Материалы к выступлению Д.С. Кайсина

«Источники и механизмы финансирования строительства дорог,
восстановления опорной дорожной сети, поддержания дорожной
инфраструктуры в оптимальном состоянии».

1. Состояние дорожной сети. Структурные риски. Потери экономики.

Динамика износа дорог общего пользования в Кировской области такова, что грозит катастрофическими последствиями. Неудовлетворительное качество дорожной инфраструктуры самым негативным образом сказывается на состоянии экономики Кировской области:
- регион постепенно исключается из системы межрегиональной и межстрановой кооперации, всё чаще выявляются отказы в сотрудничестве с Вятскими предприятиями и предпринимателями;
- структура себестоимости товаров, продукции, работ и услуг завышена на 9-15 %;
- инвестиционное сообщество отказывается от размещения проектов в Кировской области в связи с неудовлетворительной промышленной (в первую очередь дорожной инфраструктурой);
- основное природное богатство региона – лес, а так же другие естественные природные ресурсы осваиваются далеко не в полной мере, поскольку к ним не обеспечены транспортный доступ;
- наблюдается отток капитала из Кировской области, местные предприниматели всё чаще организуют бизнес в других регионах, предпочитая их Кировской области в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой.
При сохраняющихся тенденциях, вскоре процесс разрушения дорог будет необратимым. Дорожную сеть, по сути, нужно будет создавать вновь. Это сотни миллиардов рублей.
В контексте федеральной политики по внутреннему административно-территориальному устройству России следует ожидать укрупнения регионов – субъектов федерации. При этом присоединяемыми субъектами выступят экономически менее развитые регионы, и наоборот, сохранят свою самостоятельность регионы с наиболее развитой экономикой.
Одним из основных критериев, который ляжет в основу оценки целесообразности сохранения самостоятельности региона, будет являться способность региональных властей (законодательной и исполнительно) эффективно управлять экономикой. Следовательно, развитость инфраструктуры, в первую очередь дорожной – это критерий оценки работы региональной власти.
Полагаем, что существующие темпы разрушения опорной дорожной сети с большой долей вероятности могут привести к тому, что Кировская область потеряет статус субъекта Федерации, в связи с присоединением к другому, более экономически развитому региону или субъекту федерации, показывающему большую динамику экономического развития.
По самым скромным оценкам потери валового регионального продукта в связи с неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог составляют 7 % ежегодно. При этом, при существующей динамике доля потерь будет резко увеличиваться. В данном случае мы говорим исключительно о прямых потерях.
И наоборот, восстановление дорожной инфраструктуры в кратчайшие сроки приведёт к существенному приросту ВРП и увеличению налоговых поступления в бюджеты всех уровней и динамичному развитию экономики.
По нашим данным эффективное вложение в дорожную сеть 15 млрд. рублей в течении ближайших 3 лет обеспечит дополнительный ВРП в течении 10 лет на уровне 50-60 млрд. рублей.

2. Источники и механизмы финансирования строительства дорог, восстановления опорной дорожной сети, поддержания дорожной инфраструктуры
в оптимальном состоянии.

2.1 Докладывая о состоянии дорог в регионе и источников их восстановления на всех уровнях, как правило, сравнивают две совершенно разные величины: уровень необходимых затрат на восстановление дорожной сети и возможные бюджетные источники их финансирования (текущие доходы бюджета).
Разнородность указанных величин состоит в следующем.
Объём затрат на восстановление дорожной сети является непросто капитальным, но вековым, с точки зрения масштаба затрат. Вся совокупность мероприятий по восстановлению дорог не просто масштабна, но экстраординарна по целям, задач и важности для экономики.
С другой стороны, предлагаемые источники финансирования - собственные средства областного и федерального бюджетов, являются исключительно текущими расходами, совершенно несопоставимыми с масштабом проблемы и нависших над регионом угроз.
2.2 Убеждены, что единственным источником финансирования является привлечение на долгосрочной основе крупных кредитов с софинансированием средств из Федерального бюджета.
Иных источников финансирования для решения поставленных задач не существует.
2.3 Механизм привлечения средства для восстановления дорожной сети выглядит следующим образом:


Банк    -   Любой международный финансовый институт
Сумма кредита    -   10-15 млрд. рублей
Ставки    -   4-5% годовых. Европейские, либо ниже европейских
Срок кредита    -   От 10 до 20 лет
Порядок погашения    -   Необходимы каникулы по погашению основного долга не менее 5 первых лет использования кредита.
Порядок выборки, транши    -   Освоение в течении 3 лет 2008-2010 годах. Выборка по мере освоения.
Софинансирование на федеральном уровне    -   Федеральный бюджет может софинансировать программу, поскольку она может выступить в качестве «пилотной» (привлечение такого уровня финансирования на восстановление дорог по нашим данным первый случай).

2.4 Источники погашения займа:
- рост реальных доходов бюджетов за счёт устранения потерь ВРП¸ а так же за счёт дополнительного роста ВРП – 15-20 %;
- рост номинальных доходов (инфляционная составляющая роста доходов бюджета – 30-40 %
- софинансирование программы из Федерального бюджета – 20-30 %
- средства дорожного фонда Кировской области – примерно 10-15 %
- дополнительные доходы бюджетов в связи с оптимальным администрированием поступления налогов и повышением дисциплины уплаты налогов (строительство дорог, мощный мотивирующий довод и PR акция для работы с налогоплательщиками).

Регулярное и эффективное управление проектом восстановления дорожной сети, включая привлечение аналитической составляющей, позволит достичь поставленных задач.

Д.С. Кайсин
Руководитель аналитической группы «Мета»
Директор ООО «Мета-Лизинг»
группы компаний ПроБизнесКонсалтинг