Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2008 году

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Законодательного Собрания
Кировской области

Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области
в 2008 году

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 26 Закона Кировской области от 02.06.2005 № 332-30 «О Контрольно-счетной палате Кировской области» и содержит информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - КСП), результатах проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

В 2008 году КСП осуществляла свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности.

1. Основные итоги и особенности деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2008 году

КСП в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) и Законом области «О Контрольно-счетной палате Кировской области» обеспечен сквозной внешний финансовый контроль формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Акценты в организации работы сделаны на предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере.

Впервые в 2008 году в соответствии с требованиями БК РФ проведены внешние проверки отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год.

Кроме этого, проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов за 2007 год трех муниципальных районов.

В 2008 году проведено 78 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено 1490 нарушений. Использование средств с нарушением законодательства установлено в сумме 82,7 млн. рублей. Нецелевое использование средств установлено в сумме 1,2 млн. рублей.

По результатам контрольных мероприятий восстановлено в бюджет нецелевых расходов - 998,5 тыс. рублей, или 81,6 процента от установленной суммы.

В течение 2008 года КСП провела проверки 66 учреждений с выездом в 22 муниципальных района и городских округа.

13 материалов по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности передано в прокуратуру области и в УВД области.

По результатам контрольных и экспортно-аналитических мероприятий текущего года внесено 20 представлений в адрес руководителей областных департаментов, муниципальных образований, организаций и учреждений. Согласно полученным информациям все представления выполнены.

Направлено в органы государственной власти 162 информационных материала, в которых внесено 269 предложений, из них реализовано 248 предложений. Кроме того, выполнено 21 предложение по результатам проверок прошлых лет.

Органами исполнительной власти области проводилась работа по устранению нарушений бюджетного законодательства, о чем свидетельствует мониторинг реализации в 2008 году предложений КСП по наиболее значимым вопросам осуществления бюджетного процесса. В результате снято с контроля большинство материалов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

По материалам КСП в 2008 году к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 15 должностных лиц, допустивших нарушения.

2. Результаты контрольно-ревизионной деятельности

Одним из приоритетных направлений деятельности КСП по-прежнему остается контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств учреждениями социальной сферы.

В 2008 году проведено 31 контрольное мероприятие, в том числе 29 плановых мероприятий.

В ходе контрольных мероприятий проверено 96 объектов.

Выявлено использование средств с нарушением законодательства на сумму 4543,6 тыс. рублей.

Нецелевое использование средств установлено в сумме 1222,9 тыс. рублей, в том числе:

- 768,5 тыс. рублей - проверкой департамента здравоохранения (поставка медицинского оборудования, приобретенного в рамках областной целевой программы, с нарушением принципа адресности, установленного БК РФ);

- 226,0 тыс. рублей - проверкой департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью (расходы отражены не по тому коду бюджетной классификации);

- 172,0 тыс. рублей - проверкой управления образования Арбажского района (досрочная выплата заработной платы и отчислений на нее).

Неэффективное использование средств установлено:

- 2616,8 тыс. рублей - неосвоение в течение длительного времени субсидии на ремонт дорог;

- 2700,0 тыс. рублей - проверкой КОГУ «Управление капитального строительства»;

- 100,5 тыс. рублей - проверкой ОГУЗ «Кировский областной кардиологический диспансер»;

- 47,7 тыс. рублей - проверкой департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью;

- 47,5 тыс. рублей - проверкой администрации Омутнинского района;

- 4,2 тыс. рублей - проверкой администрации Котельничского района. Занижение доходов установлено в сумме 9444,8 тыс. рублей, в том числе:

- 6890,4 тыс. рублей - внешней проверкой отчета за 2007 год Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- 1944,9 тыс. рублей - проверкой исполнения бюджета за 2007 год Котельничского района;

- 425,2 тыс. рублей - проверкой исполнения бюджета за 2007 год Арбажского района;

- 140,2 тыс. рублей - проверкой департамента государственной собственности;

- 44,1 тыс. рублей - проверкой отчетов департаментов и управлений за 2007 год.

В ходе внешней проверки отчетов 5 главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС) за 2007 год выявлено 302 нарушения, которые связаны с нарушениями бюджетного учета и отчетности.

