Порядок принятия законов области

Порядок внесения, принятия, обнародования и вступления в силу законов Кировской области регулируется Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Уставом Кировской областиРегламентом Законодательного Собрания.
Внесение законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в соответствии с Уставом области принадлежит:

- депутатам Законодательного Собрания Кировской области;

- Губернатору Кировской области;

- Правительству Кировской области;

- Контрольно-счетной палате Кировской области по вопросам ее полномочий;

- представительным органам муниципальных образований;

- Кировскому областному суду по вопросам его ведения;

- прокурору Кировской области;

- Избирательной комиссии Кировской области по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

- Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросам его компетенции;

- депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Кировской области;

- сенаторам Российской Федерации от Кировской области;

- Общественной палате Кировской области;

- гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Кировской области, в порядке, предусмотренном законом Кировской области о референдуме;

- Молодежному парламенту при Законодательном Собрании Кировской области.

Право законодательной инициативы осуществляется посредством внесения в Законодательное Собрание:

- законопроектов, в том числе законопроектов о внесении изменений в действующие законы Кировской области, о признании законов Кировской области утратившими силу, о приостановлении действия законов Кировской области;

- поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении Законодательного Собрания;

- законодательного предложения депутата Законодательного Собрания в порядке, установленном статьей 52 Регламента.

До голосования по вопросу о принятии законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право его отозвать путем подачи письменного заявления на имя Председателя Законодательного Собрания (на основании соответствующего решения коллегиального органа). Совместная законодательная инициатива может быть отозвана по решению всех субъектов совместной законодательной инициативы.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении
shema.png

Председатель Законодательного Собрания направляет внесенный законопроект в управление делопроизводства и документооборота аппарата Законодательного Собрания, правовое управление аппарата Законодательного Собрания и совет Законодательного Собрания.

Управление делопроизводства и документооборота аппарата Законодательного Собрания осуществляет лингвистическую экспертизу законопроекта.

Правовое управление аппарата Законодательного Собрания в течение десяти рабочих дней со дня поступления законопроекта в управление осуществляет правовую, антикоррупционную, юридико-техническую экспертизу законопроекта.

Заключение правового управления аппарата Законодательного Собрания направляется в совет Законодательного Собрания.

Совет Законодательного Собрания предварительно рассматривает законопроект, включенный в примерный перечень, заключение правового управления, заключения, отзывы, предложения и замечания на законопроект, поступившие в Законодательное Собрание.

Совет может принять следующие решения:

· решение об исключении внесенного законопроекта из примерного перечня и возвращении субъекту права законодательной инициативы законопроекта – при наличии в отзывах и заключениях выводов о несоответствии положениям законодательства, при нарушении порядка внесения законопроекта в Законодательное Собрание;

· решение назначить ответственный комитет (либо комитет-соисполнитель), направить законопроект и материалы к нему для рассмотрения в указанные комитеты – если законопроект подготовлен в соответствии с законодательством.

Ответственный комитет рассматривает заключения, отзывы, предложения и замечания на законопроект, поступившие в Законодательное Собрание.

По результатам рассмотрения законопроекта ответственный комитет принимает одно из следующих решений:

1) рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект в первом чтении;

2) рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект в двух чтениях;

3) рекомендовать Законодательному Собранию отклонить законопроект.

При рассмотрении Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта действующему законодательству, оценивается его актуальность и практическая значимость.

Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении состоит из:

1) выступления субъекта законодательной инициативы (его представителя) с докладом о необходимости принятия законопроекта;

2) содоклада председателя ответственного комитета;

3) содоклада председателя комитета-соисполнителя (в случае, если позиция комитета-соисполнителя по законопроекту не совпадает с позицией ответственного комитета);

4) прений по законопроекту.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает решение:

1. принять проект закона в первом чтении;

2. отклонить законопроект.

Решение оформляется постановлением.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.

В случае принятия проекта закона в первом чтении устанавливается срок представления поправок к законопроекту (не менее десяти календарных дней) в ответственный комитет, на который возлагается работа с поправками к законопроекту и его подготовка к рассмотрению во втором чтении.

Кроме того, законопроекты могут быть приняты в двух чтениях на одном заседании Законодательного Собрания. Это может произойти в следующих случаях:

1) по рекомендации ответственного комитета;

2) по предложению председательствующего на заседании Законодательного Собрания протокольным решением.

