Малый бизнес в Кировской области - уверенный середнячок

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) при поддержке компании «ИНТЕРРОС» и Центра предпринимательства США-Россия провели крупномасштабное исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ».

Предпринимательский климат в регионах оценивался по нескольким параметрам в ходе формализованных экспертных интервью представителей малого предпринимательства. Не углубляясь в методику исследования, обратимся непосредственно к его результатам, показавшим в сравнительной характеристике условия развития предпринимательства в 80 регионах страны, в том числе и в Кировской области.

Финансовое состояние малого предпринимательства

В целом предпринимательское сообщество страны оценивает общее состояние своего бизнеса, а также динамику финансового положения предприятия, как достаточно неплохое, т.е. положительные оценки в основном превалируют над отрицательными. Однако, делают выводы исследователи, хорошая оценка финансового (и общего) состояния бизнеса связана, прежде всего, с самим фактом существования предприятия. Поскольку предприятие существует, имеет оборотные средства, приносит так или иначе прибыль, предприниматель считает, что, в общем и целом, все в порядке. Оценивая текущее финансовое состояние бизнеса, половина респондентов (50.5%) заявили, что «положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития нет», 60.4% респондентов заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника – 30.5%, потом идут кредиты банков (16.2%), при этом потребительский кредит в российских банках предпринимателю получить оказалось проще, чем коммерческий кредит для своей организации.

По данному показателю Кировская область отнесена к типичным регионам выше среднего, занимая 27 место. В состав рейтинга вошла оценка общего состояния бизнеса на текущий момент, оценка динамики финансового состояния бизнеса за последний год и оценка перспектив финансового состояния на следующие 12 месяцев.

Доступ к бизнес-недвижимости, имущественные ресурсы

Получить производственные площади российскому малому бизнесу непросто. Лишь 4.1% заявили, что получить их «очень легко», и еще 19% - «скорее легко, чем сложно», 69% респондентов, в свою очередь, заявили, что получить площади «скорее сложно, чем легко» или «очень сложно». Анализ интервью показал, что общей проблемой регионов является осложнение ситуации с приобретением недвижимости деятельностью недобросовестных представителей региональных и местных администраций, влияющих на распределение площадей и рассматривающих свои должности как источник административной ренты.

По показателю доступности к бизнес-недвижимости Кировская область занимает 57 место.

Состояние конкурентной среды

В регионах стоит довольно остро проблема доступа на рынки: 50.5% респондентов заявили о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые кем-либо искусственно затруднен. Мешают доступу на отдельные рынки: администрация региона (20.1%), крупные компании-монополисты (24.1%), администрация города или населенного пункта (20.2%). Криминальные группировки в этом списке на последнем месте (5 %), а правоохранительные органы оказались выше, получив 9%. По мнению 65% опрошенных респондентов представители администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм «часто» или «иногда». В целом из всех отраслей наиболее свободны от коммерческих интересов администраций розничная торговля и общественное питание (эту отрасль указали 33.6% респондентов), бытовое обслуживание населения (24.6%). Самой проблемной отраслью, с точки зрения вмешательства региональных администраций, является строительство и монтажные работы: 43.4% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, так или иначе, препятствуют работе независимых компаний именно на этом рынке.

По данному показателю Кировская область - типичный регион ниже среднего (65 место).

Правовые условия. Судебная защита предпринимательства

Говоря о правовых условиях, исследователи, прежде всего, имели в виду возможности судебной защиты законных интересов предпринимателя. Индикатором этих возможностей является ситуация противостояния в суде с представителями региональных властей, местных властей, правоохранительных органов. В результате опроса выяснилось, насколько неблагополучна ситуация с судебной системой: 60.7% респондентов убеждены, что предприниматели региона в принципе не станут обращаться в суд и постараются решить проблемы другими способами. Первый и главный из этих способов – обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных. Есть и другие способы, помимо обращения к чиновникам, в частности, 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур, 16% - к вышестоящим должностным лицам, 11% упоминают предпринимательские объединения. На вопрос о шансах отстоять в суде свои законные права, если оппонентом будут власти региона, только 0.7% ответили, что «шансы 100%» и 4.1% - «довольно большие шансы». Аналогичные ответы получены о шансах «одолеть» в суде муниципальные власти и правоохранительные органы.

По данным показателям Кировская область мало чем отличается от других регионов, являясь «типичным регионы выше среднего», занимая 24 место в рейтинге.

Поддержка малого предпринимательства властями, уровень безопасности

Предприниматели крайне слабо верят в то, что региональные власти знают об их законных интересах и учитывают эти интересы при принятии решений: не более четверти респондентов считают, что это так. В то же время предприниматели утверждают, что представители государства совершают противоправные действия в отношении бизнеса чаще, чем криминальные группировки. Из этого исследователи делают вывод: поскольку пока не найдено никаких практически реализуемых способов ограничить коррупцию и злоупотребления служебным положением, необходимо свести к минимуму саму возможность контактов между представителями государства и малым бизнесом. Также не обходимо отметить, что, говоря об основных рисках для малого предпринимательства, респонденты на первое место с большим отрывом ставят риски экономической конъюнктуры, а не отъем бизнеса или насилие со стороны криминала. Это означает положительную динамику условий малого предпринимательства в стране. Однако государство не может приписать это достижение исключительно себе.

