Послание Губернатора Кировской области Н.Ю.Белых Законодательному Собранию Кировской области «О социально-экономическом положении в Кировской области»

24.05.2012

Добрый день, уважаемые коллеги,
депутаты Законодательного собрания и
все приглашенные на сегодняшнее мероприятие!

Как вы все прекрасно знаете, в понедельник был объявлен новый состав Правительства Российской Федерации. Это событие можно считать завершением длительного электорального цикла и всего, что с ним связано, в который наш регион вошел, по сути, еще в конце 2010-го года, когда началась избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного собрания. Избирательное время – это всегда особый период, но сейчас выборные кампании позади, итоги подведены, а значит - настало время для спокойной, системной, продуктивной работы на благо области и страны в целом. Все условия для этого есть – у нас сформированы все органы власти, приняты и реализуются как краткосрочная программа социально-экономического развития региона, так и Стратегия до 2020-го года, мы имеем стабильную политическую ситуацию в области без каких-либо предпосылок к ее изменению. Все усилия всех органов власти, вне зависимости от того являются они исполнительными или представительными, региональными или территориальными подразделениями федеральных структур должны быть направлены только на одну цель - обеспечение поступательного развития Кировской области. Мы все живем и работаем в нашем крае – и его процветание и наша общая задача, и наш общий прямой интерес.

Послание о социально-экономическом развитии - ежегодный жанр. Но я буду говорить не в горизонте только годового планирования. Я буду говорить о том, что считаю стратегическими приоритетами и задачами в работе органов власти, о самих принципах и форматах этой работы и о конкретных целях, которые я ставлю перед собой, перед нашей командой и перед всеми органами власти на период до окончания первого срока моих губернаторских полномочий, то есть до 2014-го года. Вы знаете, что обычно я делаю доклады с презентациями, но поскольку сегодня в моем выступлении не будет большого количества цифр, оно будет посвящено, в основном, идеологическим и системным вопросам, то я выступаю без презентации.

На прошлом заседании Законодательного собрания я уже рассказывал об итогах работы областного правительства за 2011-й год, поэтому не буду подробно останавливаться на результатах нашей деятельности. Только несколько ключевых цифр.

Главным итогом развития экономики области в 2011 году стало достижение 5-процентного прироста валового регионального продукта, что оказалось существенно выше предусмотренного Программой социально-экономического развития области темпа в 2,8%.

Достигнутый в 2011 году темп роста экономики области превысил средний по России темп роста ВВП на 0,7 процентного пункта.

Основными отраслями-«локомотивами», «вытянувшими» регион из экономического спада, стали химическая промышленность, деревообработка и металлургия, превысившие по итогу 2011 года уровень докризисного 2008 года и продемонстрировавшие более интенсивный, чем в целом по России, темп экономического роста.

Кроме позитивной картины объёмов производства, удачно складывается эффективность экономики. Прибыль прибыльных организаций по итогам 2011 года увеличилась в 1,6 раза. По темпу роста прибыли Кировская область вышла на первое место среди субъектов Приволжского федерального округа.

Тем не менее, ряд показателей развития экономики в 2011 году оказался недостаточным.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил только 102,7% при плановом и необходимом для нас уровне 118%, что связано как с методологическими изменениями учёта инвестиций, так и с отставанием в реализации инвестиционных программ энергетики и железнодорожного транспорта.

Темп роста аграрной отрасли при положительном значении в 2011 году всё ещё уступает российскому уровню. Несмотря на преодоление психологически важного для нашего региона порога ввода жилья в 400 тысяч квадратных метров, темпы жилищного строительство необходимо увеличивать, особенно малоэтажного.

Но, в целом, повторюсь, эффективная работа большинства отраслей экономики сказалась на наполнении областного бюджета налогами.

За 2011 год в бюджетную систему поступило почти 30 млрд. рублей, или на 13 % больше уровня предыдущего 2010 года. Поступления по налогу на прибыль возросли в 1,6 раза, по налогу на доходы физических лиц – более чем на 6 %.

Снижается зависимость и областного бюджета от федеральных дотаций. Уровень дотационности областного бюджета сократился с 50 % в 2009 году до 38 % в 2011 году. В 2012 году поставлена задача сохранения данной тенденции, в результате чего дотационность должна составить не более 32%.

Таким образом, устойчивый рост экономики, достигнутый в 2011 году, и повышение обеспеченности областного бюджета собственными доходами, позволили профинансировать решение ряда важных задач социального развития региона. Но сделать предстоит не меньше, а в разы больше. И в нашей текущей работе ключевое значение имеют целеполагание и методы, которыми мы планируем добиваться ключевых целей.

Сегодня Министерство регионального развития оценивает деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по более чем 300-м показателям. В свою очередь, деятельность органов местного самоуправления оценивается по 150 показателям. Такое количество критериев, с одной стороны, казалось бы должно обеспечивать комплексность и всеобъемлемость оценки, но с другой, очевидно, что эффективно и оперативно работать с таким массивом данных затруднительно. На федеральном уровне идет работа по пересмотру подходов к оценке деятельности региональных органов власти. Мы тоже много думали и размышляли над тем какие показатели можно считать ключевыми с точки зрения общей оценки эффективности деятельности органов власти. Очевидно, что они должны носить интегральный характер.

Мы пришли к выводу, что таким показателем в части развития человеческого потенциала и человеческого капитала региона должна быть численность населения, в части роста экономического потенциала – размер фонда оплаты труда. Именно эти две величины, действительно носящие интегральный характер, должны служить ключевыми оценочными показателями качества работы органов власти.

Что касается численности населения. Важность демографической ситуации объяснять не нужно. Конечно, существующие в Кировской области демографические процессы в принципе идентичны процессам, характерным для Российской Федерации, но это не значит, что на уровне региона мы не должны предпринимать самых серьезных усилий для изменения ситуации. Несмотря на положительные тенденции (увеличение рождаемости, снижение смертности) численность населения региона продолжает сокращаться. Расстояние между показателями рождаемости и смертности сокращается. Если говорить в цифрах, то в 2005 году число умерших превышало число родившихся в 2 раза, то в 2011 году – в 1,3 раза. В первом квартале 2012 года сохраняется тенденция к снижению общей смертности населения. Если в 2010-м смертность составила в рассчете на 1000 жителей 16,8, то в 2011-м она снизилась до 15,8, а по итогам первого квартала составила – 15,3. В результате, снижается естественная убыль населения. В 2010 году в области естественная убыль составила – 6,7 тыс. человек, в 2011 – 5,2 тыс. человек. По оценке, основанной на предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения области снизилась по сравнению с 2002, «переписным», годом – на 10%.

