Порядок принятия законов области

Порядок внесения, принятия, обнародования и вступления в силу законов Кировской области регулируется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Кировской области, Регламентом Законодательного Собрания.

Внесение законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в соответствии с Уставом области принадлежит:

  • депутатам Законодательного Собрания,
  • Контрольно-счетной палате области,
  • Губернатору области,
  • Правительству области,
  • представительным органам муниципальных образований,
  • областному суду по вопросам его ведения,
  • прокурору области по вопросам его полномочий,
  • Избирательной комиссии области по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
  • Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросам его компетенции;
  • гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в органах регистрационного учета граждан на территории области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме, (в количестве не менее двух процентов от числа граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме Кировской области); 
  • депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Кировской области;
  • членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кировской области.

Право законодательной инициативы осуществляется внесением в Законодательное Собрание:

  • проекта закона;
  • проекта закона о внесении изменений в действующие законы области, о признании законов области утратившими силу, о приостановлении действия законов области;
  • поправок к законопроектам;
  • законодательного предложения депутата Законодательного Собрания.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Схема законотворческого процесса

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Председатель Законодательного Собрания направляет поступивший законопроект в ответственный комитет и правовое управление аппарата Законодательного Собрания.

Правовое управление аппарата Законодательного Собрания осуществляет его правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству.

Заключение правового управления аппарата Законодательного Собрания направляется председателю ответственного комитета.

Ответственный комитет, рассмотрев законопроект и заключение правового управления, принимает решение рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект в первом чтении (или сразу в двух чтениях) либо отклонить законопроект.

Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении состоит из: выступления субъекта законодательной инициативы (его представителя) с докладом о необходимости принятия акта; содоклада представителя ответственного комитета; рассмотрения заключений на законопроект; обсуждения законопроекта депутатами и иными лицами.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает решение:

  1. принять проект закона;
  2. отклонить законопроект.

В случае принятия законопроекта в первом чтении устанавливается срок представления поправок к законопроекту в ответственный комитет, на который возлагается работа с поправками к законопроекту и подготовка его к рассмотрению Законодательным Собранием во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде в ответственный комитет.

Организационное управление аппарата обобщает поступившие поправки и формирует таблицу поправок.

Правовое управление аппарата рассматривает законопроект, принятый в первом чтении, с учетом поступивших поправок, при необходимости готовит заключение.

Для работы над законопроектом, принятым Законодательным Собранием в первом чтении, могут создаваться рабочие группы. Рабочая группа, созданная для работы над законопроектом, принятым в первом чтении, рассматривает поступившие поправки к законопроекту и принимает рекомендации о принятии или отклонении поправок. Рекомендации рабочей группы направляются в ответственный комитет.

Ответственный комитет рассматривает поступившие поправки, заключение правового управления, рекомендации рабочей группы и принимает решение рекомендовать Законодательному Собранию принять либо отклонить поправки.

На пленарном заседании после голосования по поправкам, одобренным ответственным комитетом, рассматриваются поправки, рекомендованные им к отклонению.

После голосования по поправкам, рекомендованным ответственным комитетом к отклонению, рассматриваются поправки, решение по которым комитетом не принято.

Поправки к законопроекту, не набравшие при голосовании установленного для принятия числа голосов, считаются отклоненными.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении с учетом предложения ответственного комитета принимается одно из следующих решений:

  1. закон принять в целом;
  2. законопроект отклонить;
  3. законопроект оставить в процедуре второго чтения;
  4. законопроект принять во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Основанием для рассмотрения законопроекта в третьем чтении (в случае принятия законопроекта во втором чтении) является необходимость устранения внутренних противоречий путем внесения поправок, либо если в процессе второго чтения возникла необходимость изменения содержания законопроекта без изменения предмета правового регулирования.

Подготовку законопроекта к третьему чтению осуществляет ответственный комитет.

К третьему чтению депутатам Законодательного Собрания и субъектам права законодательной инициативы представляется окончательный текст законопроекта.

По окончании рассмотрения законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу о принятии закона в целом.

Если по итогам голосования предложение о принятии закона в целом не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с рассмотрения.

Подписание и вступление закона в силу

Законы области, принятые Законодательным Собранием, в течение десяти календарных дней со дня принятия направляются Губернатору для подписания и обнародования.

Губернатор подписывает закон области либо мотивированно отклоняет его в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного Закона. После подписания закон подлежит официальному опубликованию.

Рассмотрение закона, отклоненного Губернатором области

Закон, отклоненный Губернатором области, возвращается в Законодательное Собрание.

Председатель Законодательного Собрания направляет отклоненный Губернатором закон вместе с его мотивированным заключением на рассмотрение в ответственный комитет, который рассматривает их в течение 14 дней, дает свое заключение и может рекомендовать Законодательному Собранию:

  1. согласиться с основаниями решения Губернатора области и снять закон с дальнейшего рассмотрения;
  2. принять закон с учетом предложений Губернатора области;
  3. создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Губернатору области направить для работы в ней своих представителей;
  4. одобрить закон в ранее принятой редакции.

Председатель Законодательного Собрания после получения заключения комитета включает вопрос о рассмотрении закона области в повестку очередного пленарного заседания.


Последнее изменение: 10.02.2014 13:34:11