Отчет Губернатора - Председателя Правительства Кировской области о результатах деятельности Правительства Кировской области за 2012 год

26.06.2013

Докладчик: Губернатор Кировской области Н.Ю.Белых.

Презентация к отчету (PPT, 2 МБ).

Уважаемые депутаты Законодательного собрания Кировской области!

Уважаемые жители Кировской области!

Сегодня в соответствии с Уставом Кировской области я представляю отчет о работе Правительства региона за 2012-й год.

Мы подводим итоги года в новых политических условиях. В марте 2012 года состоялись выборы Президента России. Основные задачи для страны и регионов Владимир Владимирович Путин обозначил в статьях по развитию страны, в серии указов после вступления в должность и в своем послании Федеральному Собранию. По этим документам выстраивается и наша региональная политика.

Считаю очень важным, чтобы было общее понимание в оценке итогов года и направлений будущего развития области, которые я обозначил в апреле в своем послании.

Министерство регионального развития направило в правительство доклад «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2012 года». В этом рейтинге Кировская область заняла 13 место среди всех субъектов по эффективности работы региональных властей и второе место по динамике роста эффективности. Не нужно пояснять, что это очень хороший результат. Регион претендует на получение федерального гранта. Ведомство оценивало работу региональных властей по новой системе критериев. Ранее эффективность рассчитывалась по 74 критериям, теперь деятельность органов власти оценивают исходя из 12 показателей. Среди них: численность населения и ожидаемая продолжительность жизни и смертность; объем инвестиций в основной капитал; уровень безработицы; реальные денежные доходы населения; показатели по введению общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилого фонда; доля выпускников государственных общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ; а также оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации.

Помимо этого основного рейтинга также отмечу, что Кировская область заняла четвертое место по эффективности работы с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, кроме того мы заняли 12-е место в стране по эффективности деятельности органов власти по подготовке и прохождению отопительного сезона.

Я перечислил некоторые оценки деятельности региональной власти, которые формируются на федеральном уровне. Как мы видим, картина вполне достойная. Но это, разумеется, не означает, что всё везде хорошо. Нам есть к чему стремиться и есть сферы, в которых наша работа могла бы быть более качественной и продуктивной. Об этом я скажу в своём докладе.

Начнем с показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития области.

На собственно статистических итогах остановлюсь кратко, так как подробно итоги социально-экономического развития области за 2012 год мы рассматривали на Публичных слушаниях по отчёту об исполнении областного бюджета, на котором присутствовала значительная часть депутатского корпуса

Слайд 2 Валовой региональный продукт

Наращивание экономического потенциала Кировской области в 2011 году на 4,8% выше уровня предыдущего года позволило превысить темпы прироста ВВП в целом по Российской Федерации на 0,5 процентных пункта. В 2012 году экономика региона также выросла на 2,5% к 2011 году.

Слайд 3 Рост промышленного производства в 2012 году

Итоги 2012 года в основном констатируют сохранение объемов производства на уровне 2011 года. Индекс промышленного производства составил 100,7% к уровню 2011 года

Выше среднероссийских темпов развивались:

- целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность Выросло производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона, что связано с увеличением объемов производства на ООО «Эликон» и ООО «Косинская бумажная фабрика»;

- производство строительных материалов за счет увеличения производства товарного бетона, изделий из бетона, используемых в строительстве, а также производства кирпича из обожженной глины;

- производство электрооборудования Рост, в основном, обеспечен благодаря увеличению объемов производства своей основной продукции на ОАО «Кирскабель»;

- производство транспортных средств и оборудования – в основном за счет увеличения выпуска железнодорожного подвижного состава на ОАО «Машиностроительный завод имени 1 Мая».

По добыче полезных ископаемых темп роста составил 112,8% к уровню прошлого года .

Увеличение объемов отмечено также в пищевой, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.