Причем показатель численность населения интегрирует в себе результаты работы самых разных направлений – это и здравоохранение, и повышение привлекательности территорий, а значит возможность получать, например, качественное образование, качественные государственные услуги, и меры демографической политики. Наша задача здесь – увеличение рождаемости и удержание населения. На численность населения влияет и миграционные процессы, и работа по обеспечению безопасности жизни наших граждан в широком смысле этого слова. Только в прошлом году более 2,5 тысяч жителей Кировской области умерли от внешних причин, в том числе более 350 от алкогольных отравлений, более 300-х в результате транспортных происшествий.

Теперь по поводу Фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда самым прямым образом влияет на благосостояние, а значит, и качество жизни населения. В 2011-м году у нас денежные доходы в среднем на душу населения у нас составили чуть более 14,5 тысяч рублей и возросли на 9,5% к соответствующему периоду прошлого года, что в целом соответствует среднему росту по стране. При этом, если смотреть более длинный период, то с 2005-го года у нас среднедушевые доходы выросли в 3,2 раза, а по РФ – в 2,6, в 2005-м году покупательная способность денежных доходов населения области составляла 64% от величины средней по РФ, в 2011-м – уже почти 75%. Таким образом, динамика у нас примерно такая же, а где-то и лучше чем общероссийская, но в абсолютных цифрах мы не дотягиваем до средних показателей, а значит должны усиленно работать в этом направлении.

Увеличение фонда оплаты труда свидетельствует о развитии экономики региона, о том, что создаются новые рабочие места, а на действующих повышается зарплата как следствие роста производительности труда. Такие показатели как, например, рост прибыль предприятий в условиях нашей экономики с большой долей химической и металлургической промышленности – более коньюнктурны и зависят от ситуации на мировых рынках. Показатель объема инвестиций фактически не учитывает роль малого и среднего бизнеса, вклад которого мы четко фиксируем, когда говорим об общем фонде оплаты труда.

Добиться повышения фонда оплаты труда можно и за счет сокращения практики выплат зарплат в конвертах. Это особенно актуально для муниципальных образований. В таком случае мы получаем дополнительный эффект повышения бюджетных возможностей и, одновременно, рост социальной защищенности населения.

Итак, я считаю, что базовыми для оценки деятельности и нас, и, в свою очередь, муниципальных образований должны быть эти два критерия – численность населения и размер фонда оплаты труда. Естественно, они должны оцениваться в динамике, потому что надо понимать, что за короткое время, например, перейти от естественной убыли к росту населения невозможно. Я обращаю внимание – мы не требуем, чтобы завтра вместо убыли населения мы получили рост численности региона, но мы должны ставить это себе стратегической целью и видеть положительную динамику.

Я поручаю Департаменту финансов, департаменту экономического развития и управлению по вопросам местного самоуправления проработать вопрос определения системы оценки и стимулирования муниципальных образований Кировской области на основе этих критериев. Гранты должны быть действительно весомыми и ощутимыми.

Далее. Это было в плане целеполагания. Что касается методов достижения целей. Очевидно, что для решения новых амбициозных задач необходимо модернизировать систему управления, как в кадровом, персональном плане, так и в структурном, с точки зрения принципов работы органов власти. Я считаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы в органах госвласти остались только самые необходимые базовые функции, такие например как нормотворческая работа, определение общих принципов и подходов. При этом больше свободы, самостоятельности, больше функционала мы должны передавать подведомственным учреждениям или институтам развития.

Как известно, институты развития – это специализированные структуры, которые создаются государством в рыночных секторах там, где необходимо преодолеть барьеры или дисбалансы, сдерживающие социальное и экономическое развитие страны. Все прекрасно знают о работе, например, Кировской региональной ипотечной корпорации, 100% в уставном капитале которой принадлежит Правительству Кировской области.

КРИК реализует ряд социально и экономически значимых проектов в сфере жилищного строительства, которая, я напомню, на данный момент остается для нас одной из проблемных. Так Корпорация занимается инвестированием денежных средств в строительство жилья эконом-класса на территории города Кирова. Только за 2010-2011-й годы ими были инвестированы средства в строительство более 1000 квартир. Мы прекрасно понимаем, что жилищное строительство – это конкурентный рыночный сектор. Но неготовность и низкая заинтересованность застройщиков в строительстве жилья эконом-класса вынуждает нас входить в эту сферу и, таким образом, влиять на рыночную ситуацию.

КРИК является оператором и другой крайне значимой для региона программы – программы «Служебное жилье». Привлечение новых и закрепление на местах уже работающих молодых специалистов учреждений ключевых социальных отраслей невозможно без решения «жилищного вопроса». В рамках программы будет осуществлено строительство специализированного фонда арендного жилья, которое будет предоставляться работникам учреждений здравоохранения, образования и культуры региона на условиях долгосрочной льготной аренды.

Первые новоселы уже въехали в квартиры как в Кирове, так и, например, в городе Орлов. Мы и в дальнейшем планируем выделять средства на реализацию этой программы, таким образом, чтобы за трехлетний период построить 1 000 квартир или индивидуальных жилых домов суммарной площадью более 45 000 квадратных метров. И я обращаюсь к депутатам с просьбой поддержать этот ключевой для региона проект.

КРИК осуществляет и взаимодействие с Фондом РЖС, участвует в проектах по строительству малоэтажного жилья.

Это не исчерпывающий перечень проектов, который реализует и будет реализовывать КРИК. К числу других, ключевых для развития региона институтов развития которые уже существует и хорошо известны или только приступают к работе относятся такие структуры как ОАО «Промышленный парк», Вятский губернский дом, Фонд поддержки малого предпринимательства, Агентство территориального развития, КОГУП «Вятское поле» и ряд других.

ОАО «Промышленный парк» планируется использовать в качестве единой управляющей компании для всех парковых зон, создаваемых на территории Кировской области.

Мы рассчитываем, что парковые зоны ускоренного развития позволят сконцентрировать использование бюджетных ресурсов на конкретной территории и обеспечат достаточно высокий уровень синергетического эффекта.

В 2012 г. планируется перейти к практической реализации данной концепции на примере парковых зон в Вятских Полянах и в Юрьянском районе. При этом для формирования парка в Юрьянском районе мы планируем привлечь федеральное финансирование через механизм конкурса по поддержке создания парковых зон, проводимого Министерством экономического развития РФ, для чего сформирована и 15 мая представлена в министерство соответствующая заявка.

