Низкое качество дорог в Кировской области

НИЗКОЕ КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Современное дорожное и транспортное строительство само по себе должно служить промышленному росту. В Кировской области, как и в ряде других регионов России, многие предприятия неконкурентоспособны только по причине отсутствия хороших дорог: невозможно доставить товары до потенциального потребителя. От состояния дорог во многом зависит имидж региона, в том числе и инвестиционный. На сегодняшний день, по словам водителей-транзитников, дороги заканчиваются, как только въезжаешь в Кировскую область.
Сеть автомобильных дорог Кировской области была сформирована в конце 80-х годов, и с распадом СССР финансирование из федерального бюджета практически прекратилось. Если с 1988 г. по 1995 г. было построено 3284 км только дорог общего пользования, то с 1996 г. по настоящее время - всего 243 км, в том числе с 2003 г., с утратой силы Федерального закона "О дорожных фондах Российской Федерации", всего 25 км. На сегодняшний день территориальная сеть дорог общего пользования области составляет 9690 км, из которых с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием 5484 км (57%). По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регион занимает 48 место в России и 13 место в ПФО. По оценкам специалистов, качество дорог в Кировской области значительно хуже, чем в соседних регионах, а 5 районов области вообще не связаны автодорогами с областным центром. Туда можно добраться либо через соседние регионы по дорогам очень низкого качества, либо по воздуху. Помимо этого, Кировская область на данный момент не имеет устойчивого выхода в ряд соседних регионов - Архангельскую и Вологодскую области, что значительно сдерживает межрегиональные связи.
Согласно требованиям, за последние 15 лет средняя ежегодная потребность ремонта дорог с твердым покрытием составила 832,3 км. Несмотря на это, с 1991 г. по 2005 г. среднегодовая протяженность ремонтов не превысила 180,4 км, или 21,6% от требуемого объема. За последние 15 лет ежегодный ремонт автодорог снизился в 10 раз и на данный момент составляет 6-7% от необходимых объемов (Рис. 1). За этот период недоремонт дорог с твердым покрытием составил 9778 км или 112% от общей их протяженности. Потребность в средствах на ликвидацию недоремонтов за последние 10 лет составляет порядка 33,8 млрд руб. - 1,8 бюджетов Кировской области.
Основная причина сложившейся ситуации - недостаток денежных средств. Если сравнивать финансирование дорожной отрасли области, то оно снизилось в 10 раз по сравнению с 1990-1991 гг. По уровню финансирования территориальной сети автодорог общего пользования область находится на последнем месте в ПФО и на 75 - в России (в 2005 г. финансирование составило 116,4 тыс. руб. на 1 км).
Проведенные сотрудниками ГИБДД проверки показывают, что улично-дорожная сеть в полной мере не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих качество содержания дорог. В неудовлетворительном состоянии находятся основные дороги области, на низком уровне находится содержание улично-дорожной сети населенных пунктов (не хватает тротуаров, уличного освещения, средств регулирования дорожного движения), все районные центры (в том числе и г.Киров) не имеют объездных дорог, позволяющих грузовому транзитному транспорту двигаться в объезд жилой застройки. Вследствие этого возрастает осевая нагрузка - одна из главных причин разрушения дорожного покрытия. Сейчас она в 2 раза превышает допустимую на дорогах области. Проблема усугубляется наличием в области 5 тыс. км бесхозных дорог, которые ранее принадлежали лесхозам и сельскохозяйственным предприятиям, а сейчас сняты с баланса. При обследовании дорог и искусственных сооружений отмечено много недостатков в содержании мостов. Около 12% железобетонных мостов требуют ремонта, а в отдельных случаях - полной перестройки (127 мостов до сих пор деревянные). Ежегодно сотрудниками ГИБДД на устранение недостатков улично-дорожной сети области выдается порядка 2,5 тыс. предписаний. Несмотря на это, ситуация с автодорогами только ухудшается. Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, с годами увеличивается. Если в 1995 г. их абсолютное число составляло 259 ДТП, то в 2005 г.- 625 (увеличилось в 2,4 раза). Постоянно растет количество пострадавших в таких авариях. Если в 1996 г. их было 256 человек, то в 2003 г. - 958. Еще одним отрицательным фактором является большой износ дорожно-строительной техники - более 70%. По оценкам специалистов, если уровень финансирования дорожного строительства будет снижаться и дальше, то к 2010 г. удельный вес дорог, соответствующих нормативным требованиям, снизится с сегодняшних 24% до 5%, на 15-20% возрастет число ДТП.
