Устав (Основной закон) Кировской области



Наименование закона
Первоначальное наименование закона «Устав (Основной закон) Кировской области» было изменено в связи с принятием Закона Кировской области от 21.02.2013 г. № 252-ЗО

Внесены изменения
В закон внесены изменения Законами Кировской области от 22.03.1999 № 94-ЗО, от 18.12.2000 № 236-ЗО, от 26.07.2001 № 8-ЗО, от 04.07.2002 № 74-ЗО, от 09.04.2004 № 229-ЗО, от 02.03.2005 № 315-ЗО, от 30.06.2005 № 340-ЗО, от 04.07.2006 № 18-ЗО, от 29.11.2006 № 57-ЗО, от 27.03.2007 № 94-ЗО, от 04.05.2007 № 117-ЗО, от 30.07.2009 № 408-ЗО, от 29.09.2009 № 420-ЗО, от 02.06.2010 № 522-ЗО, от 28.12.2010 № 600-ЗО, от 25.05.2012 № 150-ЗО, от 29.12.2004 № 305-ЗО, от 21.02.2013 № 252-ЗО, от 14.10.2013 № 321-ЗО, от 09.12.2013 № 356-ЗО, от 02.04.2015 № 515-ЗО, от 28.05.2015 № 537-ЗО, от 05.11.2015 № 583-ЗО, от 20.06.2016 № 673-ЗО, от 10.05.2018 № 156-ЗО, от 07.03.2019 № 229-ЗО, от 03.12.2019 № 315-ЗО, от 02.11.2020 № 410-ЗО, от 15.12.2020 № 423-ЗО

Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.



ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Устав Кировской области

Принят Кировской областной Думой 29 февраля 1996 года

Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

исходя из общепризнанных принципов равноправия,

гарантируя гражданское и духовное согласие,

подтверждая принадлежность вековым нравственным традициям, чтя историю Вятской земли,

возрождая культуру и развивая экономику,

стремясь обеспечить благополучие и процветание области,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

Кировская областная Дума принимает настоящий Устав (Основной закон) Кировской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Настоящий Устав - основной закон Кировской области.

2. Целью Устава является закрепление правового статуса области как субъекта Российской Федерации, создание необходимых и устойчивых правовых основ для развития в области экономических и социальных отношений, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация эффективного управления на ее территории.

3. Устав имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории области при регулировании вопросов, отнесенных к ведению Кировской области.

4. Законы и иные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Кировской области и подлежат обязательному исполнению на всей ее территории.

5. Деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления и публичных должностных лиц области осуществляется в соответствии с принципами, установленными настоящим Уставом.

Статья 2

1. Единственным источником власти в Кировской области является ее народ (население).

2. Народ осуществляет власть непосредственно путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Население области вправе принимать участие в решении вопросов областного и местного значения и иных формах в соответствии с настоящим Уставом и законами области.

4. Никто не вправе самоуправно присваивать и осуществлять публичные властные полномочия на территории области.

Статья 3

1. Государственная власть в области осуществляется на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий федеральных и областных государственных органов.

2. Законодательным органом области является Кировская областная Дума.

3. Исполнительная власть на территории области осуществляется Губернатором и образуемыми им органами исполнительной власти.

4. Судебная власть осуществляется судами, образуемыми на территории области в соответствии с федеральным законом.

Статья 4

1. В Кировской области гарантируется право на осуществление местного самоуправления.

2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.

Статья 5

1. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц связана правом и законом и должна быть направлена исключительно на общее благо и благо каждого человека.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица не вправе использовать представленные им законом властные полномочия для представления и защиты не основанных на законе интересов физических и юридических лиц.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица при осуществлении возложенных на них функций вправе совершать в отношении физических и юридических лиц только те действия, которые прямо разрешены федеральными законами и законами области, либо основанными на них иными нормативными правовыми актами, и только в порядке, установленном законодательством.

4. Правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами должны быть мотивированы со ссылкой на федеральный закон или закон области, иной нормативный правовой акт.

Статья 6

1. На территории области гарантируются все права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, входящими в правовую систему Российской Федерации.