Эффективность использования ОАО «Промышленный парк» как институт развития уже подтверждена тем, что во многом благодаря его деятельности в кратчайший срок разработана проектно-сметная документация на инженерную и дорожную инфраструктуру Юрьянской парковой зоны.

После длительного периода переговоров и согласований нам удалось добиться в мае этого года согласия федерального центра на реализацию проекта по промпарку в г. Вятские Поляны вне производственной площадки завода «Молот». Сегодня перед ОАО «Промышленный парк» стоит задача до конца 2013 г. реализовать данный проект и привлечь инвесторов для создания целого ряда конкурентоспособных производств. Надеюсь, что силами ОАО «Промышленный парк» нам удастся реализовать разрабатываемую сейчас идею созданию промпарка для предприятий в сфере детской промышленности.

Вятский губернский дом – это новая структура. Ее основная задача – эффективное управление объектами недвижимости, находящимися в областной собственности.

«Вятский губернский дом» создан как инструмент привлечения инвесторов в придание новой жизни историческим объектам, с целью обеспечения управляемого процесса работы с исторической недвижимостью и преследует цели социального характера, такие как возрождение облика города.

Вятский губернский дом уже осуществляет проект по восстановлению и использованию помещений на Динамоском проезде 2 и 4. Предполагается использовать здания в качестве делового или выставочного центра. И проект реконструкции здания Дрелевского, 15. На месте полностью сгоревших в 2007 году купеческих лавок 18-го века не являвшихся памятником истории, ведется строительство современного здания с привлечением частного капитала.

Крайне велика и роль Фонда поддержки малого предпринимательства. Фонд – это структура, работающая в режиме «одного окна» для малого и среднего бизнеса, использующая инструменты финансовой и нефинансовой поддержки действующих и начинающих предпринимателей. Капитализация Фонда ежегодно увеличивается и это работа должна быть продолжена. В рамках работы по льготному кредитованию будет увеличено количество займов с 800 в 2012-м до 1120 в 2014-м. Необходимо увеличить количество поручительств в рамках механизма гарантийного кредитования. Будет развиваться направление кредитной кооперации.

К числу институтов развития можно отнести и Центр информационных технологий. Вы знаете, что наша область в числе лидеров в стране по использованию результатов космической деятельности. ЦИТ призван решать широкий спектр задач по эксплуатации спутниковой опорной межевой сети, созданию технологий мониторинга территорий области на основе космических снимков для нужд лесного и сельского хозяйства, экологии и недропользования, а в перспективе и в других отраслях, созданию и развитию региональной системы логистики и мониторинга транспорта, учету недвижимости. Наша стратегическая задача стать центром компетенции и предоставления услуг для других регионов в плане использования результатов космической деятельности.

Я перечислил ключевые институты развития. Это не закрытый перечень. Мы, например, изучим идею созданию регионального венчурного фонда. Поручаю проработать этот вопрос Департаменту экономического развития, Департаменту промышленного развития и департаменту финансов.

Как вы видите, институты развития работают в тех секторах (ипотечное кредитование, жилищное строительство, кредитование бизнеса, управление недвижимостью и промышленными площадками) где в принципе вполне возможна и ведется деятельность частных коммерческих структур. Но в силу разных причин, в том числе, и объективных частные структуры не решают ряд важных социально-экономических задач.

Вообще такой перенос центров ответственности и принятия решений с органов госвласти на подведомственные структуры, учреждения – это часть идеологии управления. У нас по целому ряду направлений органы власти являются одновременно и заказчиками, и напрямую или косвенно исполнителями услуг. Что естественно понижает эффективность управления и не способствует в долгосрочной перспективе повышению качества услуг. Мы будем стремиться к тому, чтобы разводить эти понятия. И повышение роли институтов развития – шаг в этом направлении. Причем, далеко не единственный шаг. Например, нам надо активнее привлекать бизнес к предоставлению услуг в социальной сфере. В конце концов, бюджету без разницы кому платить деньги за предоставление социальных услуги людям, которые в них нуждаются. Важно качество услуги. Поэтому считаю необходимым усилить работу в этом направлении и не только в сфере соцзащиты, но и во всех социальных сферах.

Разумеется, нашим приоритетом продолжает оставаться и курс на усиление роли местного самоуправления. Взаимоотношения с органами местного самоуправления направлены на дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышение заинтересованности в развитии собственного потенциала.

С 2012 года в бюджеты муниципальных районов увеличен с 10 до 50% норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Кроме того, вновь установлен в размере 5% норматив зачисления акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию и пиво. Объём доходов, переданных с 2012 года дополнительно из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, по двум названным налогам составляет более 200 млн. рублей.

Мы активно использовали и продолжим использовать механизмы грантовой поддержки. Считаю, что такие формы работы эффективно стимулируют сами органы местного самоуправления для того, чтобы активизировать свою деятельность, самим придумывать что-то новое. Мы развиваем конкуренцию среди муниципальных образований. Мы проводили конкурсы и используем грантовые механизмы поддержки туристических инициатив, на ремонт спортивных объектов, поощряем за высокое качество бюджетного процесса. То стимулирование за показатели численности населения и фонда оплаты труда, о которых я говорил, тоже будет осуществляться через грантовые механизмы. Буквально вчера приняли решение о целесообразности проведение ежегодного грантового конкурса на ремонт муниципальных культурных объектов –музеев, библиотек, домов культуры. Прошу Ассоциацию муниципальных образований совместно с Управлением по вопросам местного самоуправления и профильными органами власти представить предложения по расширению использования данного механизма.

Особое значение для нас имеет проект по поддержки местных инициатив. В его рамках 2011 году реализовывалось почти 200 проектов в 160 муниципальных образованиях. Особенностью 2012 года стало то, что участниками Проекта помимо городских и сельских поселений, стали муниципальные районы, расширена типология проектов. На его реализацию из бюджета области выделено 200 млн. рублей. Согласно проведенному конкурсному отбору, в 2012 г. будут реализованы 30 проектов в 21 муниципальном районе и 230 проектов в 170 поселениях Кировской области.

В 2012 году самыми актуальными остаются вопросы ремонта дорог и водоснабжения. Также будут реализованы проекты по ремонту учреждений культуры, объектов уличного освещения, спортивных объектов, объектов благоустройства территории, 1мест массового отдыха, объектов пожарной безопасности, в некоторых населенных пунктах будут проведены работы по благоустройству кладбищ, укладке тротуаров и ремонту систем теплоснабжения. Общая стоимость проектов 2012 года – более 270 млн. руб.

Безусловно, реализация этого проекта будет продолжена. А с 2013 года проект должен охватить и жителей городских округов.