Слайд 4 Снижение промышленного производства в 2012 году

В то же время сократился выпуск продукции предприятий ряда отраслей, таких, как:

- химическое производство Снижение объемов производства химической продукции в основном связано с уменьшением производства удобрений на ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», вызванным, в том числе, плановым ремонтом технологического оборудования на предприятии;

- производство резиновых и пластмассовых изделий Это связано со снижением объемов производства в ОАО «Кировский шинный завод» из-за начала реализации в 2012 году крупного инвестиционного проекта группой Pirelli и перехода в «премиум»-сегмент шинной продукции;

- производство машин и оборудования Производство бытовых электрических приборов снизилось в сопоставимой оценке на 5,3%. Из-за общего снижения спроса снизился выпуск основной продукции в ОАО «Ново-Вятка». Снизилось также производство станков и подъемно-транспортного оборудования. На «Белохолуницком машиностроительном заводе» сократился выпуск ленточных конвейеров непрерывного действия;

- обработка древесины и производство изделий из дерева . Снижение уровня производства в большой степени связано со снижением заготовки древесины, вызванной, в свою очередь, неблагоприятными погодными условиями, когда лесозаготовители не могли зайти в лес;

- текстильное и швейное производство ;

- кожевенно-обувная промышленность.

Слайд 5 Бюджет

В 2012 году исполнение областного бюджета осуществлялась в соответствии с Бюджетным посланием, которым определены основные задачи и меры бюджетной политики на 2012-2014 годы. Итоги исполнения областного бюджета подтверждают, что задачи стоящие перед Правительством области в большей части выполнены. Вопросы исполнения бюджета и бюджетного планирования в рамках работы Правительства области и Законодательного собрания рассматриваются регулярно и подробно, в том числе, будут рассматриваться и сегодня, поэтому обозначу только основные моменты.

На 2012 год в областном бюджете был заложен амбициозный план по собственным доходам исходя из оптимистического варианта социально-экономического развития области. В целом, нам удалось выполнить напряженные плановые показатели бюджета, минимизировать риски недопоступления доходов и обеспечить расходные обязательства в прошедшем году.

За отчетный год объем доходов составил 37,5 млрд. рублей, плановые назначения выполнены , сверх уточненного плана привлечено свыше 175 млн. рублей.

Как и прежде первостепенную роль в доходах бюджета занимали собственные доходы, объем которых составил 21,7 млрд. рублей или 101% к уточненному годовому плану, сверх запланированных сумм поступило 221,7 млн. рублей. Основную долю в собственных доходах (64,6%) занимают налоговые доходы. Годовые назначения по налоговым доходам исполнены на 101%, привлечено 20,5 млрд. рублей или с ростом к уровню 2011 года на 1,1 млрд. рублей .

Рост собственных доходов позволил сохранить тенденцию сокращения уровня дотационности областного бюджета. Доля межбюджетных трансфертов из федерального уровня за исключением субвенций в общем объеме собственных доходов областного бюджета составила 35% и снизилась по сравнению с 2011 годом на 3%. Акцентирую внимание на том, что мы продолжаем устойчивое движение в сторону повышения финансовой самостоятельности региона.

С учетом уточнения доходной части бюджета расходы бюджета в течение года были увеличены на 4,3 млрд. рублей . Внесенными поправками обеспечено: дополнительное повышение заработной платы, увеличение государственной поддержки сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, увеличение дорожного фонда, оказана дополнительная финансовая помощь муниципальным образованиям области и уточнены расходы, осуществляемые за счет федеральных средств.

Слайд 6 Бюджетная политика

Итоги бюджетной политики отчетного года характеризуются обеспечением в полном объеме действующих социальных обязательств перед населением области, своевременного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат населению, отсутствием просроченной кредиторской задолженности и просроченных долговых обязательств области.

На решение задач социальной направленности израсходовано свыше 62% общего объема областного бюджета или более 25 млрд. рублей с ростом к 2011 году на 1,5 млрд. рублей.

На решение ведущих социальных задач: обеспечение доступного качественного образования для граждан, проживающих на территории области, расходы составили 8,4 млрд. рублей с ростом к 2011 году на 21,4% ; на реализацию мер и мероприятий социальной политики - 8,4 млрд. рублей; на охрану здоровья населения области - 7,9 млрд. рублей или с ростом к уровню 2011 году на 18,3% ; на развитие физической культуры и спорта из областного бюджета - 413,6 млн. рублей. На развитие культуры направлено 493 млн. рублей. Как мы видим на слайде, доля расходов социальной направленности в бюджете постоянно увеличивается.

