Доклад Н.В.Круковской - замглавы департамента финансов области

Об источниках и объемах финансирования на развитие дорожного хозяйства в 2004 – 2007 годах.

Уважаемые депутаты!

Вашему вниманию будут представлены данные об источниках и объемах финансирования на развитие дорожного хозяйства за 4 года с 2004 по 2007 год.
На основании Закона области от 28.11.2002 № 115-ЗО «О территориальном дорожном фонде Кировской области» ежегодно в составе областного бюджета утверждаются источники формирования, объем доходов и расходов территориального дорожного фонда Кировской области.
Источниками формирования дорожного фонда являются налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (далее – собственные доходы), а так же субсидии федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (далее – федеральные средства).
Финансирование дорожного фонда ежегодно осуществлялось в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах фактически поступивших целевых средств фонда.

Анализ средств бюджета, направленных на развитие дорожного хозяйства в 2004-2006 годах и плановых назначений 2007 года свидетельствует о ежегодной тенденции роста доходов и расходов бюджета на эти цели. На 2007 год на дорожное хозяйство предусмотрены доходы и расходы с учетом остатка средств начало года в объеме соответственно 2201,4 и 2234,6 млн.руб., что превышает размер аналогичных показателей 2004 года в 2 раза. При этом за этот период основной рост достигнут за счет увеличения объема субсидий из федерального бюджета. В тоже время из представленных данных видно, что собственные доходы ежегодно превышали в абсолютной сумме размер федеральных средств.
Собственными доходными источниками формирования дорожного фонда на протяжении всего анализируемого периода являлись транспортный налог, акцизы на нефтепродукты, поступления от погашения задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и плата за провоз тяжеловесных грузов и добровольные взносы за проезд в период весеннего закрытия дорог. В разные годы источниками фонда были:
- в 2004 году - земельный налог и поступления от погашения задолженности по налогу с владельцев транспортных средств;
- в 2006 и 2007 годах - налог на имущество организаций и доходы от сдачи в аренду имущества, приобретенного за счет ТДФ;
- в 2004-2006 годах возврат бюджетного кредита. Для сопоставимости данных вышеназванные источники объединены в группу прочие доходы.

На протяжении 4 лет в структуре собственных доходов дорожного фонда основную долю занимали акцизы на нефтепродукты. Удельный вес данного доходного источника с 2004 года увеличился с 48,4% до 65,6% в 2007 году. Вторым по объему поступлений является транспортный налог, удельный вес которого в разные годы колебался от 23,8% до 29,8%. Удельный вес прочих доходных источников снизился с 24% в 2004 году до 5,7% в 2007 году.

Анализ поступлений основных доходных источников фонда за 3 прошедших года свидетельствует о планомерном росте акцизов на нефтепродукты. Объем данного налога увеличился в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 41,7 процента. На 2007 год поступление данного доходного источника планируется в сумме 725 млн. рублей, что на 24,2 млн. рублей больше, чем в 2006 году.
Поступления по транспортному налогу в 2007 году предусмотрены с ростом к 2004 году на 12,6%. При этом на графике видно, что в 2006 году данного налога поступило меньше, чем в 2005 году. В текущем году объем транспортного налога планируется в сумме 317,2 млн. рублей, что на 47,3 млн. рублей больше, чем в 2006 году.
Сумма поступлений прочих доходных источников за анализируемый период снизилась в 3,9 раза, с 245,1 млн.руб. в 2004 году до 62,8 млн.руб., запланированных в 2007 году.
При этом следует отметить, что в целях недопущения снижения расходов территориального дорожного фонда, второй год подряд при формировании бюджета ТДФ дополнительно направляется часть налога на имущество. Первоначально в бюджете фонда на 2007 год поступление данного налога было запланировано в сумме 115 млн.рублей. Внесенными изменениями в Закон области «Об областном бюджете на 2007 год» в марте текущего года размер отчислений в ТДФ от налога на имущество снижен до 21,5 млн. рублей. Данное сокращение связано с выделением субсидий муниципальным образованиям области на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях.
Кроме того, хочется отметить, что принимаемыми мерами Дорожным комитетом области объем платы за провоз тяжеловесных грузов и добровольные взносы за проезд в период весеннего закрытия дорог с 2005 года увеличился с 18,3 млн.руб. до 28,2 млн.руб. в 2007 году или в 1,5 раза.