2. Права и свободы человека и гражданина на территории области могут быть ограничены исключительно на условиях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. В случае неправомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральными органами государственной власти, на территории области гарантируется действие этих прав и свобод в полном объеме. При возникновении такой ситуации все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

4. Правовые акты и действия (бездействие) органов государственной власти местного самоуправления, их должностных лиц, ограничивающие либо иным образом нарушающие законные права и свободы граждан, права и интересы юридических лиц, могут быть обжалованы в суде в соответствии с установленной законодательством подведомственностью; со дня подачи жалобы и до принятия соответствующим судом решения по ней обжалуемые правовые акты (их части) не могут быть приведены в исполнение, а приведенные в исполнение приостанавливаются.

Глава II. ТЕРРИТОРИЯ И СТАТУС ОБЛАСТИ

Статья 7

1. Территория Кировской области является частью единой территории Российской Федерации, обладает внутренней целостностью и устанавливается в пределах границ, существующих на день вступления в силу настоящего Устава.

2. Описание границ области с картографическими материалами закрепляется законом области. Границы территории не могут быть изменены без волеизъявления населения области, выраженного в результате референдума.

3. Порядок согласования изменений границ области с другими субъектами Российской Федерации и их утверждение осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 8

1. Административно - территориальное устройство области есть деление территории области на части (территориальные образования) с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.

2. Административно - территориальное деление области основывается на принципах:

соответствия исторически сложившейся системе расселения;

создания экономических, финансовых и организационных условий для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечения населению здоровой и безопасной среды обитания;

рационального использования природных ресурсов, развития экономического потенциала территории и ее социальной инфраструктуры;

развития национальных, этнических, языковых культур, культурно - бытовых особенностей, традиций и исконных видов хозяйственной деятельности граждан всех национальностей, проживающих на территории области.

3. Вопросы административно - территориального устройства области - образование и упразднение территориальных образований, их реорганизация, наименование и переименование, установление и перенесение административных центров территориальных образований и другие вопросы - решаются областной Думой с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 9

1. Административным центром области является город Киров.

2. В состав Кировской области входят районы: Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Верхошижемский, Вятскополянский, Даровский, Зуевский, Кикнурский, Кильмезский, Кирово - Чепецкий, Котельничский, Куменский, Лебяжский, Лузский, Малмыжский, Мурашинский, Нагорский, Немский, Нолинский, Омутнинский, Опаринский, Орловский, Оричевский, Пижанский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Советский, Сунский, Тужинский, Унинский, Уржумский, Фаленский, Шабалинский, Юрьянский, Яранский.

Города областного значения: Вятские Поляны, Киров, Кирово -

Чепецк, Котельнич, Слободской;

закрытое административно - территориальное образование п. Первомайский (Юрья-2).

3. Административно - территориальное устройство области устанавливается законом области.

Статья 10

1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 11

1. Кировская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.

2. В случае нарушения федеральными органами государственной власти, федеральными учреждениями, организациями, предприятиями предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, договорами и соглашениями прав Кировской области как равноправного субъекта Федерации, повлекшего или могущего повлечь существенное осложнение социально - экономической ситуации в области, ограничение конституционных прав граждан, областная Дума и Губернатор, исходя из интересов населения, до разрешения возникшего конфликта в соответствии с предусмотренными федеральным законодательством процедурами, обязаны применять оперативные меры защиты законных прав и интересов области, адекватные характеру и последствиям нарушения.

3. Полномочными представителями области в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами выступают Губернатор и областная Дума.

Статья 12

1. Разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Кировской областью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий.

2. Впредь до принятия соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Кировская область вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование по этим вопросам.

Статья 13

1. В Кировской области, по согласованию с органами государственной власти области, могут создаваться и действовать территориальные органы федеральной государственной власти в пределах полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области.

2. Назначение и освобождение руководителей областных органов федеральной государственной власти производится по согласованию с органами государственной власти области, в соответствии с законодательством.

Статья 14. Кировская область как субъект Российской Федерации в соответствии с федеральным и областным законодательством самостоятельна в сфере внешнеэкономических и международных связей.

Статья 15. Правовую систему области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, настоящий Устав, законы и другие нормативные правовые акты Кировской области, договоры с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации.

Статья 16. Принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией, международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные областными законами, то применяются правила международного договора.

Статья 17. Кировская область имеет собственный герб, описание и порядок официального использования которого устанавливается законом области.

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Статья 18. На территории области признается многообразие форм собственности, которые защищаются законодательством области равным образом.

Статья 19. Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности Кировской области, собственности других субъектов Российской Федерации.