В указанных случаях после принятия законопроекта в первом чтении на голосование ставится вопрос о принятии закона Кировской области. Решение о принятии закона Кировской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Если по результатам голосования предложение о принятии закона Кировской области не набрало необходимого числа голосов, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в письменном виде.

Правовое управление аппарата Законодательного Собрания обобщает поступившие поправки к законопроекту, формирует таблицу поправок к законопроекту, принятому в первом чтении, и при необходимости проводит правовую экспертизу законопроекта, принятого в первом чтении, с учетом поступивших поправок.

Для доработки законопроекта, принятого Законодательным Собранием в первом чтении, распоряжением Председателя Законодательного Собрания могут создаваться рабочие группы.

Рабочая группа рассматривает поступившие поправки к законопроекту и принимает решение об их поддержке либо рекомендует отклонить. Решения рабочей группы направляются в совет Законодательного Собрания и ответственный комитет.

Ответственный комитет рассматривает поступившие поправки к законопроекту, заключения на них (при наличии), решение рабочей группы и принимает решение рекомендовать Законодательному Собранию принять либо отклонить поправки к законопроекту.

После принятия решения по поправкам ответственный комитет принимает одно из следующих решений:

1) рекомендовать Законодательному Собранию принять закон Кировской области;

2) рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект во втором чтении;

3) рекомендовать Законодательному Собранию отклонить законопроект, принятый в первом чтении.

При рассмотрении Законодательным Собранием законопроекта во втором чтении обсуждаются поправки к законопроекту, поступившие в Законодательное Собрание с целью решения вопроса об окончательном принятии закона или необходимости его доработки.

Поправки к законопроекту, внесенные на заседании Законодательного Собрания, по которым ответственным комитетом не принято решение, на заседании Законодательного Собрания не рассматриваются.

После голосования по поправкам к законопроекту, рекомендованных к принятию ответственным комитетом, рассматриваются поправки к законопроекту, рекомендованные ответственным комитетом к отклонению.

Поправки к законопроекту, не набравшие при голосовании установленного для принятия числа голосов, считаются отклоненными без дополнительного голосования.

По окончании голосования по поправкам к законопроекту на голосование выносится предложение ответственного комитета о принятии закона Кировской области или о принятии законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении с учетом предложения ответственного комитета принимается одно из следующих решений:

1) принять закон Кировской области;

2) принять законопроект во втором чтении;

3) отклонить законопроект;

4) продолжить работу по подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Подготовка законопроекта к третьему чтению заключается в устранении внутренних противоречий, установлении правильной взаимосвязи статей и редакционной правке, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Подготовку законопроекта к третьему чтению осуществляет ответственный комитет.

К третьему чтению депутатам представляется окончательный текст законопроекта.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок, за исключением редакционных правок, и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных структурных единиц.

По окончании рассмотрения законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу о принятии закона Кировской области.

Если по результатам голосования предложение о принятии закона Кировской области не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с рассмотрения.

Подписание и вступление закона в силу

Законы области, принятые Законодательным Собранием, в течение десяти календарных дней со дня принятия направляются Губернатору для подписания и обнародования.

Губернатор подписывает закон области либо мотивированно отклоняет его в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного Закона. После подписания закон подлежит официальному опубликованию.

Рассмотрение закона, отклоненного Губернатором области

Закон, отклоненный Губернатором области, возвращается в Законодательное Собрание.

Председатель Законодательного Собрания направляет отклоненный Губернатором Кировской области закон Кировской области вместе с его мотивированным заключением на рассмотрение в совет Законодательного Собрания и ответственный комитет.

Ответственный комитет по итогам рассмотрения мотивированного заключения Губернатора Кировской области и отклоненного им закона Кировской области готовит заключение, в котором может рекомендовать Законодательному Собранию:

1) принять закон Кировской области с учетом предложений Губернатора Кировской области;

2) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Губернатору Кировской области направить для работы в ней своих представителей;

3) одобрить закон Кировской области в ранее принятой редакции;

4) согласиться с основаниями решения Губернатора Кировской области и снять закон Кировской области с дальнейшего рассмотрения.

Председатель Законодательного Собрания после рассмотрения закона Кировской области советом Законодательного Собрания и получения заключения ответственного комитета включает вопрос о рассмотрении закона Кировской области в проект повестки очередного заседания Законодательного Собрания.