Отдельная тема – это планы развития муниципальных образований. Вы помните, что в конце 2010-го – начале 2011-го годов мы провели защиты трехлетних планов социально-экономического развития районов. В ряде муниципалитетов по итогам выборов сменились главы и им была предоставлена возможность скорректировать перечень программных мероприятий.

В части этих планов ситуация по районам крайне неоднородная. Где-то их защитили для галочки и после общественного заслушивания положили на полку, где-то реально руководствуются в работе и, обращаясь за поддержкой к областной власти, апеллируют к этим документам. В качестве положительно примера могу отметить город Киров. Считаю, в рамках подготовки празднования 650-летия города проведен большой объем работ и составлены действительно амбициозные и при этом реализуемые планы развития. Также отмечу работы глав таких районов как Белохолуницкий, Оричевский, Юрьянский, Унинский, Кирово-Чепецкий, Омутниский, Верхошижемский. Как видите, положительных примеров не так много.

Уважаемые главы органов местного самоуправления! Вы помните, что все планы мы разместили в открытом доступе на сайте Правительства региона. Прошу Вас крайне серьезно отнестись к работе по их реализации, к достижению всех обозначенных Вами же показателей. Сообщаю, что по итогам работы в 2012-м году я проведу серию встреч-отчетов, на которых мы обсудим Вашу работу по этим планам.

Говоря о теме местного самоуправления, отдельно коснусь темы благоустройства. Как вы знаете, это полностью относиться к полномочиям местных органов власти. Обращаю Ваше внимание, что это, может быть, на первый взгляд не самая важная тема и направление, на самом деле имеет огромное значение. От такого, в каких условиях мы живем, в каких условиях растут дети, видят они грязь и мусор на улицах или чистые ухоженные тротуары и газоны, зависит и настроение, и жизненный настрой людей. Необходимо серьезно заняться повышением качества благоустройства и эстетизацией городской среды. Мы продолжим и усилим работу комиссий по благоустройству и будем уделять этой теме самое пристальное внимание. Отдельно мы поговорим по этой теме в рамках сегодняшнего совещания с главами местного самоуправления. В порядок надо привести и территории, прилегающие к областным и муниципальным дорогам.

Теперь перейдем к работе и постановке задач по отдельным направлениям.

Образование. В сфере дошкольного образования приоритетной задачей останется решение вопроса с очередями в детские дошкольные учрежения.

В 2012 году планируется ввести в эксплуатацию детские сады в перспективных районах массовой жилой застройки областного центра (микрорайонах «Чистые пруды», «Солнечный берег» г. Кирова), а также детского сада в г. Кирово-Чепецке.

За счет проведения капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, перепрофилирования имеющихся помещений под дошкольные группы, внедрения малозатратных вариативных форм дошкольного образования планируется дополнительно охватить дошкольным образованием более 2-х тыс. детей.

Третий год будет реализовываться эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские сады. В 2012 году им планируется охватить около 3,5 тыс. семей из 11 муниципальных образований.

Наша сверхзадача, которую я ставлю перед органами власти, полностью решить проблему с обеспечением доступности дошкольного образования в районах области в 2013-м году, в городе Кирове в 2014-м. Это не означает, что мы будем заниматься только строительство, это очень затратный и не всегда самый эффективный путь, мы будем использовать весь спектр возможностей.

В 2012 году продолжится реализация проекта по модернизации системы общего образования, запущенного в 2011 году. В ходе его реализации будет значительно улучшена материально-техническая база школ для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Будут созданы условия для внедрения современных технологий обучения и воспитания, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников, а также обеспечивающие доступность качественного образования обучающимся, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах. Основным эффектом проекта станет увеличение доли школьников, обучающихся в соответствии с основными современными требованиями.

В ближайшие годы мы должны добиться кардинального повышения престижа профессии учителя, в том числе, за счет повышения уровня оплаты труда. Напомню, что еще год назад средняя зарплата учителя школ была немногим более 9 тысяч рублей, а уже в весной этого года в среднем больше 14 тысяч рублей. И этот уровень – не конечная точка.

В сфере начального и среднего профессионального образования в 2012 году в ведение области переданы 11 федеральных колледжей и техникумов. Планируется продолжить работу по интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования и преобразованию профессиональных училищ и лицеев в средние профессиональные учебные заведения. В условиях модернизации профессионального образования требуется создать эффективный механизм взаимодействия регионального рынка труда и учреждений профессионального образования. Это одна из ключевых задач объявленного в нашей области Года человека труда. Особую роль в создании такого механизма должны сыграть привлечение работодателей к разработке контрольно – измерительных материалов по аттестации выпускников, рабочих программ, а также организация независимой внешней оценки образовательных программ и квалификаций выпускников.

Наша главная задача – привести систему профессионального образования в полное соответствие с потребностями регионального рынка труда.

Здравоохранение. Напомню, в связи с изменениями федерального законодательства, с 2012 года организации оказания медицинской помощи консолидированы на региональном уровне, в текущем году муниципальные учреждения здравоохранения стали областными. Указанная мера в перспективе позволит выровнять уровень обеспеченности как специализированной медицинской помощью (прежде всего за счет концентрации ресурсов), так и обеспечить выбор населению медицинской организации (реализация принципа экстерриториальности оказания медицинской помощи).

Департаменту здравоохранения совместно с Департаментом финансов и Департаментом государственной собственности и другими заинтересованными ведомствами необходимо решить вопрос о создании Агентства по управлению финансово-хозяйственной деятельностью медицинских учреждений, прежде всего, для того, чтобы руководители учреждений сосредотачивали внимание непосредственно на оказании медицинской помощи и повышении удовлетворенности населения, а не занимались вопросами отопления, канализации и так далее.

В 2012 году продолжится реализация областной программы «Модернизация здравоохранения Кировской области». Объем средств, количество объектов и единиц оборудования, числа участников программы, масштабность намеченных задач являются беспрецедентными для региона.

В этом году необходимо обеспечить завершение капитального ремонта 73 объектов, начатых в 2011 году, проведение капитального ремонта 142 объектов, запланированных на 2012 год, поставить в 51 учреждение 366 единиц медицинского оборудования, продолжить компьютеризацию учреждений области.

Основная цель Программы - повышение уровня доступности и удовлетворенности населения услугами медицинских организаций региона с целью формирования предпосылок развития конкурентной среды в сфере медицинских услуг. В этой связи считаю важным переход с 2012 года на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Острой остается проблема приведения в соответствие с современными санитарно-техническими требованиями и строительство новых фельдшерско-акушерских пунктов на территории региона. В рамках Программы будет проведен капитальный ремонт 86 ФАПов. В настоящий момент уже отремонтировано 43.