Во всех проверенных департаментах и управлениях установлены нарушения порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов России от 13.06.95 № 49. В нарушение установленных требований ими не во всех случаях проводится инвентаризация обязательств, расчетов с дебиторами, кредиторами и с бюджетом, а также инвентаризация материальных ценностей, переданных на ответственное хранение. Установлено, что инвентаризация материальных ценностей и расчетов не проведена на общую сумму 6,2 млн. рублей.

В деятельности департамента лесного хозяйства и департамента гражданской защиты и пожарной безопасности, а также управления по физической культуре и спорту и управления по делам архивов выборочной проверкой установлены нарушения ст. 64 Закона Кировской области от 05.12.2006 № 64-30 «Об областном бюджете на 2007 год» в части превышения размеров авансовых платежей, установленных при заключении договоров на поставку товаров (работ, услуг), нарушения БК РФ и организации бюджетного процесса.

В нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации четыре подведомственные управлению по делам архивов Кировской области учреждения, являясь самостоятельными юридическими лицами, не формировали бухгалтерскую отчетность и не имели самостоятельного баланса. Зачисление денежных средств за оказанные работы, услуги этими учреждениями производилось на лицевой счет управления по делам архивов Кировской области.

Как показала проверка, практически все проверенные департаменты и управления в 2007 году не исполняли бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части осуществления контроля целевого использования бюджетных средств подведомственными учреждениями, как того требовала ст. 158 БК РФ.

Установлен факт невыполнения постановлений Правительства области о повышении должностных окладов с 1 октября 2006 года в 1,11 раза и с 1 сентября 2007 года в 1,15 раза работникам центра оценки качества образования при департаменте образования области.

В рамках внешней проверки проведена проверка департамента финансов Кировской области по вопросам организации бюджетного процесса, включая анализ эффективности системы казначейского исполнения бюджета. Проверкой установлено 44 нарушения.

По-прежнему вызывает серьезное беспокойство состояние учета, отчетности, организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях области. В ходе внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов трех муниципальных образований области выявлены характерные для всех проверенных муниципальных образований нарушения при формировании консолидированной отчетности и исполнении бюджета.

Первая и основная группа - это некачественное составление отчета: отсутствие предусмотренных законодательством форм отчетности, включение в отчет недостоверных данных, искажение отчетности в целом.

Вторая группа - многочисленные нарушения БК РФ: в части санкционирования расходов, расходования бюджетных средств, поступающих из бюджета другого уровня в виде субвенций и субсидий по переданным полномочиям, нарушения при выделении бюджетных кредитов и другие.

Третья группа - некачественное планирование и исполнение бюджета муниципального образования по основным параметрам: доходы, расходы, дефицит, верхний предел долга.

Четвертая группа - неэффективное использование бюджетных средств, допускаемое в виде превышения установленных размеров авансирования, несвоевременного выполнения условий договоров на оказание работ и услуг учреждениям бюджетной сферы, наличие на счетах распорядителей бюджетных средств, не используемых длительное время остатков бюджетных средств и другие.

Пятая группа - отсутствие необходимой нормативной базы по управлению и использованию муниципального имущества.

В реальном режиме времени Контрольно-счетная палата получает информацию о поступлении средств в область на реализацию приоритетных национальных проектов и о перечислении средств конкретным получателям.

По результатам контрольного мероприятия - проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» установлено 72 нарушения на общую сумму 413180,5 тыс. рублей.

Проверкой целевого и эффективного использования средств на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» установлено 48 нарушений на общую сумму 1321,2 тыс. рублей. Итоги проверки показали возросший уровень работы всех органов, задействованных в реализации проекта. Резко снизилось количество нарушений, недостатков и ошибок.

3. Результаты экспертно-аналитической деятельности

В 2008 году проведено 47 экспортно-аналитических мероприятий, в том числе 42 плановых, 5 экспертно-аналитических мероприятий проведено сверх плана по поручению председателя КСП.

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению нарушений, так как заключения готовятся, как правило, на проекты законов области, проекты постановлений, распоряжений Правительства области, что позволяет своевременно внести необходимые коррективы и не допустить нарушения.

По результатам экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 29 экспертных заключений, из них 21 - на проекты законов, и 18 анализов и аналитических записок, 62 процента законопроектов от представленных на экспертизу доработано с учетом предложений и замечаний КСП.

