Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области



Внесены изменения
В закон внесены изменения Законом Кировской области от 04.04.2012 № 136-ЗО

Текст закона на этой странице приведен в его изначальной редакции.

Утратил силу
Закон признан утратившим силу в связи с принятием Закона Кировской области от 31.07.2014 г. № 449-ЗО



ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области

Принят Законодательным Собранием Кировской области 27 марта 2003 года

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с участием гражданв охране общественного порядка на территории Кировской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в целях настоящего Закона

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

общественное объединение по охране общественного порядка - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по охране общественного порядка;

общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей по охране общественного порядка объединившихся граждан;

орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение проблем по охране общественного порядка, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей по охране общественного порядка.

Статья 2. Правовые основы и принципы участия гражданв охране общественного порядка

1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, Устав Кировской области, настоящий Закон, нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области.

2. Участиеграждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, гласности, ответственности, гуманизма, добровольности, равноправия и уважения к личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Формы участия граждан в охране общественного порядка

Граждане могут участвовать в охране общественного порядка в следующих формах:

индивидуальное участие, в том числе внештатное сотрудничество с милицией;

коллективное участие.

Статья 4. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка

Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться путем:

сообщения правоохранительным органам о ставших известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствовавших их совершению;

участия в пропаганде правовых знаний, профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

Статья 5. Внештатное сотрудничество с милицией

1. Граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, не состоящие в списочном составе (штате) органов внутренних дел, способные по своим личным и деловым качествам оказывать содействие милиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений, работающие на добровольной основе под непосредственным руководством сотрудников милиции, могут являться внештатными сотрудниками милиции.

2. Порядок оформления, функции, формы и методы работы, поощрения внештатных сотрудников и исключения из их числа регламентируются ведомственными актами органов внутренних дел.

Статья 6. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка

1. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться путем создания общественных объединений по охране общественного порядка в форме общественных организаций или органов общественной самодеятельности. В наименовании может быть использовано словосочетание «добровольная народная дружина» или производные от него словосочетания.

2. В целях обеспечения координации своих действий по охране общественного порядка общественные объединения уведомляют органы местного самоуправления, территориальные органы внутренних дел о своем создании, задачах и формах работы.

3. Правовой статус членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка определяется Уставом общественного объединения в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и не предусматривает предоставления членам (участникам) объединений специальных властных полномочий по отношению к другим лицам.

4. Общественные объединения вправе создавать в установленном порядке союзы (ассоциации) общественных объединений, образуя новые общественные объединения, с руководящими органами (штаб, совет).

Статья 7. Порядок создания общественных объединений

1. Общественные объединения создаются в форме общественных организаций на предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведениях либо в форме органов общественной самодеятельности по месту жительства граждан для охраны общественного порядка.

2. Общественные объединения учреждаются на организационном собрании коллектива предприятия, учреждения, организации, учебного заведения либо на общем собрании граждан по месту жительства.

3. Органы местного самоуправления ведут учет общественных объединений по охране общественного порядка.

Статья 8. Устав общественного объединения

1. Устав общественного объединения должен предусматривать:

наименование;

цели, задачи, виды деятельности, формы и методы работы;

структуру, руководящие органы (штаб, командир, заместитель), порядок их формирования и сроки полномочий, территорию, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность;

порядок внесения изменений и дополнений в Устав общественного объединения;

порядок взаимодействия с органами внутренних дел;

условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении (для общественных организаций);

образцы символики и документов, устанавливающих членство (участие) в общественном объединении;

обязанности, права и ответственность членов (участников) общественного объединения;

источники и порядок финансирования, материального и морального поощрения членов (участников) общественного объединения, материально - технического обеспечения деятельности общественного объединения;

порядок прекращения деятельности и реорганизации общественного объединения.

2. В Уставе общественного объединения могут содержаться и иные положения, относящиеся к его деятельности и не противоречащие действующему законодательству.

Статья 9. Членство (участие) в общественных объединениях

Членами (участниками) общественных объединений могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, поставленные перед общественными объединениями по охране общественного порядка.

Статья 10. Основные задачи и функции общественных объединений

1. Основными задачами общественных объединений являются охрана прав и законных интересов граждан, общественного порядка, имущества всех форм собственности, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, работа по воспитанию граждан в духе уважения закона.