Статья 20

1. Разграничение государственной собственности на федеральную и областную осуществляется на основании федерального законодательства в соответствии с соглашениями между Кировской областью и Российской Федерацией.

2. На основе соответствующих соглашений областная Дума принимает закон, регулирующий порядок владения, пользования и распоряжения собственностью области.

Статья 21

1. Права владения, пользования и распоряжения собственностью области осуществляются областной Думой и Губернатором области в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом и законом области.

2. Областная собственность является достоянием населения области и должна использоваться исключительно в его интересах.

3. Федеральные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации федерального подчинения не вправе по собственному усмотрению использовать природные ресурсы области.

Порядок использования ими природных ресурсов, находящихся в собственности области, устанавливается законодательством области.

Статья 22

1. Муниципальная собственность на территории области выступает в виде собственности муниципальных образований.

2. В состав муниципальной собственности включается имущество, находящееся на территории муниципальных образований и используемое в интересах проживающего в них населения, если оно не отнесено законодательством к областной или федеральной собственности.

3. Права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат исключительно органам местного самоуправления.

Статья 23. В частной собственности физических и юридических лиц на территории области может находиться любое имущество - за изъятиями, установленными федеральным законодательством.

Статья 24. Приватизация объектов государственной и муниципальной собственности на территории области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 25. Правовой режим имущества, находящегося на территории области и являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, а также зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, определяется федеральным и областным законодательством и договорами.

Статья 26

1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления области не вправе вводить не предусмотренные законодательством ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и физических лиц. Органы государственной власти и местного самоуправления области обязаны способствовать развитию предпринимательства, возрождению народных промыслов и ремесел.

3. На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, рабочей силы, информации, финансовых средств и иного имущества при условии соблюдения законодательства Российской Федерации и области.

Статья 27. На территории области запрещается предпринимательская и иная деятельность, наносящая ущерб окружающей природной среде, здоровью населения, памятникам истории и культуры.

Глава IV. ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья 28

1. В Кировской области избираются следующие органы власти и должностные лица:

Губернатор области;

областная Дума;

представительные органы местного самоуправления;

главы местных образований;

главы местных администраций.

2. Выборы проводятся в соответствии с федеральными и областными законами.

Статья 29

1. Активным избирательным правом на территории области обладают граждане Российской Федерации независимо от пола, достигшие 18-летнего возраста, зарегистрировавшиеся в качестве избирателей в соответствии с законодательством и проживающие на территории области.

2. Не имеют права избирать и быть избранными граждане:

признанные судом недееспособными;

содержащиеся в местах лишения свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Глава V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 30. Законодательная власть в Кировской области осуществляется:

непосредственно народом - путем референдума;

областной Думой.

Статья 31. Областной референдум (всенародное голосование) назначается Губернатором или областной Думой и проводится с целью законодательного урегулирования наиболее важных вопросов жизни области, отнесенных законом к ее ведению.

Статья 32

1. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, проживающих на территории области и обладающих в соответствии с настоящим Уставом избирательным правом.

2. Закон считается принятым на областном референдуме, если за него проголосовало не менее чем две трети граждан, принявших участие в голосовании.

3. Закон, принятый на областном референдуме, в последующем утверждении не нуждается и вступает в силу со дня его официального опубликования комиссией по проведению референдума.

4. Принятые путем референдума законы области могут быть отмечены или изменены только референдумом.

5. Порядок назначения и проведения областного референдума, определения его результатов устанавливается законом области.

Статья 33

1. Областная Дума - постоянно действующий представительный орган и законодательный орган государственной власти области.

2. Областная Дума осуществляет законодательное регулирование на территории области в пределах ведения области и совместного с Российской Федерацией ведения, а также наделяется иными полномочиями в соответствии с настоящим Уставом.

3. Областная Дума является юридическим лицом.

Статья 34

1. Областная Дума избирается населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

2. Количественный состав областной Думы, порядок организации и проведения выборов в Думу устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом.

Статья 35

1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с законодательством пассивным избирательным правом, достигший 21 года и проживающий на территории области не менее одного года.

2. Депутатами областной Думы не могут быть Губернатор области, должностные лица органов исполнительной власти области, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной власти.

3. Правовой статус и гарантии деятельности депутатов Думы устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.

Статья 36

1. Областная Дума самостоятельно определяет число депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе.