Как и прежде, в отчетном году стояла задача соблюдения норматива расходов на содержание органов государственной власти области. Задача выполнена. По расходам на управление достигнута экономия средств в размере 34% от установленного для области норматива расходов на содержание органов управления. При установленном Минфином нормативе расходов на содержание органов управления в размере 3,5%, фактически норматив сложился 2,3%.

В истекшем году акцент в расходах на поддержку и развитие отраслей экономики с учетом межбюджетных трансфертов было направлено более 9,5 млрд. рублей. Средства выделялись на дорожное хозяйство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, улучшение состояния жилищного фонда, транспорт, газификацию, лесное хозяйство, поддержку малого и среднего предпринимательства. Государственная поддержка оказывалась в виде прямого финансирования, субсидирования части затрат предприятий на уплату банковской процентной ставки, что позволило расширить доступ производителей товаров и услуг к кредитным ресурсам.

Слайд 7 Укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов

Стратегической задачей бюджетной политики по отношению к муниципальным образованиям области было и остается повышение заинтересованности в развитии местного самоуправления, дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов.

В целях расширения доходной базы муниципальных образований области, с 2012 года увеличен с 10% до 50% норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен норматив отчисления в размере 5% от акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, вино, пиво и спирт этиловый. Данные меры позволили дополнительно направить в местные бюджеты более 210 млн. рублей.

В отчетном году полностью или частично заменили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами от налога на доходы физических лиц 11 муниципальных районов. В результате объем поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам составил более 216 млн. рублей.

В целом в истекшем году муниципальным образованиям области перечислено межбюджетных трансфертов 13,8 млрд. рублей. Предусмотренные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности профинансированы в полном объеме. Финансирование переданных полномочий осуществлено исходя из потребности и обеспечено в полном объеме, кредиторской задолженности нет.

Слайд 8 Здравоохранение

Здравоохранение. 2012-й год был первым годом работы системы здравоохранения области в новых условиях. Напомним, с 1 января прошлого года согласно федеральному законодательству все полномочия по организации процесса оказания медицинской помощи населению были переданы на уровень субъекта РФ. В 2012 году сеть учреждений здравоохранения области была представлена 90 учреждениями.

Объем финансирования медицинской помощи в области увеличился на 10,7% и составил 7 186 рублей на 1 жителя.

Реализация таких значимых проектов, как приоритетный национальный проект «Здоровье» и областной программы «Модернизация здравоохранения Кировской области» на 2011-2012 годы, позволила продолжить совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи матерям и детям, обеспечить повышение доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

В результате реализации мероприятий данных программ улучшилось качество оказания медицинской помощи, за 2012 год естественная убыль населения по сравнению с аналогичным показателем 2011 года снизилась на 30%.

Совершенствовалась система организации льготного лекарственного обеспечения граждан. По сравнению с 2011 годом увеличилось финансирование федеральной льготы на 13% и составило более 370 млн. рублей, финансирование региональной льготы увеличилось на 69% и составило 170 млн. рублей.

Слайд 9 Модернизация здравоохранения

Продолжалось осуществление мероприятий областной программы «Модернизация здравоохранения Кировской области» на 2011-2012 годы, итоги которой также рассматривались в рамках Законодательного собрания. На реализацию мероприятий Программы было направлено 5,2 млрд. рублей. По итогам 2012 года освоение средств по Программе составляет 90% от плана.

Достигнуты следующие результаты:

В результате проведения капитального ремонта сдан 351 объект, в том числе 78 фельдшерско-акушерских пунктов, 89 отделений общеврачебной практики, 184 объекта лечебно-профилактических учреждений. Приобретена 881 единица оборудования, что позволило повысить качество и доступность медицинской помощи, особенно для жителей сельской местности.

С целью повышения эффективности координации и сокращения времени доезда до пациента служба скорой медицинской помощи региона в 2012 году оснащена навигационно-информационным оборудованием, а автомобили скорой медицинской помощи – бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС в количестве 253 единиц.

В рамках работы по реализации государственной политики в сфере здравоохранения внедрено 29 стандартов медицинской помощи в 59 учреждениях. Оплата медицинской помощи в соответствии со стандартами позволила улучшить обеспечение медицинских учреждений лекарственными препаратами и расходными материалами, а так же внедрить в учреждениях здравоохранения области оплату труда, ориентированную на результат.