Поддержка малого предпринимательства властями в Кировской области оценена выше среднего типичного региона (24 место), а вот по уровню безопасности ведения бизнеса область заняла последнее 80 место, став «отстающим регионом».

Оценка трансакционных издержек

Оценивались затраты на взаимодействие с регуляторами рынка (представителями контролирующих и надзорных инстанций, всеми субъектами, имеющими отношение к регулированию рынка). Снижение таких издержек малыми предприятиями в общем случае означает как повышение рентабельности бизнеса, так и дополнительные ресурсы для его развития.

В Кировской области достаточно благоприятная ситуация с трансакционными издержками - 33 место, типичный регион выше среднего.

Мотивация малого предпринимательства

В определенном смысле обобщающим индикатором о перспективах развития малого бизнеса стали вопросы о прогнозах на средне- и долгосрочную перспективу. Предприниматели Кировской области весьма оптимистичны – регион занял 27 место как «типичный регион выше среднего».

В итоговом рейтинге регионов с точки зрения условий развития малого предпринимательства Кировская область занимает 48 место из 80 регионов.

Информация для размышления

(комментарии исследователей)

Объективно равных условий для развития малого бизнеса во всех регионах быть не может как в силу разного воздействия внешних экономических и социальных факторов, так и с точки зрения адаптивности субъектов МП к условиям, складывающимся на каждой конкретной территории, на каждом локальном рынке. В этом смысле предпринимателями Москвы условия в столице оцениваются хуже, чем на периферии, что вполне объяснимо - Московский рынок настолько развит, что взаимодействие факторов и взаимодополняемость причин появления проблем не позволяет малым игрокам использовать стратегии поведения, которые на периферии принесли бы, скорее всего, успех. На сложившихся (зрелых) рынках успешные предприниматели становятся более требовательны не только к себе, но и к другим агентам рынка. Поэтому нельзя просто и однозначно сравнивать полученные рейтинги той же Москвы и Ингушетии, хотя по большому счету предпринимателей беспокоят одни и те же проблемы. Понятно, что для властей Москвы сегодня малый бизнес может быть не столь актуален в социальном плане. А вот для жителей экономически депрессивных регионов с неразвитой инфраструктурой и примитивной конкуренцией, с большим количеством безработных, малый бизнес зачастую единственный способ прокормить себя и свою семью. Именно в этих регионах особенно важно для стимулирования малого предпринимательства обеспечить максимальную безопасность бизнеса в широком смысле.

Анализируя опросы, авторы исследования обращают внимание на специфическое восприятие предпринимателями роли властей разных уровней в формировании бизнес-климата, начиная от законотворчества и вплоть до правоприменения на местах: «Чем выше уровень социально-экономического развития в регионе, чем больше доля малого бизнеса в экономике и плотнее конкуренция на местном рынке, тем труднее вести собственный малый бизнес и у владельцев-менеджеров больше претензий к властям.» Запретительно-барьерный характер действий административно-регулирующих, контрольно-надзорных и правоохранительных структур государства вызывает у предпринимателей ощущение, что они действуют не благодаря, а вопреки властям и поэтому основная доля ответственности за появление проблем и ухудшений условий ведения бизнеса возлагается субъектами МП на те органы и службы, которые во всех смыслах находятся к ним ближе всего. Критически оценивая деятельность «власти» как таковой, предприниматели адресуют местным и региональным властям те претензии, которые на самом деле находится в компетенции федеральных министерств, агентств и служб, их территориальных органов. Поэтому оценки ситуации в регионах, которые дают предприниматели – положительные или отрицательные - в существенной части являются и «смещенной оценкой» политики федерального центра.

Ситуация с конкуренцией, с точки зрения малого бизнеса, в основном неблагополучна. Большую часть ответственности за это, судя по мнению респондентов, несут администрации, создающие на местах незаконные преференции «своим» бизнесам. Не случайно, ситуацию с преференциями «для своих» со стороны властей предприниматели оценивают намного хуже, чем ситуацию с недобросовестной конкуренцией со стороны крупного бизнеса. Наиболее актуальными рисками для себя малые предприятия считают: резкое ухудшение общей ситуации в экономике (64,4%), рост арендных платежей (45,2%), изменения в региональном законодательстве (28,9%), появление крупного монополиста (26,3%), необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. (22.1%), незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (7,4%), вымогательство со стороны криминальных группировок (4,8%).

(По заказу ВЦИОМ исследования в Кировской области осуществлялись Агентством развития общественных связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», www.pbc.kirov.ru)

Меркурий, №8, 2005 г.