2. Депутат Думы, работающий на постоянной оплачиваемой основе, не может состоять на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Статья 37

1. Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после избрания. Первое заседание Думы открывает председатель областной избирательной комиссии.

2. С момента признания полномочий нового состава областной Думы полномочия прежнего состава Думы прекращаются.

Статья 38

1. Формы деятельности областной Думы, организация ее работы, порядок проведения заседаний и голосования определяется Регламентом, принимаемым Думой не менее чем двумя третями голосов от общего числа избранных депутатов.

2. Пленарное заседание Думы правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети от общего числа избранных депутатов.

3. При отсутствии кворума, необходимого для начала работы Думы, председатель Думы обязан назначить повторные пленарные заседания с периодичностью в две недели.

Статья 39

1. Областная Дума избирает из своего состава тайным голосованием председателя Думы и его заместителя (заместителей) на срок полномочий Думы.

2. Председатель областной Думы и его заместитель (заместители) представляют Думу во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Губернатором, органами местного самоуправления, судами области, ведут заседания, ведают внутренним распорядком работы Думы и осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Думы.

3. Областная Дума образует из числа депутатов постоянные и временные комиссии, рабочие группы с привлечением специалистов, экспертов для подготовки законопроектов и предварительной проработки иных вопросов, отнесенных к ведению Думы. Порядок организации и деятельности таких комиссий и рабочих групп определяется Регламентом Думы.

Статья 40. Областная Дума, по мере необходимости, организует и проводит открытые слушания по важным вопросам жизнедеятельности области и проектам законов, на которые приглашаются представители политических партий, общественных организаций, эксперты, специалисты. Рекомендации, выработанные на слушаниях, подлежат обязательному рассмотрению Думой при принятии соответствующих законов и постановлений.

Статья 41

1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на обращения (гражданскую инициативу) в областную Думу по вопросам, отнесенным к ее ведению.

2. Областная Дума обязана рассматривать на пленарных заседаниях или на заседаниях своих постоянно действующих органов поступившие в ее адрес индивидуальные и коллективные обращения граждан и о результатах рассмотрения сообщать заявителям.

Статья 42

1. К ведению областной Думы относится:

а) принятие Устава области и внесение в него изменений и дополнений;

б) определение основных направлений социально - экономической политики на территории области, утверждение соответствующих программ и контроль за их исполнением;

в) принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений;

г) официальное толкование Устава и законов Кировской области;

д) утверждение и изменение административно - территориального деления области;

е) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении;

ж) принятие решений об образовании внебюджетных фондов, утверждение отчетов об их использовании;

з) установление областных налогов и сборов, пошлин и других обязательных платежей и порядка их взимания на территории области;

и) назначение областного референдума;

к) назначение выборов областной Думы и Губернатора области в порядке, предусмотренным законами области;

л) ратификация договоров и соглашений, подписанных Губернатором от имени области;

м) принятие решения о прекращении полномочий Губернатора и его отставки в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

н) образование согласительных комиссий для разрешения споров между областной Думой и Губернатором, а также органами местного самоуправления;

о) учреждение наград и премий области;

п) рассмотрение и принятие решений по иным вопросам, отнесенным к ее ведению федеральным и областным законодательством.

Статья 43. Областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации от имени Кировской области как субъекта Российской Федерации.

Статья 44

1. Для организационного, правового, информационного, материально - технического и иного обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи ее постоянно действующим органам, а также депутатам Дума создает свой аппарат.

2. Штаты и фонд оплаты труда аппарата областной Думы утверждаются на заседании Думы.

3. Структура, персональный состав аппарата областной Думы формируется председателем Думы в пределах утвержденных штатов и фонда оплаты труда.

4. Областная Дума вправе рассмотреть и решить любой вопрос, относящийся к структуре, штатам и фонду оплаты труда аппарата Думы.

5. По вопросам внутренней организации своей деятельности и иным вопросам, не требующим законодательного регулирования, областная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не установлено настоящим Уставом. Постановления Думы подписываются Председателем Думы и вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено в самом постановлении.

Статья 45

1. Деятельность областной Думы не может быть прекращена досрочно никакими органами государственной власти федерального и областного значения.

2. Полномочия областной Думы прекращаются в случае:

а) с момента начала работы вновь избранной Думы;

б) принятия Думой постановления о самороспуске не менее чем двумя третями голосов от общего числа избранных депутатов;

в) выражения недоверия Думе населением области на референдуме;

г) отсутствие кворума, вследствие неявки депутатов в течение трех заседаний подряд.