При этом несмотря на масштабные вложения состояние фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики остается актуальной проблемой. Зачастую используемые объекты являются приспособленными, сильно изношенными и не подлежащими капитальному ремонту. С учетом значимой роли ФАПов в системе оказания медицинской помощи для сельского населения, считаю необходимым в ближайшие два года строительство 65 быстровозводимых модульных ФАПов и 7 офисов врачей общей практики в 27 районах Кировской области.

Новое строительство целесообразно организовать через механизм частно-государственного партнерства. Общая стоимость вложений оценивается в 210 млн. рублей.

Данные работы в комплексе с программой модернизации позволит полностью привести материально-техническое состояние нашего первичного звена в соответствие с современными требованиями. На повышение доступности первичной медицинской помощи будет направлена и работа по переформатированию сети транспортных перевозок внутри области, больший акцент будет сделан на внутримуниципальные маршруты.

Хотел бы несколько слов сказать об эффективности работы отрасли здравоохранения. Безусловно, показатель удовлетворенности населения имеет важное значение и необходимо реагировать на все жалобы и обращения. Но при этом в этой сфере, как и в некоторых других, существуют объективные показатели работы отрасли. Вспомните, сколько было обращений, когда мы решали вопрос по закрытию роддомов, в которых принимается меньше 50 родов в год? В таких роддомах показатели детской смертности всегда зашкаливают. Да, мы их закрыли. И получили снижение младенческой смертности на 12% и материнской в полтора раза. И знаете, когда на одной чаше весов лежат письма недовольных граждан, а на другой – спасенные детские жизни, я думаю, выбор ответственного управленца очевиден. Повторюсь, в отрасли здравоохранения есть объективные показатели, на которые можно ориентироваться и по которым можно оценивать эффективность работы.

Несколько слов о формировании приверженности к здоровому образу жизни. Как вы знаете, эта работа входит в число наших ключевых инициатив. Приняты ряд нормативно-правовых актов, таких как запрет ночной продажи крепкого алкоголя, запрет нахождения в общественных местах с пивом и слабоалкогольными напитками, целостность упаковки которых нарушена, принята областная целевая программа по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма. Антиалкогольные меры, принимаемые на уровне региона, приносят свои результаты. Так, снижается число заболеваний, вызванных употреблением алкоголя, на 30% уменьшилось количество смертей от острых алкогольных отравлений.

В то же время, несмотря на улучшение показателей, Кировская область входит в число регионов с высоким уровнем алкоголизации населения. Поэтому разрабатываются новые меры. Недавно, ряд из них прошли общественное обсуждение и в целом получили одобрение. Поэтому сейчас мы выходим на принятие решения по увеличению утреннего времени ограничения продажи алкоголя, распространения ограничений на закусочные, обсуждается запрет на торговлю по выходным.

Также актуальной является борьба с табакокурением. В России, в том числе и в Кировской области, ежегодно растет потребление табачной продукции. В связи с этим наносится значительный ущерб здоровью населения. Как вы знаете, на прошлой неделе тогда еще Министерство здравоохранения и социального развития внесло в Правительство РФ на обсуждение законопроект, предполагающий ряд дополнительных ограничений на курение табака. Но пока дальнейшая судьба этого законопроекта остается непонятной. Поэтому с целью снижения вредного воздействия на граждан табачного дыма, считаю целесообразным разработать закон Кировской области «О защите граждан от вредного воздействия табачного дыма». Представляется возможным новым областным законопроектом запретить курение табака в общественных местах, а также установить административную ответственность за нарушение данного запрета.

В сфере борьбы с алкоголизмом и наркоманией мы также изучаем опыт работы реабилитационных центров и будем инициировать их создание в районах области. И здесь необходимо активное участие муниципальных образований, общественных организаций, в том числе, и религиозных.

Далее - сфера культуры. Здесь я выделю три основных блока. Первый – крупные стройки.

По результатам изготовления проектной документации во втором полугодии текущего года планируется начало строительства нового здания Детского Космического центра в г. Кирове. Этот объект призван стать региональным центром космического просвещения не только в Кировской области, но и в Приволжском федеральном округе, поскольку ни в одном из соседних регионов нет музеев авиакосмического профиля.

Новый объект будет уникальным музейным комплексом, привлекательным для различных групп посетителей, активно взаимодействующим с другими общественными институтами: учреждениями культуры, науки, образования и дошкольными учреждениями. В то же время, Детский Космический центр в будущем станет популярным туристическим центром, так как будет обладать большим культурным и познавательным потенциалом.

В 2012-2013-м годах будет осуществлено изготовление проектной документации по строительству концертного зала органной и камерной музыки в г. Кирове. Уникальность объекта заключается в том, что он будет оборудован концертным органом «HUGO MAYER», обладающим богатым звуковым спектром и представляющим многочисленные возможности для музыкального исполнительства.

Вторая – работа в районах области. В прошлом году мы уже проводили грантовый конкурс проектов в сфере туризма. Мы понимаем, что туризм и культура тесно связаны между собой. Неслучайно, в новой структуре Правительства Российской Федерации Ростуризм переведен под кураторство министерства культуры. Мы еще ранее на уровне региона также приняли решение о передачи задач по развитию туризма в Департамент культуры.

В плане развития культуры в районах области обращаюсь к главам местного самоуправления. Придумывайте, предлагайте, продвигайте свои проекты. В прошлом году в грантовом конкурсе приняли участие единицы из муниципалитетов. Надеюсь, в этом году ситуацию будет принципиально иной. Мы со своей стороны и снова будем проводить конкурс туристических инициатив, и, повторюсь, конкурс на ремонт муниципальных учреждений культуры.

Отмечу, что многие главы правильно понимают и многое делают для развития культурного и туристического потенциала территорий. Так, в Зуевском районе оказывается комплексная поддержка развитию музее-заповеднике «Рябово», проводятся мероприятия мероприятия событийного туризма в Оричевском и Кильмезском районах, Котельниче.

Еще отдельная тема, которая сейчас находится в проработке, но которая, на мой взгляд, важна с точки зрения удержания населения в сельской местности – это возврат в райцентры и поселки кино, в том числе с использованием современных мобильных технологий.

И третье направление – это уровень оплаты труда работников культуры. Мы прекрасно его знаем и понимаем, что люди хотят получать больше. Но должен сказать, что простого механистического повышения в этой отрасли не будет. Мы готовы изыскивать возможности при условии, что сами работники отрасли будут предлагать новые интересные проекты, будут развивать свои учреждения. Мы хотим видеть инициативу и активную работу с их стороны. И тогда будем оказывать всестороннюю поддержку их проектам. И у нас есть в этой сфере такие позитивные проекты как, например, создание Вятского палеонтологического музея, Галерии Прогресса и так далее.