Объемы финансирования с учетом федеральных средств на дорожное хозяйство по видам работ представлены в следующей таблице.
В рассматриваемом периоде темп роста расходов на реконструкцию и строительство автомобильных дорог опережал темпы роста расходов на ремонт автодорог и на их содержание. При этом в 2006-2007 годах наибольший объем финансирования направляется на реконструкцию и строительство автодорог соответственно 619,3 и 1061,1 млн.рублей.
Из объема расходов на реконструкцию и строительство автомобильных дорог на 2007 год основную долю в сумме 928,2 млн. рублей составляют целевые расходы за счет средств федерального бюджета. В текущем году в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» 665,5 млн.руб. направляется на строительство мостового перехода по реке Вятка, который позволит обеспечить транспортную связь кратчайшим путем между Республиками Татарстан и Удмуртия, Кировской и Пермской областями, 94,5 млн.руб. - на строительство автодороги Киров-Котлас-Архангельск, участок Староверческая-Вазюг в Мурашинском районе, и 168,2 млн.руб. на строительство автодороги Киров-Котлас-Архангельск, участок Вазюг-Опарино в Опаринском районе.
В 2005-2006 годах темп роста расходов на содержание автодорог был выше, чем темп роста расходов на их ремонт.
В 2007 году на ремонт дорог в областном бюджете предусмотрено 533,5 млн.руб. или с ростом к 2006 году на 54,1%. В связи с недостатком в муниципальных образованиях области собственных доходных источников на ремонт дорог в поселениях и в целях предотвращения дальнейшего разрушения существующей сети дорог в поселениях, в областном бюджете текущего года впервые предусмотрены субсидии муниципальным образованиям области на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях, в общей сумме 168,2 млн. рублей.

Структура расходов на развитие дорожного хозяйства без учета федеральных средств свидетельствует, что основная доля расходов за счет собственных средств областного бюджета направляется на содержание существующей сети автодорог. В 2004-2007 годах удельный вес данного вида расходов составляет от 45,5% до 54,6%. Доля расходов на ремонт автодорог в 2004-2006 годах была почти на одном уровне в пределах 31,1 -31,9% и по вышеназванной ранее причине увеличилась в 2007 году до 40,8%. Доля расходов на реконструкцию и строительство автодорог за счет собственных источников за анализируемый период составляет в разные годы от 9,4% до 15,8%.

Динамика расходов на развитие дорожного хозяйства за счет собственных средств областного бюджета по видам работ за 4 года представлена на графике. За анализируемый период наблюдается планомерный рост расходов бюджета на содержание и ремонт автомобильных дорог. В 2006-2007 годах объем финансирования расходов на реконструкцию и строительство автодорог сложился ниже уровня произведенных расходов на эти цели в 2004-2005 годах.
В целом затраты бюджета без учета федеральных средств на строительство моста на р.Вятка на 1 км дорог общего пользования сложились: в 2004 году – 103,2 тыс. рублей; 2005 году - 108,9 тыс. рублей; 2006 году - 113,6 тыс. рублей; прогноз 2007 год - 144,5 тыс.рублей.
Плановые назначения 1 квартала текущего года по областному бюджету выполнены на 100,5 %. По большинству доходных источников план выполнен.
В связи с принятием Лесного кодекса в новой редакции, Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также изменением законодательства по акцизам на нефтепродукты (уплата акцизов сейчас производится только производителями) отмечаются существенные отклонения от плановых назначений по платежам за пользование лесным фондом, по налогу на игорный бизнес, по доходам от уплаты акцизов и по налогу на имущество организаций. По данным доходным источникам в областной бюджет в 1 квартале не допоступило 85,7 млн. рублей.
Указанные изменения в законодательстве, могут привести в текущем году к выпадающим доходам областного бюджета, которые потребуют компенсации за счет иных доходных источников.
Итоги исполнения доходной части областного бюджета за 1 квартал текущего года в соответствии с Бюджетным кодексом (перевыполнение менее 10 %) не дают возможности выйти с предложениями о внесении изменений в Закон области «Об областном бюджете на 2007 год» и увеличить доходные и расходные статьи дорожного фонда.
Предлагаем рассмотреть вопрос об увеличении средств на развитие дорожного хозяйства при формировании областного бюджета на 2008 год. Кроме того, для более эффективного расходования средств, снижения зависимости от фактического объема поступления целевых доходных источников и ускорения освоения бюджетных средств будет рассмотрен вопрос об упразднении территориального дорожного фонда с 2008 года в соответствии с вносимыми изменениями в Бюджетный кодекс РФ.