3. В случаях предусмотренных пунктами "в" и "г", полномочия Думы считаются прекращенными и Губернатор назначает новые выборы в соответствии с законом области.

4. В случае прекращения полномочий депутатов в порядке, предусмотренном законодательством, если это привлекло отсутствие необходимого для работы Думы кворума, Губернатор назначает выборы депутатов на место выбывших в соответствии с законом области.

Глава VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья 46

1. Законодательство области состоит из настоящего Устава и законов области.

2. Законы области, принимаемые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, не должны противоречить соответствующим федеральным законам.

При возникновении такого противоречия на территории области действует федеральный закон.

3. В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, на территории последней действует закон области.

Статья 47

1. Правовые акты Губернатора и образуемых им органов исполнительной власти не должны противоречить настоящему Уставу и законам области.

2. При возникновении такого противоречия областная Дума вправе обратиться в суд для разрешения спора в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 48

1. Право законодательной инициативы (внесения законопроектов в областную Думу) принадлежит:

Губернатору;

депутатам Думы;

председателю Думы;

органам местного самоуправления;

областному суду и арбитражному суду области - по вопросам применения и совершенствования областного законодательства;

прокурору области;

гражданам области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме.

2. Законопроекты о бюджете области, введении или отмене налога, освобождении от их уплаты, о выпуске областных займов, об изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, могут быть внесены в областную Думу только при наличии заключения Губернатора.

3. Проекты законов, внесенные Губернатором, рассматриваются областной Думой в первоочередном порядке.

Статья 49

1. Внесенные в областную Думу субъектами законодательной инициативы законопроекты подлежат рассмотрению на заседаниях Думы в соответствии с ее Регламентом.

2. Областная Дума обязана выносить на всенародное обсуждение проекты важных законов области. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в областную Думу, в областные и местные средства массовой информации.

3. Областная Дума проводит обобщение поступивших от граждан предложений, помещает в средствах массовой информации сообщения о ходе обсуждения законопроектов.

4. Поступившие от граждан и организаций предложения подлежат обязательному рассмотрению Думой в ходе обсуждения соответствующих законопроектов.

5. Законы области принимаются областной Думой большинством голосов от общего числа избранных депутатов Думы, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

Статья 50

1. Принятые областной Думой законы в течение пяти дней направляются Губернатору для подписания и обнародования.

2. Губернатор в течение десяти дней со дня получения подписывает закон и обнародует его.

3. До истечения срока, установленного для подписания законов, они могут быть возвращены Губернатором в областную Думу для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа избранных депутатов Думы, он подлежит подписанию Губернатором и обнародованию в течение семи дней.

Статья 51

1. Законы области, не опубликованные официально для всеобщего сведения, не могут применяться на территории области.

2. Любые нормативно - правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 52

1. Законы области, а также их отдельные положения утрачивают силу:

а) по истечении установленного срока действия;

б) в случае принятия нового закона, регулирующего аналогичные отношения и отменяющего действие ранее принятого;

в) на основании решения суда в соответствии с законодательством.

2. Законом и иным нормативным правовым актам, принимаемым (издаваемым) на территории области, не может быть придана обратная сила, если они:

а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;

б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц;

в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.

Статья 53

1. Официальное толкование вступивших в силу Устава и законов области вправе давать только областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов законодательной инициативы путем принятия постановления.

2. Указанные постановления обязательны для исполнения на всей территории области.

Глава VII. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 54

1. Исполнительная власть в Кировской области в пределах ее ведения и совместного с Российской Федерацией ведения осуществляется Губернатором и возглавляемой им системой органов управления в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. К ведению исполнительной власти области относятся:

а) разработка и исполнение областного бюджета;

б) обеспечение проведения экономической, финансовой, инвестиционной, социальной и культурной политики;

в) осуществление управления государственной собственностью области, а также федеральной собственностью, переданной в ведение области.

г) осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, безопасности и правопорядка в области;

д) осуществление внешнеэкономической деятельности;

е) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.

Статья 55

1. Губернатор и образуемые им органы исполнительной власти в части осуществления полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а равно в пределах реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти области, входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

2. За пределами полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, Губернатор и образуемые им органы исполнительной власти осуществляют функции исполнительной власти на территории области самостоятельно в соответствии с настоящим Уставом и законами области.