В сфере физкультуры и спорта нашим приоритетом остается детский и массовый спорт. В этой сфере мы еще недавно имели ситуацию с огромным отставанием по количеству и качеству спортивных сооружений. Поэтому необходимо продолжить работу по улучшению спортивной инфраструктуры, в т.ч. по строительству двух физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Уржум и п. Кумены, 50-метрового плавательного бассейна, крытого тренировочного катка с искусственным льдом, легкоатлетического манежа в г. Кирове, универсального спортивно-зрелищного комплекса – Дворца единоборств в парке Победы, реконструкцию плоскостных сооружений ВятОСДЮСШОР, по реконструкции трамплинного комплекса, по строительству лыжно-биатлонного комплекса в п.Перекоп и физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Омутнинске. Необходимо завершить все работы по ремонту муниципальных спортивных сооружений по итогам грантового конкурса. Все эти меры должны позволить нам существенно увеличить количество людей, занимающихся спортом, выйти на показатели значительно превышающие среднероссийские.

Особенная необходимо отметить необходимость в развитии спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и вовлечения в занятия физической культурой лиц пенсионного возраста. В этом направлении должны активно работать все органы местного самоуправления.

Социальная политика. В Кировской области около 640 тысяч получателей мер социальной поддержки и иных социальных выплат. Ежегодно увеличивается количество мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

В сфере социальной политики особое место занимает помощь многодетным семья. Так, на решение их жилищных проблем направлена и такая мера, как предоставление многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения личного подсобного хозяйства. С момент начала действия закона более 1 000 семей уже обратилось за земельными участками. Это 11% оценочной численности всех многодетных семей Кировской области.

Нами были внимательно изучены обращения граждан и собственно многодетных семей, касающиеся отдельных положений закона, и сейчас на основе этих предложений мы предлагаем ввести изменения в закон, направленные на то, чтобы сделать процедуры выделения земельных участков многодетным семьям максимально комфортными.

Отдельно прорабатывается ипотечное предложение для многодетных семей, получивших земельные участки и планирующих индивидуальное жилищное строительство на них. Поручаю в течение месяца подготовить эти предложения.

Для начала индивидуального жилищного строительства семьями, которые только становятся многодетными, может быть использован региональный материнский капитал. Законопроект о его введении в порядке законодательной инициативы внесён на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области. Законопроектом предусмотрено, что право на региональный материнский капитал возникает как при рождении, так и при усыновлении третьего и каждого последующего ребёнка, рождённого (или усыновлённого) в период с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2014 г., у граждан РФ, зарегистрированных по постоянному месту жительства на территории Кировской области. На третьего ребёнка размер регионального материнского капитала составит 75 тыс. рублей, на четвёртого – 125 тыс. рублей, на пятого и каждого последующего малыша – 200 тыс. рублей. Право на получение выплаты наступает спустя 6 месяцев после рождения или усыновления ребёнка.

Мы в прошлом году по своей инициативе ввели ежемесячное пособие по уходу за третьим ребенком и последующими детьми в размере 1 тыс. рублей. Пособие выплачивается до достижения ребенком возраста одного года. На 01.01.2012 численность детей, на которых выплачено указанное ежемесячное пособие, составляет почти 2300 человек.

Еще один вид поддержки, который мы сейчас прорабатываем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики» и ранее прозвучавшими поручениями - это ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям в размере прожиточного минимума для детей, назначаемая в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Нами подготовлен проект закона, проведены все необходимые расчеты. В соответствии с законопроектом право на получение выплаты получат семьи, в которых среднедушевой доход на одного члена семьи, не превышает 14 тысяч рублей. Введение данной выплаты потребует финансирования от 77 миллионов в 2012-м году до полумиллиарда в 2015-м. Все расчеты направлены в Правительство Российской Федерации, мы в июне вносим этот законопроект в Законодательное собрание региона.

Не снижается интенсивность работы по реализации законодательства в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и участников боевых действий, инвалидов. В 2012 году Кировской области из федерального бюджета выделены субвенции в размере 423,0 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем 422 человека. Указанные средства уже выплачены 420 ветеранам в виде единовременной выплаты, размер которой в настоящее время составляет более 1 млн рублей.

По состоянию на 01.05.2012 в органах местного самоуправления на учете состоит еще 665 ветеранов, которым мера социальной поддержки по обеспечению жильем будет предоставлена при поступлении средств из федерального бюджета.

Отдельная тема – это уровень заработной платы работников социальной сферы. Понимая имеющиеся проблемы низкой заработной платы, и необходимости сохранения кадров, привлечения молодых специалистов, Правительство области приняло решение о повышении заработной платы работникам социального обслуживания, которое пройдет в 3 этапа: с 1 июля 2012 года - на 15%; с 1 сентября 2012 года (срок повышения оплаты труда работников бюджетной сферы) - на 6%; с 1 января 2013 года - на 10%. Таким образом, средняя заработная плата работников социальной сферы повысится с 6 800 рублей до более чем 9 000 рублей, то есть, практически на 30%. Прошу в рамках работы над бюджетом Законодательное собрание поддержать эти предложения.

В рамках социальной политики мы планируем значительно усилить работу по развитию семейных форм устройства детей. Как справедливо было отмечено в ходе визита Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, детские дома это пережиток прошлого. Мы должны отказаться от них и добиться того, чтобы все дети воспитывались в семьях. К 2020-му году в Кировской области не должно остаться ни одного детского дома. Это наша стратегическая задача.

Также в регионе идет планомерная работа по открытию кризисных центров медико-социальной помощи беременным и женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в учреждениях здравоохранения Кировской области функционируют 7 кризисных центров для женщин (профилактика абортов и предупреждение социального сиротства, консультативная помощь женщинам, оказавшимся в сложных ситуациях). Данное направление работы необходимо развивать и дальше, к июлю 2012 года планируется открыть еще 10 кризисных центров.

Теперь перейдем к экономическому блоку.