2. Основными функциями общественных объединений являются:

участие в охране общественного порядка на улицах и в общественных местах;

совместно с милицией обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

оказание содействия правоохранительным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;

участие в правовом просвещении граждан по соблюдению законов;

участие в предупреждении и пресечении правонарушений среди несовершеннолетних, проведение воспитательной работы среди подростков по месту жительства, по месту их учебы и работы, в том числе с комиссией по делам несовершеннолетних;

оказание содействия правоохранительным органам в контроле за поведением лиц, условно осужденных к лишению свободы, и лиц, осужденных к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, а также за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них ограничений;

оказание содействия милиции в обеспечении безопасности дорожного движения;

участие в охране общественного порядка в период стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций совместно с органами внутренних дел.

Статья 11. Формы и методы работы общественных объединений

Общественные объединения могут осуществлять свою деятельность путем:

самостоятельного или совместного с милицией патрулирования и выставления постов на улицах и в других общественных местах, проведения рейдов и поисковых мероприятий по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

разъяснения гражданам законодательства и правил поведения в общественных местах, проведение профилактических бесед с родителями и законными представителями несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

направления информации о лицах, совершивших правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

выступления в средствах массовой информации по проблемам профилактики правонарушений.

Статья 12. Взаимоотношения общественных объединений с органами внутренних дел

Органы внутренних дел могут взаимодействовать с общественными объединениями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации путем:

разработки программ подготовки членов (участников) общественных объединений;

постоянного взаимодействия с общественными объединениями и оказания им содействия в осуществлении возложенных на них задач по охране общественного порядка на улицах и в общественных местах;

обучения членов (участников) общественных объединений приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомства их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории;

иных форм и методов взаимодействия.

Статья 13. Права и обязанности членов (участников) общественных объединений

1. Членам (участникам) общественных объединений при выполнении возложенных на них обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка на улицах и в общественных местах и иные права, не противоречащие действующему законодательству.

2. Устав общественного объединения может включать следующие обязанности членов (участников) общественных объединений:

знание и соблюдение основных положений Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области по вопросам обеспечения безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной безопасности охраны общественного порядка;

участие в проведении профилактической работы и борьбе с правонарушениями;

выполнение поручений и указаний руководящих органов общественных объединений, работников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

использование и применение предоставленных законом прав по пресечению и предупреждению правонарушений в целях защиты чести и достоинства граждан;

повышение правовых знаний, совершенствование своей физической подготовки, овладение формами и методами борьбы с правонарушениями;

оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;

по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц), органов местного самоуправления - участие в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайных ситуаций, пресечении массовых беспорядков, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий.

3. Члены (участники) общественных объединений при выполнении обязанностей по охране общественного порядка не могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, использовать специальные технические средства и осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов или частных детективных и охранных предприятий.

4. Ущерб, причиненный незаконными действиями члена (участника) общественного объединения, возмещается им в установленном гражданским законодательством порядке.

Статья 14. Гарантии защиты членов (участников) общественных объединений

На деятельность членов (участников) общественных объединений распространяются положения действующего законодательства о необходимой обороне и крайней необходимости в период непосредственного осуществления действий по охране общественного порядка.

Члены (участники) общественных объединений могут быть застрахованы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 15. Меры морального и материального стимулирования членов (участников) общественных объединений

1. Члены (участники) общественных объединений, активно участвующие в охране общественного порядка, могут поощряться органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями в пределах их компетенции путем:

объявления благодарности;

выдачи денежной премии;

награждения ценным подарком;

выдачи компенсации на приобретение проездных билетов;

обеспечения бесплатным топливом (дровами, каменным углем и др.).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений, организаций могут устанавливать дополнительные меры морального и материального стимулирования членов (участникам) общественных объединений.

3. Коллективными договорами между работниками и работодателями могут устанавливаться дополнительные меры поощрения, гарантии и льготы членам (участникам) общественных объединений по охране общественного порядка.

Статья 16. Финансирование и обеспечение деятельности общественных объединений

Финансирование общественных объединений осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Органы государственной власти и местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений, организаций могут безвозмездно предоставлять помещения под специальные места размещения общественных объединений - общественные пункты охраны порядка.

Статья 17. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений по обеспечению правопорядка

1. Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют в пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Надзор за соблюдением законности в деятельности общественных объединений осуществляют органы прокуратуры.

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

2. Закон Кировской области «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Кировской области» от 06.05.98 № 46-ЗО признать утратившим силу.

3. Правительству области, органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор
Кировской области
В.Н. Сергеенков

г. Киров
03 Апреля 2003 года
№ 146-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 18 кб)
Скачать



Размещено: 04.10.2010 14:25:26

Последнее изменение: 04.08.2014 09:59:28