Статья 56

1. Губернатор является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в области.

2. Губернатор представляет интересы области в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с федеральным законодательством вправе вступать в отношения с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и подписывать от имени области договоры, соглашения и другие официальные документы, подлежащие ратификации областной Думой.

3. Губернатор осуществляет руководство образуемыми им органами управления на принципах единоначалия, самостоятельно принимает решения по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции, и несет персональную ответственность за результаты их деятельности.

4. Губернатор в установленном настоящим Уставом порядке подписывает и обнародует законы области и обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых областной Думой.

Статья 57

1. Губернатор избирается населением области, обладающим избирательным правом, в порядке, предусмотренном законом области, сроком на 4 года.

2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 и не старше 60 лет, постоянно проживающий на территории области не менее одного года.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора более двух сроков подряд.

4. Губернатор не может являться депутатом представительных органов власти, образуемых на территории области, а также заниматься предпринимательской и какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

5. При возникновении указанных в пункте 4 настоящей статьи обстоятельств, препятствующих Губернатору занимать эту должность, он обязан подать в отставку.

6. Губернатор вступает в должность со дня принесения присяги не позднее 20-дневного срока после официального объявления о его избрании. Текст присяги и порядок ее принесения определяется законом области.

Статья 58. Губернатор области:

а) назначает и освобождает от должности своих заместителей, формирует орган исполнительной власти области - правительство, образует иные органы управления, назначает и освобождает от должности их руководителей;

б) отменяет в случае необходимости акты образуемых им органов управления;

в) осуществляет координацию деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти в порядке, предусмотренном федеральным законом;

г) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти с областной Думой;

д) назначает областной референдум;

е) назначает выборы областной Думы в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Уставом;

ж) ежегодно представляет областной Думе доклады о социально - экономическом положении в области и основных направлениях деятельности исполнительной власти;

з) ежегодно представляет на утверждение областной Думе бюджет области и обеспечивает его исполнение;

и) присутствует на заседаниях областной Думы либо направляет на них своего полномочного представителя;

к) обеспечивает защиту прав и свобод граждан, проживающих и временно находящихся на территории области, в соответствии с федеральным законодательством принимает необходимые меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.

Статья 59

1. По вопросам своей компетенции, требующим нормативного регулирования, Губернатор в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области.

2. Постановления Губернатора, затрагивающие права и интересы граждан, юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации и вступают в силу с момента опубликования, если иное не установлено в самих постановлениях.

3. Порядок вступления в силу других постановлений, а также распоряжений определяется Губернатором.

4. Постановления и распоряжения Губернатора направляются в областную Думу в течение пяти дней со дня их принятия.

Статья 60

1. Полномочия Губернатора прекращаются в случае:

а) истечения их срока со дня вступления в должность вновь избранного Губернатора;

б) добровольной отставки, которая принимается областной Думой;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Губернатора;

г) выражения недоверия Губернатору на областном референдуме;

д) утраты Губернатором гражданства Российской Федерации;

е) признания Губернатора недееспособным на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) выезда Губернатора на постоянное место жительства за пределы Кировской области;

з) стойкой неспособности исполнять свои полномочия на основании медицинского заключения.

Не позднее семи дней с момента возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктами "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", областная Дума принимает постановление о прекращении полномочий Губернатора и одновременно назначает выборы нового Губернатора. На период до избрания нового Губернатора его полномочия осуществляются ранее назначенным первым заместителем.

2. Губернатор обладает на территории области неприкосновенностью. Дополнительные правовые и социальные гарантии его деятельности устанавливаются федеральным и областным законодательством.

Статья 61. Губернатор самостоятельно, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, определяет структуру, состав, функции и полномочия правительства и иных органов управления.

Глава VIII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 62. Правосудие в Кировской области осуществляется федеральными судами:

Кировским областным судом;

Арбитражным судом Кировской области;

районными (городскими) судами;

иными судами, создаваемыми на территории области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 63. Порядок формирования и деятельности судов на территории области определяется федеральным и областным законодательством.

Статья 64. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность судов, функционирующих на территории области.

Глава IX. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Статья 65

1. Органы государственной власти области участвуют в выработке и реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, разрабатывают и осуществляют собственные меры по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.

2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления области организуют выполнение федерального и областного законодательства, осуществляют координацию действий правоохранительных и иных государственных и общественных органов в вопросах профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и прав граждан.

