Выступление А.В.Рябова

ВЫСТУПЛЕНИЕ
По теме «О некоторых аспектах прокурорского надзора
в сфере лесопользования»
 

Для России в целом и для Кировской области в том числе, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач в сфере природопользования. В числе насущных проблем, требующих своего решения, - значительные экологические и экономические потери от незаконной рубки древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования, что в первую" очередь связано с малой долей глубокой переработки древесины. Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных за дач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство лесов как главного природного богатства.

Прокуратурой области уделяется внимание надзору за соблюдением законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Проведенными в 2006 году проверками, во взаимодействии с территориальными органами, регулирующими отношения в сфере лесопользования, правоохранительными органами, было установлено, что органами местного самоуправления, лесхозами и лесопользователями допускаются нарушения действующего законодательства в лесной сфере.

По органам местного самоуправления:

Основными нарушениями, выявленными в 2006 году в ходе прокурорских проверок, являлись факты несоблюдения участниками правоотношений в сфере лесопользования порядка подготовки предложений об объемах заготовки древесины для удовлетворения потребностей общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, а также для реализации на лесных аукционах.

По ходатайству администрации района сотрудниками лесхозов выписывались лесорубочные билеты без проверки обоснования объемов потребности в древесине. Впоследствии заготовленная древесина не поступала бюджетным организациям, а подрядчиком работ - лесозаготовителем продавалась сторонним организациям, при этом вырученные денежные средства перечислялись администрации района, которой использовались по своему усмотрению. Таким образом, бюджетные учреждения древесину не получали.

Кроме того, с ведома бюджетных учреждений лесозаготовители- подрядчики после реализации леса за вычетом средств на оплату собственных работ перечисляли оставшиеся средства заказчику - бюджетному учреждению, которое, получив денежные средства вместо древесины, использовало их на собственные нужды (приобретение ГСМ, оргтехники).

По выявленным фактам в отношении глав администраций Верхнекамского, Даровского, Мурашинского и ряда других районов области проведены роверки в порядке ст. 144 УПК РФ. В возбуждении уголовных дел отказано.

По лесхозам:

Было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» из 34 сельских лесхозов 24 не провели лесоустроительные работы и не имели положительного заключения государственной экологической экспертизы, в результате чего не располагали достоверными сведениями о состоянии лесного фонда, что не позволяло эффективно использовать лесные ресурсы (проводить лесовосстановительные работы, санитарные рубки, мониторинг и др.). Одной из причин такого положения являлось недофинансирование мероприятий из областного бюджета.

Контроль за деятельностью лесхозов, в том числе по проведению лесоустроительных работ, был возложен на Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (Росприроднадзор). Однако должных мер к ним Управлением своевременно принято не было. Лишь спустя определенное время некоторым сельским лесхозам внесены предписания по выполнению этих работ.

В целом лесовосстановительные и лесоустроительные планы в лесхозах, своевременно проведших лесоустроительные работы, выполнялись.

Имелись факты не выполнения планов по лесовоспроизводству и заготовке лесных семян ФГУ «Рудниковский лесхоз» (Верхнекамский р-н).

Мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с лесными пожарами в пределах имеющихся финансовых возможностей лесхозами выполнялись.

Неэффективной остается контрольная и исковая деятельность лесхозов.

Не в полном объеме лесхозами применялись полномочия по контролю за использованием лесозаготовителями выделенных лесных участков. Несмотря на то, что пользователи допускали оставление недоруба, непроведение очистки лесосек от порубочных остатков, непроведение лесовосстановительных работ, лесхозы не добивались уплаты неустоек, в том числе в судебном порядке.

При наличии оснований не направлялись в судебные органы исковые заявления о взыскании неустоек с нарушителей лесопользования. Так, Сине горским лесхозом в течение 2004 - 2006 годов не применялась гражданско-правовая ответственность к лицам, не уплатившим неустойку за нарушения при разработке лесосек и делянок, хотя на момент проверки задолженность по этим платежам составляла более 450 тыс. руб.

По лесопользователям

Как показали проведенные прокурорами проверки, при проведении заготовительных работ лесопользователями допускаются следующие нарушения:

• непроведение либо несвоевременное проведение освидетельствования мест рубок. По окончании лесорубочных работ заготовители не обращаются в лесхозы о проведении освидетельствования, а бросают участки;

• непроведение очистки лесосек от порубочных остатков, приводящее к захламленности лесов, нарушению экологического баланса;

В этих ситуациях лесхозы не реагировали должным образом.

Имеются нарушения и при лесопереработке. Деятельность перерабатывающих цехов осуществляется без разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также без разрешения о вводе объектов в эксплуатацию (Афанасьевский, Верхнекамский, Даровской, Лузский, Мурашинский, Немский и другие районы).

Выявлялись факты перевозки леса автомобильным транспортом без соответствующих документов, однако, к возбуждению уголовных дел эти проверки не привели. Водители подвергались административному наказанию по ч. 1 и 2 ст. 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения).

 За 2006 год при осуществлении надзора органами прокуратуры выявлено 405 нарушений закона, по протестам прокуроров отменено 3 незаконных правовых акта, внесено 25 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 31 лицо, вынесено 31 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, из рассмотренных дел к административной ответственности привлечено 30 лиц, объявлено 3 предостережения.

Обобщение следственной практики по уголовным делам в сфере использования лесного фонда.

Статистические данные о количестве выявленных на территории области в 2006г. преступлениях в сфере лесного фонда и результатах их расследования выглядят следующим образом:

 

Ст. УК РФ

 

 

Количество возбужденных уголовных дел

Результат расследования

Направлено в суд

По ним привлечено лиц

Приостановлено

Прекращено

246

-

-

-

-

-

247

-

-

-

-

-

260 (незаконная порубка)

413

90

99

301

22

261 (уничтожение или повреждение лесов)

3

 

 

3

 

262

-

-

-

-

-



Как видно из приведенных данных подавляющую часть преступлений в сфере лесного фонда составляют незаконные порубки леса. О повышенной общественной значимости этих преступлений свидетельствует то, что сумма причиненного ущерба по ним составила более 327 млн. рублей, а возмещаемость по-прежнему остается крайне низкой - не более 10 %.

Зарегистрировано лишь 3 преступления, предусмотренных ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесов) по фактам лесных пожаров (все в Оричевском районе). Анализ статистических данных показывает, что в первом квартале текущего года ситуация с преступностью в лесопромышленном комплексе не изменилась в лучшую сторону.

За 3 месяца 2007 года органами внутренних дел возбуждено 73 уголовных дела по фактам незаконной порубки.

Общая сумма ущерба, причинённого преступлениями, предусмотренными ст. 260 УК РФ составила более 28 млн. руб. Возмещен органами  предварительного следствия и дознания ущерб в ходе расследования на сумму 204000 руб.

Крайне низкой остается раскрываемость преступлений, связанных с  незаконной порубкой лесов. В 2006 году 72,6 % уголовных дел приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве  обвиняемого, в текущем году 68,7%.

В первую очередь, столь низкие показатели раскрываемости рассматриваемых преступлений обусловлены длительным промежутком времени, проходящим с момента совершения преступления до его выявления, поскольку незаконные порубки деревьев в большинстве случаев выявляются  при обходах закрепленных территорий работниками лесхозов, осуществляющихся, в связи с немногочисленностью штатов лесхозов, большими территориями, как правило, не чаще одного раза в 2 недели.

Основную сложность в раскрытии данных преступлений и установлении виновных лиц составляет то, что вырубленная древесина незамедлительно вывозится на пилорамы, где сразу же перерабатывается и теряет индивидуальность. Сотрудники деревообрабатывающих предприятий его легальность должным образом не проверяют, ссылаясь на слова продавца о том, что лес вырублен по лесорубочным билетам.

Низка эффективность работы в данном направлении подразделений ГИБДД, которыми задерживается лишь незначительное количество автотранспортных средств, перевозящих вырубленные деревья без соответствующих документов.

Наряду с незаконными порубками преступления в сфере лесопромышленного комплекса совершаются и должностными лицами с использованием служебного положения.

Всего в 2006 году следователями прокуратуры области расследовано и направлено в суд 5 уголовных дел по ст.ст. 260, 285 и 293 УК РФ. Совершенными преступлениями по расследованным органами прокуратуры делам причинен ущерб государству свыше 3 млн. рублей. Так, например, осужден по ст. 285 ч.2 УК РФ (злоупотребление должностными олномочиями) глава администрации Бобинского сельского поселения Слободского района, который, злоупотребляя своими полномочиями, оформил документы на выделение древесины на корню в Бобинском лесничестве, которую вырубил и продал неустановленным лицам, а вырученные деньги в сумме 64000 рублей потратил на личные нужды. Приговором суда признан виновным, назначено  наказание в виде 1г. 6 мес. л/св, условно, с испытательным сроком 1 год. В  Нагорском районе осуждена по ст. 159 ч.1, ст. 159 ч.З, ст.292 УК РФ (мошенничество и служебный подлог) мастер леса Федоровского лесничества, которая кроме того являлась депутатом представительного органа муниципального образования «Метелевское сельское поселение» за то, что внесла заведомо ложные сведения в табели учета рабочего времени и получила деньги в сумме 7500 рублей за работы, связанные с уходом за лесокультурами, которые фактически не выполнялись. Приговором суда признана виновной, назначено наказание в виде 2 лет 1 месяца л/св., условно, с испытательным сроком 2 года, со штрафом 2500 рублей, причиненный ущерб в сумме 7500 рублей взыскан. В этом же районе осужден по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность) лесничий Николаевского лесничества, который незаконно произвел отвод делянки в водоохраной зоне, ущерб составил 2481790 рублей. Приговором суда признан виновным, назначено наказание в виде штрафа 5 тысяч рублей, причиненный ущерб взыскан в полном объеме.

В текущем году следователями прокуратуры расследуются 3 уголовных дела указанной категории (Верхошижемский, Подосиновский и Лузский районы).

Материальный ущерб, причиненный лесному фонду преступлениями, при вынесении приговоров взыскивается в полном объеме, но, как правило, не возмещается в связи с отсутствием у виновных лиц имущества, на которое было бы возможно наложение ареста. Имеются лишь единичные случаи частичного возмещения ущерба в добровольном порядке, наложения ареста и изъятия имущества в период предварительного и судебного следствия.

Во исполнение Лесного кодекса, в текущем году, приняты Законы Кировской области «О ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» от 27.03.2007 № 100-ЗО и «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» от 27.03.2007 № 101-ЗО, постановления Правительства Кировской об ласти о внесении изменении в постановления и распоряжения в соответствии  с требованиями Лесного кодекса.

Но этого явно не достаточно, и в ближайшее время необходимо принятие нормативно-правовых актов Кировской области по вопросам:

• установления порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд (в соответствии со ст.ст. 33, 35 ЛК РФ),

• установления правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Кировской области (в соответствии со ст.36 ЛК РФ),

• установления ставок арендной платы лесных участков, находящихся в собственности Кировской области (в соответствии со ст. 73 ЛК РФ),

• установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Кировской области (в соответствии со ст. 83 ЛК РФ).