального земельного контроля и при проведении государственной кадастровой оценки.

Статья 16. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор
Кировской области
И.В. Васильев

г. Киров
13 Марта 2019 года
№ 237-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 32 кб)
Скачать



Размещено: 02.04.2019 11:22:29

Последнее изменение: 02.04.2019 11:24:00