Статья 66

1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области осуществляется органами прокуратуры.

2. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Губернатором области и областной Думой.

3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.

Статья 67

1. Органы внутренних дел на территории области, включая милицию, обеспечивают личную безопасность граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществляют охрану общественного порядка и общественной безопасности, выполняют иные предусмотренные законом функции.

2. Начальник областного управления внутренних дел назначается и освобождается от должности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Губернатором области и последующим утверждением областной Думой.

3. Порядок образования, структура и организация деятельности органов внутренних дел области определяются федеральным и областным законодательством.

Статья 68. В области действуют органы Федеральной службы безопасности. Условия и порядок их деятельности на территории области определяются федеральным законодательством.

Статья 69. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусом в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Статья 70. Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, защита и представление их интересов осуществляются коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными гражданами, имеющими соответствующую лицензию.

Глава X. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Статья 71

1. Финансовые ресурсы области состоят из средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов, федеральных субвенций, заемных и иных средств, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

2. Область самостоятельно использует принадлежащие ей финансовые ресурсы в интересах населения, проживающего на ее территории.

3. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также с финансовыми ресурсами юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования совместных программ социально - экономического развития.

4. Управление и распоряжение финансовыми ресурсами осуществляется Губернатором в соответствии с законами области.

Статья 72

1. Бюджет области формируется за счет налогов, сборов и иных обязательных платежей, отчислений от федеральных налогов, взимаемых на территории области, федеральных субвенций и других источников, предусмотренных законодательством.

2. Проект областного бюджета на новый финансовый год разрабатывается и вносится Губернатором в областную Думу не позднее чем за один месяц до начала финансового года.

3. Проект бюджета рассматривается на заседании областной Думы в порядке, предусмотренном ее регламентом, утверждается законом области.

4. Исполнение бюджета обеспечивается Губернатором, представляющим отчет о его использовании в областную Думу не позднее чем через 3 месяца после окончания финансового года. Отчет об исполнении годового бюджета утверждается законом области.

5. В целях осуществления контроля за исполнением бюджета и использованием внебюджетных фондов области областная Дума создает из числа депутатов постоянную комиссию, полномочия и порядок деятельности которой определяются Положением, утверждаемым Думой.

Статья 73. Виды, порядок формирования и использования областных внебюджетных фондов определяются федеральными и областными законами.

Глава XI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 74

1. Местное самоуправление в области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерацией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению - непосредственно или через органы местного самоуправления - вопросов местного значения, которая исходит из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

3. Финансово - экономическую основу местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), движимое и недвижимое имущество, входящие в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредиты и иные финансовые ресурсы, государственная собственность, переданная муниципальному образованию в хозяйственное ведение и оперативное управление, акций предприятий и банков, а также иное имущество, служащее удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 75

1. Местное самоуправление на территории области осуществляется посредством местных референдумов, деятельности органов местного самоуправления в общественной самодеятельности населения в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Местное самоуправление на территории отдельного муниципального образования осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежащим государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом области.

Статья 76

1. Правовую основу местного самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

настоящий Устав;

законы области;

уставы муниципальных образований.

Статья 77

1. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. Границы административно - территориального и муниципального образования могут совпадать.

3. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учета мнения населения муниципального образования.

Статья 78

1. Органы местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления самостоятельны.

2. Перечень вопросов местного значения устанавливается федеральным законом.

3. По вопросам местного значения муниципальные образования осуществляют собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты.

4. Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в решение вопросов, отнесенных законом к ведению местного самоуправления.

Статья 79

1. В совместном ведении органов государственной власти в области и органов местного самоуправления находятся вопросы, которые не могут быть решены местными органами власти самостоятельно без ущерба для интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Органы государственной власти области вправе передавать органам местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3. Перечень вопросов совместного ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок передачи государственных полномочий, материальных и финансовых ресурсов для их исполнения устанавливаются законами области.

Статья 80

1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, а также муниципальные образования могут заключать между собой договоры (соглашения) о разграничении предметов ведения и полномочий, о взаимоотношениях при осуществлении полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных законом области.

2. Органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий вправе создавать на территориях местного самоуправления области структурные подразделения и назначать своих представителей в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Статья 81. Основы организации и деятельности местного самоуправления в области устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.

