Доклад Б.А.Джамалутдинова – начальника управления дорожного хозяйства области

Информация о состоянии дорог в области, проблемах и перспективах

По состоянию на 01.01.2007 сеть автомобильных дорог регионального значения составляет 9690 км, из которых с а/бетонным и цементобетонным покрытием 5596 км, гравийным, щебеночным и ж/б колея 3128 км и 966 км грунтовые. На автомобильных дорогах находятся 438 мостов протяженностью 19296 метров, из которых 82 моста или 19% до сих пор деревянные. До настоящего времени 4 районных центра (Луза, Подосиновец, Опарино, Кире) не имеют устойчивой автодорожной связи с областным центром, 1753 населенных пункта не имеют связи по автомобильным дорогам. В текущем году в рамках реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» ведется работа по приемке в сеть региональных дорог порядка 400 км автодорог обеспечивающих межмуниципальные связи из муниципальной собственности, т.е. в ближайшее время наша сеть будет более 10 тыс. км. В собственность области принимаются автомобильные дороги, соединяющие административные центры сельских поселений, ранее являющиеся муниципальными или безхозяйными, а также ряд так называемых транзитных улиц. Данная работа по отдельным объектам может вестись не один год и зависит в первую очередь от оперативности муниципальных образований.
До 1995 года средств на ремонт и содержание автодорог еще хватало, ежегодно ремонтировалось в среднем 350 км, но в 1996 году всего 186 км, а с 1997 года ремонт выполнен всего на 635 км, в результате отремонтировано лишь 7,2% от норматива по предельным межремонтным срокам. При таком уровне ремонта межремонтные сроки составляют 135 лет, вместо предельных капитальных покрытий 18 лет, переходных и облегченных покрытий 8-10 лет.
В 2000 году Санкт-Петербурским институтом «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» разработана «Региональная программа развития и совершенствования сети автомобильных дорог Кировской области до 2010 года с прогнозом на 20-летний период. Данная программа утверждена Постановлением Администрации Кировской области № 51 от 20.02.2001. Следует отметить, что данная программа разработана, в период существования «Закона о дорожных фондах Российской Федерации», когда существовал налог на пользователей автомобильных дорог в размере 3%. С отменой Закона с 2003 года финансирование значительно сократилось и как следствие программа не исполняется в объемах финансирования не федеральным и не областным бюджетами (ТДФ). С 2001 по 2007 год по программе должно быть построено 343,5 км, фактически всего 81,5 км или 24%.
В 2006 году, с целью определения потребности финансирования для содержания, ремонта и развития сети дорог области, разработана «Долгосрочная стратегия развития транспорта и дорожного хозяйства Кировской области с позиций устойчивого развития региона». Данная стратегия не утверждена, так как требует на эти цели направления средств в размере 3,15% от ВРП, которые до 2010 года направляются практически только на ремонт и содержание существующей сети. Если процент перевести в сумму, то в 2007 году она должна составить 2,99 млрд. рублей из областного бюджета, мы имеем на ремонт и содержание 1,138 млрд. рублей.
Бюджет дорожного фонда 2007 года составляет 2066 млн. руб., но из них 928 млн. рублей это субсидии федерального бюджета, которые направлены на строительство двух объектов - мостовой переход через реку Вятку у г.Вятские Поляны 665,5 млн. рублей и остальные 263 млн. рублей на продолжение строительства автодороги Мураши-Опарино-Луза. На эти цели предусмотрено также софинансирование из областного бюджета. На содержание дорог предусмотрено 640 млн. рублей, что составляет 57% минимальной потребности и это без учета постоянных недоремонтов. На ремонт дорог и искусственных сооружений направляется 365 млн. рублей, что позволит отремонтировать лишь 42 км дорог и сделать поверхностную обработку на 50 км. Кроме двух вышеуказанных объектов строительство будет вестись между Белой Холуницей и Кирсом, куда направлео 44,2 млн. рублей и на строительство моста через реку Юг в Подосиновском районе 25,2 млн. рублей.
Потребность для обязательных видов работ значительно выше. Минимальная потребность на содержание должна быть 1051 млн. рублей, на ремонт дорог по предельным межремонтным срокам 612 км х 3225 тыс.рублей = 1974 млн. руб., на кап. ремонт 301 х 6362 тыс.руб. =1914 млн.руб. на ремонт мостов и труб не менее 300 млн. рублей итого, без развития сети необходимо только на эксплуатацию 5239 млн. рублей.
Следует остановиться на наш взгляд на состоянии и на финансировании муниципальных дорог, учитывая, что из дорожного фонда на их ремонт направлено 168 млн. рублей Основные недостатки: некому заниматься, нет учета, нет средств. Такое положение будет продолжаться до тех пор, пока не будут определены целевые источники финансирования муниципальных дорог.
Ввиду недостаточности финансирования, несмотря на принимаемые меры, происходит уменьшение удельного веса дорог, соответствующих своим транспортно-эксплуатационным показателям, нормативным требованиям, что в конечном счете повлечет за собой ускоренное разрушение территориальных дорог и, как следствие, увеличение транспортной составляющей в стоимости продукции.
Сохранение тенденции снижения уровня объемов финансирования дорожного хозяйства приведет к следующим последствиям:
1. Удельный вес протяженности автомобильных дорог,
соответствующих нормативным требованиям по транспортно-
эксплуатационным показателям, снизится к 2010 году с 24 до 5%.
2. Количество ДТП по дорожным условиям возрастет на 15-20% по
сравнению с существующим уровнем, повысится и тяжесть последствий
ДТП.
3. Неготовность автодорог к принятию европейских грузовых
автомашин имеющих более высокую нагрузку на ось, после вступления
России в ВТО, может привести к серьезным разрушениям дорожной сети
области.
4. Сохранится тенденция сокращения числа сельских населенных
пунктов и потери большого количества сельхозугодий.
Еще сложнее складывается положение с состоянием муниципальной составляющей сети дорог.
Отсутствие подъездов с твердым покрытием с мелким и отдельным сельским населенным пунктам, обуславливает дополнительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием.
Протяженность грунтовых дорог общего пользования составляет более 1000 км.
Движение к населенным пунктам по грунтовым дорогам крайне затруднено, особенно в осенне-весенний период, что осложняет доставку необходимых грузов.
Недостаточное развитие территориальной сети автодорог усугубляет положение в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, из-за невозможности выезда в районные центры.
На сегодня транспортная составляющая в различных видах продукции производственного назначения колеблется от 5% до 35% и по оценке в нашей области как минимум на 15% выше, чем в среднем по России. Здесь можно привести одну существующую деталь - по наблюдениям только при своевременном ремонте себестоимость грузоперевозок уменьшается на 15%. Нам о своевременном ремонте приходится только мечтать.
В связи с изложенным, считаем необходимым срочно провести диагностику территориальных дорог общего пользования.
Планирование проведение ремонтных работ и распределение бюджетных средств должно осуществляться по результатам диагностического обследования состояния дорог, и быть основой наших бюджетных заявок.
Нерешенной остается проблема создания стабильного и достаточного источника финансирования автомобильных дорог с учетом необходимости реализации реформы местного самоуправления и разграничения полномочий между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, которая потребует перераспределения дорог на дороги территориального и муниципального значения.
Необходимо отметить, что Правительство Кировской области в целом правильно определяет главные приоритеты деятельности дорожного хозяйства направленные на:
1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог и мостов путем
круглогодичного комплексного содержания и выполнения программ
ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог и сооружений на
них.
2. Усиление мер по повышению эффективности бюджетных
расходов, контролю качества дорожных работ.
Осуществление запланированных мер по реформированию дорожного хозяйства и оптимизации сети подведомственных предприятий и учреждений.
Основными задачами дорожного управления на 2006 год являются:
- работа по внедрению новых современных технологий и дорожно
строительных материалов на автодорогах области;
- разработка среднесрочных программ до 2010 года;
Низкий уровень финансирования обнажил и многие другие проблемы ведущие к необратимым процессам.
Износ основных дорожных машин составляет в среднем 89%, в том числе автогрейдеров - 90%, из 115 единиц у 93 износ 100%, комбинированные дорожные машины -89%, из 133 единиц у 100 износ 100%, экскаваторы -85%, из 65 единиц у 48 износ 100%, асфальтоукладчики-90%, из 17 единиц у 13 износ 100%, катки дорожные-92%, из 94 единиц у 82 износ 100%.
Из 36 имеющихся у предприятий асфальтосмесителей, которые были в основном приобретены до 1990 года, 32 имеют износ 100%. Здесь также уместно отметить, что имеющиеся смесители уже морально устарели. На сегодня в области существуют 26 организаций областного управления дорожного хозяйства, в том числе 22 дорожно-эксплуатационных предприятия, занимающихся содержанием, ремонтом и строительством дорог, проектная контора, 3 промышленных предприятия (2 карьера и Гирсовский промышленный комбинат дорожно-строительных материалов). В областном центре находятся Нововятское ДЭП-6 и проектная контора. Численность работающих на 01.01.2006 года составила 2655 человек. Средняя заработная плата 6954 рубля.
Численность дорожно-эксплуатационных организаций с 1991 года сократилась более чем в 2 раза, исчезли большинство подрядных строительных организаций. Последний молодой специалист профильных институтов приехал в область в 1988 году. Учитывая, что средняя заработная плата дорожно-эксплуатационных организаций составила в 2006 году 6954 рубля, легко понять, что не каждый согласиться за такую плату вставать в любое время суток и работать в любую погоду, и никакой дорожник или мостовик на такую зарплату без жилья в область не поедет.
Способная ли область с бюджетом в 21 млрд. рублей самостоятельно решить дорожную проблему? Безусловно, нет. Сегодняшние рекомендуемые источники финансирования дорожных работ, кроме транспортного налога, зависят от решений федеральных властей. В регионах можно регулировать лишь транспортный налог, увеличив максимально ставки на легковые автомобили, но это даст плюсом нашей области лишь 200 млн. рублей. А кроме этого лишь мелкие доходы (пропуска, аренда, тяжеловесные грузы), которых набирается всего 36,0 млн. рублей).
Областью принимаются все возможные меры по привлечению средств федерального бюджета. Субсидии на строительство автодорог с 98,3 млн. рублей в 2004, в 2007 году выросли до 928,23 млн. рублей, что составило 944%. С целью увеличения бюджетной обеспеченности региональных дорог ведется работа по передаче региональных дорог в федеральную собственность. В первую очередь это автодорога Санкт-Петербург-Вологда-Киров-Пермь протяженностью 417,15 км, являющейся маршрутом транспортного северного коридора. Совместно с ФГУ «Волговятскуправтодор» также ведется работа по автодороге Киров-Малмыж-Казань 275,35 км и совместно с Нижегородской областью по автодороге Нижний Новгород-Шахунья-Яранск 75,156 км.
В условиях дефицита средств, принимаются меры по повышению эффективности их использования:
1. Внедрение моделей планирования ремонтных работ на основе данных
диагностики о фактическом состоянии дорог и искусственных
сооружений.
2. Повышение сроков службы дорожных сооружений за счет повышения
качества работ, усиление контроля качества производства работ, а также
механизмов санкций за нарушение договорных и гарантийных
обязательств подрядчиков.
3. Применение новых материалов и технологий. В развитие данного
мероприятия приобретен комплекс машин и механизмов для устройства
поверхностной обработки. За 2 года выполнены работы на 50 км.
Производится работа по замене малых деревянных мостов на долговечные
трубы большого диаметра.
Сколько бы мы не говорили о наших дорогах, без финансирования под нормативы по содержанию и ремонту, ситуацию не исправить. Безусловно, правы пользователи дорог, отмечающие ухудшение их состояния. Мы это признаем.
В создавшихся ситуациях с финансированием региональных дорог вся надежда только на разумное решение федеральных властей. 14 июня Правительством Российской Федерации планируется рассмотреть вопрос «О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства.

ВЫВОДЫ: Ситуация с финансированием региональных и муниципальных дорог является проблемой не только Кировской области, но и большинства регионов Российской Федерации. Многие регионы, в том числе и Кировская область, обращались к Государственной Думе, правительству РФ о возрождении Закона «О дорожных фондах». По данному вопросу есть наработки Российской ассоциации дорожников «РАДОР» и ассоциации подрядчиков Российской Федерации «АСКОР».
Учитывая, что в последнее время все чаще звучат высказывания членов обеих палат Федерального собрания о возрождении дорожных фондов, предлагается еще раз по данному вопросу обратиться во все уровни федеральной власти. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Просить Правительство области изыскать возможность увеличения в текущем году финансирования на ремонт дорог.
2. Рекомендовать Правительство области считать сохранение существующей сети области приоритетным при формировании бюджета на 2008 год.
3. Законодательному Собранию области повторно выйти с обращением к Председателю Правительства Российской Федерации и Государственную Думу о финансировании на существующую сеть автомобильных дорог.