Анализом отчетности главных администраторов доходов установлено 49 нарушений, в том числе многочисленные факты несоответствия доходов, отраженных в отчетности, бюджетным назначениям, утвержденным бюджетной росписью. В соответствии с законом области департаменты и управления утверждены как администраторы конкретных доходов. Отдельные субсидии и субвенции не проходили через администраторов доходов, а направлялись непосредственно муниципальным образованиям и поэтому не были отражены в отчетности 21 администратора доходов на обитую сумму 296,6 млн. рублей. В результате были нарушены права главных администраторов бюджетных средств (ст. 158 БК РФ). По сути, администраторы доходов не выполняли свои функции в полном объеме. Главные администраторы доходов не могли обеспечить контроль соблюдения получателями средств бюджета условий их предоставления, в соответствии с требованиями статьи 26 (п. 11) Закона области «О бюджетном процессе в Кировской области», так как не имели сведений об объемах поступивших и распределенных субсидий и субвенций получателям средств.

Анализом отчетности главных распорядителей средств областного бюджета установлено 100 нарушений. Установлены нарушения порядка заполнения форм отчетности, нарушения бюджетного учета, необоснованное закрытие счетов, представление отчетности не в полном объеме, занижение, завышение бюджетных назначений в формах бюджетной отчетности, по сравнению с бюджетной росписью и законом о бюджете.

Установлены факты искажения показателей бюджетной отчетности, связанные с приемом и передачей нефинансовых активов. 9 ГАБС исказили годовую бюджетную отчетность на 27,8 млн. рублей в результате искажения экономической сути операций - передачи имущества не тому уровни» бюджета, не тем получателям.

Департамент ЖКХ, департамент энергетики и газификации, департамент строительства и архитектуры без документального подтверждения «закрыли счета» на сумму 619,1 млн. рублей (94,0, 485,1 и 40,0) связанные с капвложениями (расходы осуществлялись через областные унитарные предприятия, которые не сформировали отчетность об израсходованных средствах бюджета, в результате не отражено увеличение активов в учете). Нарушены ст. 163 БК РФ, приказ Минфина РФ № 72н и постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 714. Согласно постановлению Правительства РФ государственные заказчики и заказчики застройщики в порядке, установленном Министерством финансов РФ для бюджетных организаций, должны были вести бухгалтерский учет, составлять и представлять отчетность об использовании средств бюджета, направленных на государственные капитальные вложения.

Всего в ходе внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2007 год установлено 495 нарушений. Из общей суммы выявленных нарушений 98,7 процента нарушений установлено в бюджетном учете и отчетности. Анализ информации 29 главных администраторов бюджетных средств свидетельствует об устранении нарушений на 96,5 процента от суммы выявленных проверкой нарушений в учете и отчетности.

При подготовке заключения на первые изменения в областной бюджет 2008 года. Не была учтена в текстовой статье законопроекта сумма дополнительной субсидии муниципальным образованиям на выравнивание бюджетной обеспеченности - 136,6 млн. рублей. При увеличении ассигнований на газификацию на 13 млн. рублей не было своевременно внесено изменение в ОЦП «Газификация Кировской области на 2008 год». При принятии окончательных документов замечания Контрольно-счетной палаты области учтены, нарушения на сумму 149600,0 тыс. рублей устранены.

При подготовке заключения на вторые изменения в областной бюджет 2008 года на сумму 127400,0 тыс. рублей. Программой предоставления гарантий предусмотрено предоставление гарантий в рамках ОЦП «Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение новых технологий в экономику области на 2007-2009 годы» в сумме 117400,0 тыс. рублей, которые не предусмотрены самой ОЦП. Предусмотрены ассигнования в сумме 10000,0 тыс. рублей на реализацию ОЦП «Поддержка и развитие отдельных командных игровых видов спорта в Кировской области», что не предусмотрено самой ОЦП.

При экспертизе законопроекта о внесении изменений в областной бюджет (третья поправка) на сумму 41744,5 тыс. рублей. Законопроектом предусматривалось увеличение ассигнований по ряду ОЦП, что не было предусмотрено соответствующими программами при внесении законопроекта.

При подготовке заключения по результатам анализа отчета об исполнении бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за первое полугодие 2008 года на сумму 78170,7 тыс. рублей. В нарушение ст. 83 БК РФ до внесения изменений в Закон области о бюджете фонда на 2008 год произведены расходы за счет субсидии из федерального бюджета на завершение расчетов за лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Эти расходы не были предусмотрены законом о бюджете фонда.

При экспертизе законопроектов об областном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в доходную часть областного бюджета в течение 2008 года установлено занижение доходов.

По результатам экспертизы проекта закона области об областном бюджете на 2008 год Правительству области предлагалось рассмотреть вопрос об увеличении в целом доходов областного бюджета 2008 года, в том числе по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций. По расчетам сумма занижения доходов составляла ориентировочно 841,6 млн. рублей. Однако предложение было отклонено.

При первой же поправке Законом области № 228-30 от 17.04.2008 по налогу на доходы физических лиц показатель увеличен на 229,0 млн. рублей (предложение КСП - 224,2 млн. рублей). А Законом области № 263-30 от 08.07.2008 по налогу на прибыль показатель увеличен на 1100,4 млн. рублей (предложение КСП- 537,8 млн. руб.).

В сентябре 2008 года предлагалось внести соответствующую корректировку по доходным источникам, имеющим по состоянию на 01.09.2008 значительное выполнение годовых бюджетных назначений (по расчетам КСП налог на доходы физических лиц и налог на прибыль были занижены примерно на 300,0 млн. рублей и 700,0 млн. рублей соответственно). По налогу на доходы физических лиц предложение было отклонено (но в декабре 2008 года внесено увеличение на 300,0 млн. рублей). По налогу на прибыль поправками в сентябре и декабре показатель увеличен на 760,0 млн. рублей. Таким образом, при предлагаемом Контрольно-счетной палатой области увеличении объема доходов по указанным выше источникам в сумме 1841,6 млн. рублей плановые назначения по доходам увеличены в течение года на 2440,4 млн. рублей.

4. Основные выводы, предложения, рекомендации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности

Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности свидетельствуют о снижении общего количества выявленных нарушений. В результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП в 2008 году выявлено 1490 нарушений, или на 496 нарушений меньше, чем в 2007 году.

Уменьшилась выявленная сумма использования средств с нарушением законодательства и нецелевого использования средств.

При этом значительно увеличилась общая сумма выявленных нарушений (в 2,5 раза), занижения доходов (в 3,7 раза), неэффективного использования средств (в 3,7 раза). Значительный прирост суммы нарушений связан с выявленными нарушениями в бюджетном учете и отчетности, выявленными впервые проведенными в соответствии с требованиями БК РФ внешними проверками отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. В 2008 году сохранился ряд проблем, в том числе следующие.

1. Некачественное планирование доходов приобрело системный характер. В связи с занижением доходов при планировании не своевременно предусматриваются расходы и осуществляются в более поздние сроки в условиях роста цен, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств с учетом временного и ценового факторов. В 2008 году первоначальный план доходов областного бюджета увеличен на 22,6 процента (без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета). Планируется предельный дефицит, а в течение года вносятся объемные поправки. В результате бюджет исполняется либо с минимальным дефицитом, либо с профицитом.

2. Нарушаются установленные бюджетным законодательством сроки принятия областных целевых программ. Большинство из них формируется в спешке, непосредственно перед внесением проекта бюджета.

Областные целевые программы не обеспечены реальными источниками финансирования. Не полностью привлекаются запланированные программами внебюджетные средства и средства федерального бюджета.

3. Не осуществляются контрольные полномочия главными администраторами бюджетных средств за подведомственными получателями средств бюджета, предусмотренные БК РФ. В большинстве департаментов, управлений отсутствуют ставки специалистов по финансовому контролю. Сдерживается процесс создания внешнего финансового контроля в представительных органах муниципальных образований. Результаты проверок муниципальных образований свидетельствуют, что имеют место нарушения и недостатки на всех стадиях осуществления бюджетного процесса.

4. Устанавливаются многочисленные системные недостатки и нарушения в использовании муниципального имущества. Отсутствует необходимая нормативная база. Инвентаризация муниципального имущества проводится не в полном объеме, без инвентаризации муниципальной казны или имущества, переданного в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление. В большинстве проверенных районов контрольная функция структурных подразделений администраций за целевым использованием и сохранностью муниципального имущества не осуществляется, проверки с выходом на место не проводятся. При определении размера арендной платы неправильно применяются утвержденные коэффициенты, что приводит к занижению годовой арендной платы и потерям бюджета.

5. При занижении планов по доходам областного бюджета формируются не обеспеченными финансовыми средствами бюджеты муниципальных образований, которые вследствие этого не могут выполнять закрепленные расходные обязательства. Дополнительные ассигнования на софинансирование расходов выделяются в конце года, в результате при невыполнении расходных обязательств большинство бюджетов муниципальных образований выполняется с профицитом при запланированном дефиците. Проверками в муниципальных образованиях устанавливаются факты несоблюдения требований Федерального закона № 131-ФЗ в части финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления исключительно за счет собственных доходов (сельские поселения). Требует совершенствования порядок оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.

6. Выявленные нарушения в бюджетном учете и отчетности свидетельствуют об имеющих место проблемах в организации бюджетного процесса.

5. Взаимодействие с другими органами

На заседаниях Законодательного Собрания области рассмотрено 18 заключений КСП.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП рассмотрены на 58 заседаниях комитетов Законодательного Собрания.

До сведения депутатов Законодательного Собрания области доведены 29 информации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП.

В 2008 году в рамках взаимодействия с Правительством области КСП проводилась экспертиза проектов постановлений и распоряжений, внесенных на рассмотрение Правительства области. Заключения по результатам экспертизы были направлены по 6 проектам постановлений.

В соответствии с посланием Губернатора Кировской области Н.И.Шаклеина Законодательному Собранию области разработан план мероприятий КСП на 2008 год. Мероприятия, предусмотренные планом, выполнены. На заседаниях Правительства области рассмотрено 17 вопросов с учетом материалов анализов и проверок КСП

В том числе на заседании Правительства области 15 января 2008 года рассмотрены результаты проверки использования средств бюджета на реализацию приоритетного национального проекта «Образование».

На заседании Правительства области 8 апреля 2008 года рассмотрены результаты проверки реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Распоряжение Правительства области от 14.03.2008 № 86 «Об исполнении областного бюджета за 2007 год» принято с учетом предложений и замечаний КСП' по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

- в части анализа эффективности реализации мероприятий областных целевых программ и принятия решения о целесообразности их реализации и финансирования;

- в части внесения изменений в методику планирования доходов областного бюджета в целях более точного их прогнозирования.

В постановлении Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 «О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области» учтены неоднократно вносимые предложения КСП, что позволит улучшить эту работу.

В постановлении Правительства области от 25.03.2008 № 126/79 «О внесении изменений в областную целевую программу «Газификация Кировской области на 2008 год» учтены замечания КСП на первые изменения в областной бюджет 2008 года о превышении ассигнований, по сравнению с объемом финансирования, предусмотренным программой на 13,0 млн. рублей.

Постановление Правительства области от 25.03.2008 №126/106 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 21.12.2007 № 117/504 «О стимулировании развития муниципальных образований области» в части неналоговых доходов от использования муниципального имущества принято после неоднократных предложений КСП.

Законом Кировской области «О внесении изменений в областную целевую программу «Социальное развитие села» на 2004-2010 годы» от 26.03.2008 учтены замечания КСП на последние изменения в областной бюджет 2007 года о превышении ассигнований, по сравнению с объемом финансирования, предусмотренным программой.

С учетом результатов проверок КСП принято распоряжение Правительства области от 16.04.2008 № 157 «О мерах по усилению финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства в 2008 году».

Распоряжение Правительства области от 03.09.2008 № 372 «О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Кировской области в 2008 году» принято по результатам проверки КСП.

Распоряжение Председателя Правительства Кировской области от 03.07.2008 № 25-пр-к «О наложении дисциплинарного взыскания» по результатам проверки КСП Центра оценки качества образования.

Постановление Законодательного Собрания области от 29.05.2008 № 25/94 «Об Обращении Законодательного Собрания Кировской области к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу финансового обеспечения оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов», принято после поднятия данной проблемы КСП на заседании комитета по социальным вопросам.

Одним из наиболее важных мероприятий в работе КСП является содействие становлению и организации муниципального внешнего финансового контроля.

В настоящее время во всех муниципальных районах и городских округах области созданы муниципальные контрольные органы. Из них два контрольных органа с образованием юридического лица, 33 - без образования юридического лица с наличием штатных специалистов, 10 -без образования юридического лица из числа депутатов.