Напомню, ранее мы полностью переработали нормативно-правовую базу в сфере привлечения инвестиций и в 2012-м году на территории области начата или продолжается реализация крупных инвестиционных проектов:

компания Pirelli приступила к реализации инвестиционного проекта по организации выпуска шин премиум-класса с объемом инвестиций 3,9 млрд. рублей, который позволит создать 2 517 рабочих мест со средней заработной платой 21,3 тыс. рублей;

ООО «Нанолек» (г. Москва) - к реализации инвестиционного проекта по выпуску фармпрепаратов с объемом инвестиций 4,1 млрд. рублей, который позволит создать 390 рабочих мест со средней заработной платой более 50 тыс. рублей;

начата реализация инвестиционного проекта в сфере деревообработки, осуществляемого компанией IKEA в посёлке Красная Поляна Вятскополянского района с объёмом инвестиций более 5,6 млрд. рублей, который позволит создать 1 300 рабочих мест;

запущен инвестиционный проект по строительству нового завода по выпуску оборонной продукции на базе ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» с объёмом инвестиций более 15 млрд. руб и количеством вновь создаваемых рабочих мест более 1,5 тыс. чел.;

- реализуется инвестиционнывй проект ТГК-5 по реконструкции ТЭЦ-3. Объем инвестиций более 10 миллиардов рублей.

Как следствие, ожидается рост инвестиций в сопоставимых ценах примерно в 2012 г. примерно на 8-9% с последующим увеличением до 10-12%.

В 2012 г. в целях повышения эффективности использования бюджетных средств будет продолжена практика государственной поддержки, при которой формы и объём государственной поддержки «привязаны» к обязательствам инвестора по объёму и срокам вложения инвестиций.

В направлении поддержки инвесторов хорошо зарекомендовала себя практика выдачи Патронажных сертификатов и эта работа будет продолжена. Кроме того, по договоренности с Законодательным собрании на Экономическом совете были рассмотрены предложения по льготам по налогу на прибыль и расширению льгот по налогу на имущество для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность. Данные предложения были поддержаны и сейчас готовятся соответствующие законопроекты.

По теме инвестиций я бы хотел отдельно обратиться к федеральным структурам. Прошу Вас также активнее работать со своим руководством по привлечению средств в наш регион по Вашей линии. Даже просто строительство новых зданий – это тоже вложения в область. Правительство региона готово оказывать Вам содействие в этих вопросах.

Отдельной задачей является поиск нового применения площадки завода по уничтожению химического оружия «Марадыково». Как вы знаете, все запасы химоружия должны быть уничтожены до 2015-го года. Значительно раньше этого срока нам необходимо понимать каким образом мы сможем использовать созданную инфраструктуру и объекты в интересах развития региона.

Я уже говорил о поддержке малого бизнеса, когда касался работы Фонда поддержки малого предпринимательства. Отдельно остановлюсь еще на теме самозанятости. Я считаю, это направление работы крайне важным и идеологически необходимым. Ранее оно реализовывалось сугубо в рамках федеральных стандартов. В рамках развития этой темы нам необходимо реализовать пилотные проекты в нескольких муниципальных образованиях, предусматривающие увеличение средств, выдаваемых в рамках самозанятости и, возможно, дополнительные меры поддержки. Сейчас разрабатываются отдельные программы в формате эксперимента для нескольких муниципальных районов.

Серьёзными проблемами, сдерживающими инвестиционную активность, являются проблемы транспортной, энергетической инфраструктуры и газификации. Например, по проценту газификации область находится на последнем месте в ПФО. О реальном влиянии сложившейся ситуации на инвестиционную активность говорит тот факт, что руководство компании IKEA приняло решение о реализации крупного проекта в области деревообработки только после принятия Правительством обязательств по развитию дорожной инфраструктуры Вятскополянского района. Поэтому Правительство уделяло и далее планирует уделять серьёзное внимание решению этих проблем.

Как вам известно, в 2012 г. у нас в области заработал дорожный фонд. Как следствие объём финансирования дорожных работ увеличился до 3,6 млрд. руб. Это означает увеличение финансирования отрасли практически в 2 раза. В частности, это позволит выделить средства строительство участка Альмеж-Скрябино автомобильной дороги Киров-Котлас-Архангельск. Его завершение в 2013-м году позволит установить круглогодичное автомобильное сообщение с областным центром Лузского и Подосиновского районов Кировской области. Это действительно огромный прорыв для региона.

За счёт создания дорожного фонда в 2012 году будет профинансирован ремонт 90 км автомобильных дорог. Кроме того, 83 км дорог будут отремонтированы за счёт механизма государственно-частного партнёрства. В целом протяжённость отремонтированных в текущем году дорог в 1,8 раза превысит уровень предыдущего года.

В 2012 году завершается реконструкция взлетно – посадочной полосы в аэропорту «Победилово». На эти цели в 2011 году из федерального бюджета было выделено 175 млн. рублей, в 2012 году – 625 млн. рублей. Реализация проекта позволит снять ограничения по типам принимаемых воздушных судов, расширит транзитный авиационный потенциал области, будет способствовать увеличению числа маршрутов и рейсов. При этом, завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы необходимое, но не достаточное условие для реализации всех этих планов. Необходимы также вложения в инфраструктуру аэропортового комплекса.

Продолжится решение проблемы надёжности энергоснабжения потребителей области. В 2012 году в соответствии с Программой развития электроэнергетики Кировской области запланировано строительство 74 км линий электропередач и подстанций, реконструкция более 130 км линий электропередач.

Планируется продолжить работы по строительству парогазовой установки на ТЭЦ-3 (в 2012 году запланированное финансирование составляет более 2,2 млрд. рублей).

Ввод ПГУ позволит увеличить объем производства электроэнергии в результате чего мощности Кировских станций повысятся на 24%.

В 2012 году будет продолжена передача ветхих муниципальных электрических сетей в собственность специализированных сетевых организаций. До 2014 года будет принято не менее 40% муниципальных сетей, что снизит аварийность на объектах жизнеобеспечения и повысит оперативность устранения аварий.

В 2012 году продолжается реализация областной целевой программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. На реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры предусмотрено 475 млн. рублей. Отличительной чертой программы в 2012г. является выделение значительной – более 40 млн.руб. - суммы на проектные работы. Ставится задача – создать задел проектной документации на последующие годы, в т.ч. для участия в возможных федеральных программах.

Мы планируем реализацию пилотного проекта по созданию информационно-аналитической системы ЖКХ – ГИС ЖКХ. Система направлена на решение таких задач как:

учёт субъектов рынка ЖКХ и основных характеристик их деятельности;

контроль и тарификация услуг;

учёт и контроль обращений граждан и ряда других.

Внедрение подобной системы поможет реагировать на негативные ситуации в момент их зарождения и тем самым повысить качество и эффективность деятельности ЖКХ.