На заседании областного Законодательного собрания 23 ноября 2006 г. были утверждены новые ставки транспортного налога. Изначально планировалось повысить ставку налога в 3 раза, но после обсуждения налог на самую массовую категорию автомобилей - до 100 л.с. был увеличен с 5 до 9,5 руб. за 1 л.с., максимальное увеличение ставки налога коснулось категории свыше 250 л.с. - она увеличилась в 3 раза (с 30 руб. до 90 руб. за 1 л.с.). Одним из обоснований повышения было то, что ставка налога в регионе не повышалась с 2002 г., другим - плохое состояние дорог. Между тем, по оценкам специалистов, с повышением ставки дорожный фонд получит дополнительно только 60 млн руб., чего хватит лишь на ремонт 12-15 км автодорог. Сейчас может сложиться такая ситуация, что владельцы автотранспорта, особенно большой мощности, будут регистрировать автомобили в других регионах (в том числе и соседних), где ставка налога в несколько раз ниже. А это приведет к тому, что и без того небольшой бюджет региона недополучит налогов.
Вся сеть дорог области находится в крайне критическом состоянии, что может привести дорожную сеть к необратимым процессам. Весеннее таяние снега еще более обострило проблему - дороги, вышедшие из-под снега, по общему мнению, уже нельзя назвать дорогами. Известный телеведущий В.Соловьев, приехавший в марте 2007 г. в г.Киров с целью ознакомления с жизнью российской глубинки, сказал: "Для того чтобы понять, как здесь жизнь идет, достаточно три минуты по местным дорогам проехаться". Ямочные ремонты дорог, начавшиеся весной, проблемы не решают, так как практически все дороги области требуют капитального ремонта. Около 70 активистов Кировского отделения молодежной организации "Молодая Гвардия Единой России" 9 марта 2007 г. провели несанкционированное пикетирование здания администрации г.Кирова. Во время пикета участники протестовали против ужасного состояния дорог и требовали отставки главы администрации г.Кирова Г.Плехова.
По информации администрации г.Кирова, на ремонт городских дорог в 2007 г. будет выделено около 128 млн руб. (85 млн руб. - из городского бюджета, 43 млн руб. - из бюджета области), однако для нормального содержания дорог г.Кирова необходимо более 500 млн руб. ежегодно, поэтому ремонтироваться будут только участки повышенной аварийности. В соответствии с соглашением, подписанным между правительством Кировской области и Росавтодором, на финансирование дорожного хозяйства области в 2007 г. из федерального бюджета будет выделено около 760 млн руб., однако 665,5 млн руб. из этой суммы будет направлено на строительство мостового перехода через р.Вятку у г.Вятские Поляны (сдача моста в эксплуатацию планируется в ноябре 2007 г.), остальные средства - на строительство дороги Киров-Котлас-Архангельск, софинансирование из бюджета области на эти проекты составит 40 млн руб.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, секретаря Кировского регионального отделения партии "Единая Россия" И.Игошина, Кировская область наглядно демонстрирует, насколько серьезны в России дорожные проблемы. Он также отметил, что в Кировской области "дороги - это особенно больное место". Губернатор Кировской области Н.Шаклеин 5 апреля 2007 г. в своем ежегодном послании обратил особое внимание на развитие современной транспортной инфраструктуры. Губернатор заявил, что в 2006 г. общий объем работ по содержанию, ремонту и строительству дорог увеличился на треть, однако значительная часть дорожных покрытий остается в неудовлетворительном состоянии.