Практика работы свидетельствует о более эффективной работе представительных органов местного самоуправления, в составе которых имеются специалисты по финансовому контролю. Наличие специалистов позволяет главам муниципальных образований принимать организационные меры по увеличению налогооблагаемой базы, по полноте собираемости доходов каждого конкретного бюджета и контролю эффективного использования бюджетных средств.

В 2008 году взаимодействие с контрольными органами муниципальных образований продолжилось на основе утвержденного годового плана совместных контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия осуществлялись по единым программам, разработанным КСП. В течение 2008 года КСП проведено 5 контрольных мероприятий с участием контрольных органов муниципальных образований. Увеличилось количество муниципальных образований участвующих в совместных контрольных мероприятиях.

В ходе данных мероприятий муниципальными контрольными органами выявлено 401 нарушение на общую сумму 183979,1 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств - 113,3 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 3616,6 тыс. рублей.

В качестве методического пособия контрольным органам муниципальных образований, в целях оказания помощи в работе направлены:

- обзор совместных контрольных мероприятий, проведенных в 2007 году;

- обобщенная информация по результатам проверки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;

- программа проверки реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и обзор по результатам проверки реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;

- обзор по результатам проверки использования муниципального имущества;

- программа проверки использования субсидии на проведение противопожарных мероприятий;

- программа проверки реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

- рекомендации по проведению аудита эффективности использования средств бюджета, направленных на поддержку агропромышленного комплекса и ряд других методических рекомендаций.

КСП дважды в течение года провела семинары-совещания с руководителями контрольных органов муниципальных образований. Стажировку в КСП прошли принятые на штатные должности в отдельные представительные органы специалисты.

Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП на основании соответствующего соглашения использовались прокуратурой области для принятия необходимых мер прокурорского реагирования. В 2007 году с правоохранительными органами осуществлялся обмен методическими рекомендациями и взаимное консультирование по проблемным вопросам.

В 2008 году 6 контрольных мероприятий проведено совместно с другими надзорными и контрольными органами.

Представители КСП в 2008 году принимали участие в совещаниях по вопросам: противодействия коррупции - в прокуратуре области; реализации приоритетных национальных проектов - на заседаниях рабочей группы при ГФИ по Кировской области; в учебно-методических сборах с личным составом подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями УВД Кировской области; в совещаниях департаментов области.

6. Организационно-методическая работа

В отчетном году проведено 10 заседаний Коллегии КСП, на которых с участием руководящих работников Законодательного Собрания, Правительства области, правоохранительных органов, представителей средств массовой информации рассмотрены наиболее важные вопросы деятельности палаты и результаты наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По результатам рассмотрения вопросов на Коллегии КСП принято 26 постановлений.

Председатель и заместитель председателя КСП, начальники отделов принимали участие в заседаниях Правительства области и Законодательного Собрания области, а также участвовали в работе комитетов Законодательного Собрания.

В 2008 году КСП взаимодействовала в работе со Счетной палатой РФ и Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ.

За 2008 год проведено 14 занятий по повышению квалификации всего коллектива.

В соответствии со статьями 3 и 26 Закона «О Контрольно-счетной палате Кировской области» регулярно представлялась информация о своей деятельности средствам массовой информации. Представители СМИ участвовали в семинарах-совещаниях с руководителями контрольных органов муниципальных образований и в заседаниях Коллегии.

О деятельности КСП в 2008 году опубликовано 107 статей в областных и районных газетах и журналах.

В целях повышения качества и регламентации контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП разработаны и одобрены Коллегией:

- методические рекомендации по подготовке экспертного заключения Контрольно-счетной палаты Кировской области на проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на текущий финансовый год (постановление Коллегии от 27.02.2008 № 2/7),

- методика проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального района (городского округа), (постановление Коллегии от 20.03.2008 года №3/9),

- методические рекомендации по подготовке экспертного заключения Контрольно-счетной палаты Кировской области на проект закона Кировской области «Об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год».

- методические рекомендации по подготовке экспертного заключения Контрольно-счетной палаты Кировской области на проект закона Кировской области «Об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

В целях выработки совместных с профессионалами в разных отраслях знаний наиболее обоснованных выводов и предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 2008 года проведено 4 заседания Экспертно-консультативного совета при председателе Контрольно-счетной палаты Кировской области.

Председатель
Контрольно-счетной палаты
Кировской области
А.М.Помаскин