Закон Кировской области от 03.03.2008 № 221-ЗО



Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 02.12.2010 № 585-ЗО, от 06.05.2014 № 405-ЗО

Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.



ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об охране труда в Кировской области

Принят Законодательным Собранием Кировской области 21 февраля 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны труда на территории Кировской области.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны труда

1. Правовое регулирование отношений в сфере охраны труда в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кировской области,   нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кировской области, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются в тех значениях, в которых они определены трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Государственное управление охраной труда

1. Государственное управление охраной труда на территории области осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Правительством области и органом исполнительной власти области в сфере охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Кировской области.

2. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий обеспечивают:

1) недопустимость изменения нормативных правовых актов области в сфере охраны труда в сторону ограничения установленных прав работника на охрану труда;

2) постоянное совершенствование нормативных правовых актов области в сфере охраны труда;

3) разработку и реализацию областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда работников;

4) признание прав профессиональных союзов, специалистов по охране труда в организациях в отношении их деятельности по охране труда работников.

3. К полномочиям Правительства области в сфере охраны труда относятся:

1) обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда;

2) принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти области в сфере охраны труда;

3) принятие и издание нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, осуществление контроля за их исполнением;

4) формирование областного бюджета в части расходов на охрану труда.

4. К полномочиям органа исполнительной власти области в сфере охраны труда относятся:

1) реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда;

2) участие в реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов области в сфере охраны труда;

4) подготовка ежегодных отчетов о состоянии охраны труда и мерах по ее улучшению, представление их в Правительство области и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

5) координация на территории области работы по организации обучения и проверки знаний государственных нормативных требований охраны труда;

6) организация работы межведомственной комиссии по охране труда в Кировской области;

7) осуществление методической помощи службам охраны труда;

8) содействие обеспечению работодателей нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда;

9) проведение государственной экспертизы условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

10) содействие формированию межведомственных комиссий по охране труда в муниципальных образованиях Кировской области;

11) участие в пределах своих полномочий в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

12) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством, а также с положением об органе исполнительной власти области в сфере охраны труда, утвержденным Правительством области.

5. Правительство области, орган исполнительной власти области в сфере охраны труда при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с органами местного самоуправления, территориальным органом федеральной инспекции труда (государственной инспекцией труда), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в том числе посредством заключения договоров и соглашений.

Статья 4. Межведомственная комиссия по охране труда в Кировской области

1. Координацию взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориального органа федеральной инспекции труда (государственной инспекции труда), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, профессиональных союзов, служб охраны труда, а также специалистов и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, осуществляет межведомственная комиссия по охране труда в Кировской области (далее – комиссия).

Порядок деятельности и персональный состав комиссии определяется Правительством области.

2. К полномочиям комиссии относятся:

1) рассмотрение вопросов, возникающих в связи с реализацией требований Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов и нормативных правовых актов области по вопросам охраны труда;

2) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;

3) внесение в орган исполнительной власти области в сфере охраны труда предложений по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, требующих решения Правительства области и Законодательного Собрания области;

4) осуществление координации проведения обследования по вопросам охраны труда организаций, допустивших рост или имеющих высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

5) заслушивание на заседаниях комиссии работодателей по вопросам  условий и охраны труда;

6) внесение предложений работодателям по устранению нарушений в организации работы по охране труда.

3. Организационное обеспечение работы комиссии осуществляет орган исполнительной власти области в сфере охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда

В соответствии с положениями трудового законодательства органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда;

2) принимают и издают муниципальные правовые акты по вопросам охраны труда, в том числе муниципальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, обеспечивают их выполнение;

3)участвуют в пределах своих полномочий в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

4) принимают решения о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) работников.

Статья 6. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется органом исполнительной власти области в сфере охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

1) качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) соответствия проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

4) фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно, при наличии удостоверения установленного образца, посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей  – физических лиц);

2) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

3) проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

5. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

1) составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

3) обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 7. Управление охраной труда в организации

1. Управление охраной труда в организации осуществляет работодатель.

Служба охраны труда либо специалист по охране труда подчиняется непосредственно работодателю или, по его поручению, одному из его заместителей.

2. Основными задачами службы являются:

1) организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

2) контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, локальных нормативных актов организации;

3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

4) информирование и консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда;

5) изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

3. Работники службы имеют право:

1) в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

2) предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

3) требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

4) направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

5) запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

6) привлекать, по согласованию с работодателем и руководителями подразделений, соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

7) представлять работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

8) представительствовать, по поручению работодателя,  в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

4. Службы охраны труда у работодателей осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами работодателя, комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, органом исполнительной власти области в сфере охраны труда, территориальным органом федеральной инспекции труда (государственной инспекцией труда).

Статья 8. Комитеты (комиссии) по охране труда

1. В организациипо инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников.

Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в сфереохраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет (комиссия) взаимодействует с органом исполнительной власти области в сфере охраны труда, территориальным органом федеральной инспекции труда (государственной инспекцией труда), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также с техническими инспекциями труда профсоюзов.

 2. Основными задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

1) разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

2) организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

3) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Статья 9. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на территории области осуществляют правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, созданные территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профессиональных союзов.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в сфере охраны труда осуществляется профессиональными союзами через свои органы, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.

Статья 10. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Кировской области от 26 сентября 2000 года № 200-ЗО «Об охране труда в Кировской области» (Вестник Кировской областной Думы и администрации области, 2000, № 5(30), ст. 644);

Закон Кировской области от 3 октября 2002 года № 102-ЗО «О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области «Об охране труда в Кировской области» от 26.09.2000 № 200-ЗО» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2002, № 5(44), ст. 1464);

Закон Кировской области от 2 мая 2006 года № 6-ЗО «О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 18 Закона Кировской области «Об охране труда в Кировской области» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2006, № 4(67), ст. 3109);

Закон Кировской области от 4 мая 2007 года № 123-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об охране труда в Кировской области» (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2007, № 3(72), ст. 3884).

Губернатор
Кировской области
Н.И. Шаклеин

г. Киров
03 Марта 2008 года
№ 221-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 20 кб)
Скачать



Размещено: 05.03.2008 11:54:32

Последнее изменение: 12.05.2014 08:58:46