Статья 82. Споры, возникающие между органами государственной власти области и органами местного самоуправления по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий, рассматриваются в судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Глава XII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 83. В Кировской области гарантируется право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей природной среды.

Статья 84. Органы государственной власти области определяют основные направления политики в сферах социальной защиты населения, здравоохранения и охраны окружающей природной среды на территории области, которые строятся на основе:

а) обеспечения социальной защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

б) поддержки малообеспеченных слоев населения;

в) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;

г) обеспечение государственной поддержки системам охраны природы, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты инвалидов и престарелых, а также системам медицинского и экологического образования и просвещения;

д) создания системы стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культуры и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей природной среды;

е) обеспечения гражданам равных возможностей при получении бесплатной медицинской помощи в любых государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

ж) развитие системы социального медицинского страхования граждан;

з) обязательного лицензирования деятельности по оказанию медицинских услуг;

и) контроля за качеством окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;

к) предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

л) платности использования природных ресурсов и компенсации ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей природной среды.

Статья 85

1. В области обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности.

2. Для экономического стимулирования природоохранных мероприятий и рационального ресурсопользования в области создаются областные экологические фонды, фонды воспроизводства природных и трудовых ресурсов. Порядок образования и использования указанных фондов определяется федеральным и областным законодательством.

Статья 86. Законами области устанавливаются границы территорий с особым правовым режимом использования земель заказников, парков, памятников природы областного значения, правовой режим охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных, птиц и мест их обитания.

Глава XIII. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА

Статья 87. Кировская область признает основополагающую роль воспитания, образования, культуры и науки в жизни и развитии общества, человека и гражданина.

Статья 88. Органы государственной власти и местного самоуправления области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, уделяя особое внимание поддержке многодетных и малообеспеченных семей.

Статья 89. Государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе:

а) патриотизма;

б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории области;

в) уважения религиозных убеждений и чувств, не противоречащих общественным нормам нравственности;

г) гарантированности свободы творчества и всех форм образования;

д) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

е) обеспечение равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении культурных и образовательных ценностей;

ж) государственной поддержки и развитии системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой культуры;

з) исключения монополизма в сфере культуры и образования;

и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;

к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;

л) предоставления налоговых льгот, стимулирования инвестиции на развитие культуры, науки и образования;

м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.

Статья 90

1. На областную Думу и Губернатора области возлагаются

обязанности:

а) определять региональную и культурно - образовательную политику, принимать меры по ее реализации;

б) определять и обеспечивать культурно - образовательный минимум жизни населения, вводить областной образовательный стандарт и лицензирование образовательных учреждений;

в) обеспечивать свободный доступ граждан к образовательным программам, духовным ценностям, достижениям науки и культуры;

г) сохранять и приумножать историко - культурное достояние области, региона, содействовать развитию архивного дела;

д) создавать, расширять и поддерживать региональную научно - производственную базу, максимально используя ее для решения насущных задач социально - экономического развития области;

е) содействовать охране и защите авторских прав, социальному обеспечению прав и защите прав и законных интересов научных и профессиональных творческих работников;

ж) обеспечивать поддержку научных и образовательных учреждений областного значения, создавать условия для плодотворной творческой деятельности наиболее выдающимся и известным деятелям науки, культуры и искусства, творческим коллективам, а также талантливой молодежи;

з) создавать условия для международного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования и включения области в единое российское и мировое культурное пространство.

2. Порядок осуществления обязанностей, определенных в настоящей статье, устанавливается законом области.

Глава XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 91. Устав области, внесение в него изменений и дополнений принимается областной Думой не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа избранных депутатов областной Думы.

Статья 92

1. Устав области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

2. Пункт 1 статья 34 в части срока полномочий областной Думы,

пункт 2 статьи 35 вступают в силу после избрания областной Думы нового созыва.

Статья 93. Законы области и нормативные правовые акты, действовавшие в области до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу области.

Статья 94. Областная Дума настоящего созыва, глава администрации области, органы местного самоуправления и их должностные лица, избранные (назначенные) до вступления в силу настоящего Устава, осуществляют свои полномочия до избрания соответствующих органов и должностных лиц.

Глава администрации
Кировской области
В.А.Десятников

г. Киров
27 Марта 1996 года
№ 12-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 57 кб)
Скачать



Размещено: 10.08.2009 12:04:41

Последнее изменение: 23.12.2020 13:59:22