По теплоснабжению принято решение о реализации в 2012-2013 гг. пилотного проекта с использованием механизма ГЧП по проведению реконструкции с переводом на местные виды топлива и последующей передачей в эксплуатацию единой эксплуатирующей организации четырёх котельных в п. Светлый, п. Ленинская Искра Котельничского района, п. Рудничный, п. Светлополянск Верхнекамского района.

Основной задачей проекта является устранение финансово-экономических (угроза банкротства, отсутствие средств для расчетов за топливо) и технологических (высокий уровень износа основных фондов, использование устаревших технологий) предпосылок создания чрезвычайных ситуаций. Одновременно ставятся задачи повышения эффективности использования бюджетных средств и недопущение резкого роста тарифов на теплоснабжение. В случае успеха предполагается распространить проект ещё на 24 котельных, расположенных в разных муниципальных образованиях Кировской области.

Продолжатся работы и по газификации области. Как вы знаете, 2011 год стал для нас своего рода годом переломным - в рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром» закончен строительством и введён в эксплуатацию газопровод-отвод Кирово-Чепецк – Барамзы, благодаря которому стало возможным газифицировать Заречную часть города Кирова и часть населённых пунктов Слободского района, а также стала реальной перспектива газификации ещё целого ряда территорий Кировской области

В 2012 году в рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром» выполняется проектирование газопроводов-отводов до пгт Кумёны и г. Слободского.

В рамках Программы газификации регионов РФ за счёт инвестиций
ООО «Газпром межрегионгаз» запланировано построить и ввести в эксплуатацию межпоселковые газопроводы в Вятскополянском, Кирово-Чепецком, Юрьянском районах и г. Кирове.

В рамках ОЦП «Газификация Кировской области» планируется построить 130 км распределительных газопроводов и перевести на природный газ 20 котельных.

В ближайших планах «Газпрома» - выполнить реконструкцию газопровода-отвода «Оханск – Киров». Стоимость этого объекта – 30 миллиардов рублей.

В сельском хозяйстве на 2012 год стоит задача за счёт реализации селекционных программ, интенсивного выращивания ремонтного молодняка, полноценного кормления коров и внедрения современного доильного оборудования повысить продуктивности коров в племзаводах до 7300 кг, в племрепродукторах до 6 тысяч кг, по всем сельхозпредприятиям области до 5200 кг молока на одну корову.

На предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современной сельскохозяйственной техники в 2012 году будет направлено 200 млн. рублей.

Для повышения конкурентоспособности и снижения рисков в сельскохозяйственном производстве в 2012 году будут предоставлены субсидии за реализованную сельскохозяйственную продукцию, страхование урожая сельскохозяйственных культур и другие виды сельскохозяйственного страхования.

Отдельная тема в рамках обеспечения развития сельского хозяйства в Кировской области это эффективное использование земельных участков. В результате выполнения мероприятий областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», в областной собственности сосредоточено 85 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счёт невостребованных земельных долей, общей площадью более четверти миллиона гектар.

Многие из этих земельных участков свободны от прав третьих лиц. Перечень свободных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду для ведения сельскохозяйственного производства, размещён на официальном сайте Правительства Кировской области.

Задача департамента сельского хозяйства найти эффективных пользователей для данных земельных участков. Приоритет, разумеется, будет отдаваться нашим кировским предприятиям и гражданам. Я обращаюсь, в том числе, и к сидящим в зале представителям аграрного бизнеса пользоваться этой возможностью. Но в случае, если мы не найдем желающих внутри региона, то вынуждены будем привлекать их из других субъектов и даже стран.

Одна из важных и тяжелых задач, стоящих перед органами власти, - решение проблемы обманутых дольщиков.

На начало 2011 года на территории Кировской области имелось восемь проблемных многоквартирных домов и 302 пострадавших семьи, участвующих в долевом строительстве жилья.

Усилиями комиссии при Правительстве Кировской области удалось добиться выполнения всех задержанных работ на строительстве трёх из восьми проблемных домов, в результате чего указанные объекты были введены в эксплуатацию. Новоселье состоялось у 102, или практически у каждого третьего пострадавшего участника долевого строительства. Число «обманутых дольщиков» сократилось на 34%.

Ставится задача в 2012 году полностью ликвидировать проблему «обманутых дольщиков», для чего будут привлечены средства конструктивно настроенных участников рынка жилищного строительства, возможности региональной ипотечной корпорации и ведущих банков.

Отдельная и очень серьезная тема в сфере госуправления – это электронное правительство и информационного общества.

Развитие информационных технологий ставит целью повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относится формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет на всей территории Кировской области, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

Степень удобства и комфорта взаимодействия граждан с государством существенно повышается с появлением Многофункциональных центров. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется по принципу «одного офиса», в соответствии с которым предоставление услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами власти, осуществляется многофункциональным центром без участия гражданина. Пока в нашем регионе действует один МФЦ в Кирове, в ближайшей перспективе в областном центре должно появиться еще два таких центра, центры будут открыты в Кирово-Чепецке и Слободском.

Наряду с МФЦ будут появляться Центры общественного доступа, которые представляют собой функциональный элемент инфраструктуры электронного правительства, предназначенный для предоставления широкому кругу пользователей доступа к получению государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронном виде.

В 2011 году было создано 10 центров общественного доступа населения к государственным и муниципальным услугам, другим официальным Интернет-ресурсам. Кроме того, в рамках областной целевой программы «Формирование информационного общества и электронного правительства» на 2012 год уже проведен отбор муниципалитетов на получение средств областного бюджета для реализации мероприятий, по организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде, в том числе создание центров общественного доступа. До конца следующего года такие центры откроются по всей области.

При обсуждении темы "интернетизации" области часто обсуждается техническая сторона вопроса. Мы же поднимаем вопрос о том, как повысить планку заинтересованности наших жителей в услугах Интернета. Необходимо информировать жителей о том, что они могут получить с помощью Интернета. Уже в ближайшее время пользователи Сети смогут воспользоваться возможностями электронного документооборота с государственными органами (налоговое декларирование, регистрация имущества, оформление заграничного паспорта, информирование о наличии налогового требования и т. п.)

Программа «Обучение и доступ к Интернет» не только откроет возможности широкого доступа к интернет-ресурсам для граждан области, но и позволит многим получить новые знания и приобрести навыки работы в сети. Поручаю Департаменту информационных технологий и связи проработать этот вопрос.

Уважаемые коллеги!

Такими я вижу цели и задачи по дальнейшему развитию Кировской области. Призываю всех Вас, независимо от участка работы, активно включиться в их реализацию. Наличие понятной тактики и стратегии развития, политическая стабильность и единство целей позволят нам добиться реализации намеченных планов.

Благодарю за внимание!



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru