Выступление главы Верхнекамского района Чежеговой О.И.

Совсем недавно я приняла участие в работе IV Международного Конгресса «Российская сельская семья». Где очень остро был поставлен вопрос о том, что недопустимыми темпами уменьшается население, особенно сельское. Численность населения сельской местности всего 27%. Идёт мощная урбанизация, с одной стороны, и старение нации, с другой стороны.
Причин этому много. И это тема отдельного большого разговора о демографии. Одна из главных проблем, по которой население
концентрируется — это транспортная доступность. Строительство и ремонт автодорог не вошло в национальные проекты. Может ли Россия прожить без развития автомобильных дорог: Конечно, нет. И, как следствие, может оказаться, что всё население стянется к большим городам. Ещё в 18 веке французский философ Жан Жак Руссо говорил о том, что государство - это как тело человека, которое до определённого роста имеет силу, а затем может оказаться слабым, т.е. по всему государству должна быть определённым образом расположена вся инфраструктура. Я сейчас говорю о малых городах, городских и сельских поселениях.
Верхнекамский район самый большой по территории район Кировской области, площадь которого составляет более 10 тыс. кв. км.
На территории Верхнекамского района протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 650.87 км, в том числе в границах населенных пунктов 366.47 км, из них дороги с асфальтовым покрытием составляют 292,32 км, грунтовые дороги - 358,55 км.
Общая протяженность автобусных маршрутов 479,1 км.
Улицы и дороги с усовершенствованным покрытием построены в основном 25-30 лет назад и относятся к третьей категории. Перспективный период для дорожной одежды с учетом средних сроков службы до капитального ремонта и реконструкции с усовершенствованным покрытием составляет 15-20 лет, но пока ни плановое строительство, ни реконструкция и капитальные ремонты автомобильных дорог в Верхнекамском районе по истечению перспективного срока службы не проводились.
Содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Кировской области на территории Верхнекамского района, занимается КОГУП Верхнекамское ДЭП №11.
Но связи с тем, что выделяемых КОГУП «Дорожный комитет Кировской области» лимитов на ремонт и содержание дорог в районе недостаточно, ежегодный недоремонт дорог составляет половину от общей протяженности, а износ техники Верхнекамсокго ДЭП №11 — 80%.
Так для качественного содержания и при технической возможности КОГУП Верхнекамское ДЭП-11 может ежегодно осваивать 23-25 млн.рублей, а на 2007 год для района выделено лимитов 16 млн.рублей. Ежегодный недоремонт дорог ведет к их преждевременному износу и выходу из строя. А это в конечном итоге приводит к увеличению затрат на восстановление дорог в несколько раз.
Если автомобильные дороги областного значения находятся на содержании специализированной дорожной организации и как-то финансируются, то автомобильные дороги общего пользования, относящиеся к муниципальной собственности и предназначенные для решения вопросов местного значения, в последние 15-20 лет практически не содержались и не ремонтировались из-за отсутствия финансовых средств.
Решение проблемы строительства, содержания, ремонта автомобильных дорог должно решаться в виде целевого финансирования из областного бюджета и софинансирования местного бюджета. Как это началось с 2007 года, когда Верхнекамскому району на ремонт дорог местного значения выделена субсидия в сумме 5404 тыс. рублей и при софинансировании местного бюджета в 260 тыс. рублей. На эти средства будет отремонтирована часть транзитных дорог г.Кирс.
Для осуществления плановых работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования муниципального значения разработана муниципальная Программа по строительству и реконструкции дорог на 2008-20^0 годы. В Верхнекамском районе разработан раздел в Программе социально-экономического развития Верхнекамского района па 2007-2009 годы.
Нерешенной на сегодня остается проблема по переправе через р.Кама на автодороге областного значения Лойно – Чус – Камский. Протяжённостью 66,3 км. Находится в государственной собственности Кировской области. Перечень автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, утверждён постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 № 74/255 «Об автомобильных дорогах общего пользования».
Дорога до переправы через реку Кама и после нее находятся в государственной собственности. А соединения дороги в виде переправы просто нет. Поэтому предприятия, находящиеся за р. Камой, вынуждены содержать свою переправу. Существующая переправа принадлежит на праве частной собственности ОАО «Кай», которые израсходовали на ее содержание в 2005 году - 212,4 тыс. руб., в 2006 году - 735,9 тыс.руб. В 2006 году в адрес ОАО «Кай» не было произведено компенсации затрат из бюджетов всех уровней. Администрация Верхнекамского района не раз ходатайствовала перед акционерами ОАО «Кай» - компании «ИКЕЯ» о безвозмездном передаче моста в областную собственность, но договоренность не была достигнута.
Отсутствие постоянной переправы через реку Кама у п.Чус, создаёт трудности с обеспечением населения, проживающего на правом берегу (2,1 тыс.человек), жизненно необходимыми продуктами питания, медикаментами и горюче-смазочными материалами, а также ограничивает возможность оказания медицинской помощи, приводит к снижению объёмов заготовки леса. При возможной ежегодной вырубке в объёме 350 тыс.куб.м. хвойного лесосечного фонда, находящегося правом берегу реки Кама вырубается лишь около 80 тыс.куб.м.
Также два участка дорог Камский - Тупрунка (13 км) и Чус -Ожмегово (26 км) находятся в ведении администрации района.
В посёлке Тупрунка закрывается общеобразовательная школа (остаётся только начальная), учеников старших классов необходимо возить в посёлок Камский (школьный автобус для этих целей уже выделен). В посёлке Ожмегово отсутствует производство, затруднено социально-бытовое обслуживание населения.
Для решения этой проблемы администрация района ходатайствует о передаче этих дорог в ведение ДУ-11.
Ежегодный недоремонт дорог и отсутствие налаженного транспортного сообщения в Верхнекамском районе пагубно влияет на социально-экономическое развитие района.
Особую тревогу вызывает медленное строительство автодороги Белая Холуница-Троица-Кирс, которая связывает Верхнекамский район с областным центром и другими районами области, недостроенный участок которой в районе с.Троица без твердого покрытия в период распутицы, весной и осенью, становится непроезжим. Например, сейчас на протяжение более трёх недель выезд из района практически отсутствует. Это в первую очередь создает угрозу жизнеобеспечения жителей района продуктами питания и товарами первой необходимости, так как торговые организации не могут их завести на территорию района.
Во-вторых, это наносит непоправимый экономический ущерб промышленным предприятиям Верхнекамского района, так как большая часть произведенной продукции вывозится из района автотранспортом.
Кроме того, отсутствие дорог затрудняет привлечение сторонних инвестиций в экономику района. Прогнозируя возможные проблемы по поставке и сбыту продукции, инвесторы отказываются вкладывать денежные средства в инвестиционные проекты предприятий и развивать новые производства.
Так, крупнейший проект ОАО «Кирскабель» по производству кабельной продукции высокого напряжения, предусматривающий инвестиционные вложения в сумме 1 млрд. 400 млн. руб., под угрозой срыва, так как продукция данного производства перевозится только по автодороге, а при отсутствии дороги с асфальтовым покрытием транспортировка невозможна. (Барабаны 3-х метровой высоты транспортируются только по автодороге на специальных трейлерах). И это для нашего района очень существенная денежная потеря. Безусловно, Правительство области оперативно отреагировало и во главе с Крепостновым В.В. и Носковым Э.А. включилось в переговоры с инвесторами. Но без завершения строительства данного участка вряд ли удастся удержать этого инвестора. А что с остальными? (Обращение к депутатам Законодательного собрания области).
Отсутствие хорошего дорожного сообщения с областным и другими районными центрами сказывается на пассажирских перевозках населения, является одной основных причин по которой молодежь уезжает из района.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что проблема дорог - это общая проблема, особенно остро стоящая в отдалённых районах области. Все проблемы, накопившиеся на территории не решить только бюджетом Кировской области. Предлагаю выйти от имени Законодательного Собрания области в федеральные, органы власти с предложением, во-первых, об увеличении субсидий по ремонту дорог и дорожному строительству в области и, во-вторых, с инициативой о внесении капитального ремонта и дорожного строительства в национальный проект.