Выступление Н.А.Ефремова

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Россия, обладая крупнейшими в мире запасами лесосырьевых ресурсов, имеет возможность играть определяющую роль в мировой лесной политике. Для реализации этой задачи в первую очередь необходима национальная программа действий, формирующая стратегические цели развития лесного сектора экономики на базе международных стандартов и признанных критериев устойчивого управления лесами, содействующая интересам национальной безопасности в данной сфере общественных отношений. Между тем, в условиях интеграции России в мировое сообщество, остается ряд факторов и проблем лесного хозяйства и лесной промышленности, требующих первоочередного решения на законодательном уровне.

При таких обстоятельствах законодательно установленные нормы и правила лесопользования приобретают особое значение.

Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из приоритетных задач государства в сфере природопользования.

Очевидно, что лесное законодательство, направленное главным образом на решение вышеназванных и других актуальных задач, с одной стороны должно создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны.

До настоящего времени отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регулировались Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Со времени введения его в действие накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Определились достоинства и недостатки лесного законодательства. Кроме того, в указанный период значительному изменению подверглись смежные с лесной другие отрасли российского законодательства, также регулирующие лесные отношения.

Разработка и принятие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации были вызваны необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве произошедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов, необходимостью создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов в условиях наметившегося экономического роста.

Основными элементами лесного законодательства, модифицируемыми в новой редакции Лесного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2007 года, являются: объекты правового регулирования, права пользования лесными участками, формы собственности на лесные участки, регулирование рационального лесопользования и лесоводства, система государственного управления лесами.

Указанные изменения синхронизируют лесное законодательство с земельным и гражданским законодательством. В частности, гражданско-правовые нормы и нормы земельного законодательства распространяются теперь на регулирование оборота лесных участков.

Такой подход индивидуализирует лесной участок, как объект недвижимого имущества, приравнивая его к земельному участку, что позволяет, в свою очередь, корректно сформировать арендные отношения.

Одновременное описание в Лесном кодексе леса как экологической системы и природного ресурса, а также объекта, расположенного на землях любых категорий,' дает возможность сформулировать нормы публично-правового регулирования охраны, защиты лесов и требования лесоводства с учетом экологической и рекреационной функции лесов.

Кроме того, в Лесном кодексе детализированы нормы, касающиеся общедоступного лесопользования и пребывания граждан в лесах.

Лесным кодексом устанавливается федеральная собственность на земли лесного фонда и лесные участки в составе таких земель.

Введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения - леса делятся на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Дан закрытый перечень видов использования лесов. Такие виды деятельности, как создание и эксплуатация лесных плантаций, выращивание дикорастущих плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений на лесных участках, осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности на лесных участках прямо названы видами использования лесов. Установлены особенности использования лесных участков для каждого вида использования.

Введены нормы, касающиеся освоения лесов, создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания и использования в лесах объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществления инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

Таким образом, в Лесном кодексе предусмотрены нормы, направленные на интенсификацию использования лесных ресурсов, стимулирование переработки древесины и иных лесных ресурсов на территории Российской Федерации.

Предложен новый подход в области правового регулирования управления в сфере использования, охраны и защиты лесов.

Лесхозы подлежат преобразованию. В качестве основных единиц управления лесами определены лесничества и лесопарки.

Основными документами определены: лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов.

В качестве формы систематизации информации о лесах, их использовании, охране и воспроизводстве вводится единый государственный лесной реестр.

Изменяется система финансирования деятельности по охране, защите, воспроизводству лесов. В ряде случаев осуществление таких мероприятий возлагается на лесопользователей. Не исключено, что какие-то обязанности в этой сфере могут быть возложены и на арендопользователей.

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Вашему вниманию и обсуждению предлагаются наиболее актуальные нововведения, из которых наиболее значительным является переход от смешанных методов к договорным методам правового регулирования лесных отношений. Договор применяется в отрыве от традиционных административных механизмов как самодостаточный инструмент правового регулирования. Мера на наш взгляд неоднозначная. В отказе от разрешительных документов (лесорубочного билета, ордера, лесного билета) можно усмотреть как снижение административных барьеров предпринимательской деятельности, так и стратегию на ослабление контроля за лесопользованием.

Другой частью нового регулятивного механизма является заявительный порядок осуществления лесопользования - подача лесопользователем ежегодной лесной декларации (заявления) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Однако есть сомнение в том, что отсутствие лесорубочного билета, ордера, лесного билета будет скомпенсировано декларированием, поскольку система декларирования сама по себе также требует определенных условий, и в первую очередь, организации надлежащего самоконтроля (производственного контроля) деятельности лесопользователей.