Заработная плата в сфере здравоохранения стабильно растет. С 1 января 2012 года медицинским работникам учреждений здравоохранения, источником финансового обеспечения которых является областной бюджет, осуществляются дополнительные выплаты стимулирующего характера в размере 10%.

По итогам 2012 года заработная плата работников областных государственных учреждений здравоохранения возросла на 29% по сравнению с предыдущим годом и составила более 15 тысяч рублей, заработная плата врачей увеличилась почти на 40% и составила более 29 тысяч рублей.

Слайд 10 Демография

Результатом реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, стало сокращение естественной убыли населения.

Коэффициент рождаемости в области в 2012 году составил 12,8 родившихся на 1000 человек населения и увеличился относительно предыдущего года на 7,6%. Это самое высокое значение за последние 22 года. Коэффициент смертности в области в 2012 году составил 15,6 умерших на 1000 человек населения и это минимальный показатель с 1999-го года

Отдельно хочу отметить, что в 2012 году отмечается снижение показателей смертности среди населения трудоспособного возраста на 5,7% относительно 2011 года.

Также в отчетном периоде наблюдалось снижение миграции населения за пределы области. Миграционный отток населения в 2012 году сократился более чем на 7%.

В рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации принят Закон Кировской области «О ежемесячной денежной выплате по уходу за третьим ребенком и последующими детьми».

Законом устанавливается ежемесячная денежная выплата по уходу за третьим ребенком и последующими детьми одному из родителей (усыновителей) третьего ребенка или последующих детей, в семьях которых среднедушевой доход на одного члена семьи не превышает 14 тыс. рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты составляет установленную Правительством области величину прожиточного минимума на ребенка за второй квартал года, предшествующего году рождения. Так, на детей, родившихся в 2013 году, размер ежемесячной денежной выплаты будет составлять 5817 рублей.

Кроме того, с 1 января 2013 года за счет средств областного бюджета предоставляется региональный материнский (семейный) капитал от 75 тыс. рублей семьям, родившим (усыновившим) третьего ребенка до 200 тыс. рублей - при рождении (усыновлении) пятого и каждого последующего ребенка.

Также в области реализуется мера поддержки, введенная федеральным законодательством, по предоставлению земельных участков многодетным семьям, региональные выплаты на родившегося третьего ребенка в течение первого года жизни.

Слайд 11 Образование

Благодаря реализации проекта по модернизации системы общего образования в сферу образования в 2011-2012 годах привлечено более 868 млн. рублей средств федеральных субсидий, основной объем которых направлен на развитие материально-технической базы школ, что позволило улучшить условия обучения учащихся.

В соответствии с Указом Президента о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки производится существенное повышение заработной платы учителям, что позволяет повысить престиж педагогической профессии и социальный статус учителя, способствует привлечению в отрасль молодых специалистов. Средняя заработная плата учителей за 2012 год составила 14,8 тыс. рублей.

К числу достигнутых результатов можно отнести сохранение на российском уровне лидирующей позиции области по качеству среднего образования. Кировская область в 2012 году входит в десятку регионов Российской Федерации по числу победителей и призеров школьников на всероссийских олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях. Количество лиц, получивших премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование», превысило квоту, установленную для области, более чем в 4 раза.

Приоритетной задачей проекта является обеспечение доступности качественного образования обучающимся из отдаленных сельских населенных пунктов. Организуется подвоз учащихся в базовые школы. Благодаря увеличению парка школьных автобусов до 248 единиц осуществляется подвоз более 5700 человек.

Активно внедряются дистанционные технологии обучения не только детей-инвалидов, но и детей, проживающих в отдаленных и труднодоступных территориях. Продолжил свою деятельность Центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором, в частности, осуществлялось дистанционное обучение 243 сельских школьников из 13 районов области.

Слайд 12 Профессиональное образование

В сфере профессионального образования продолжилась оптимизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В течение года количество многопрофильных интегрированных учреждений, обеспечивающих преемственность программ начального и среднего профессионального образования, увеличилось с 19 до 24.

С 2012 года применены новые подходы в формировании государственного задания на подготовку кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Правительством области создан областной координационный совет по приведению содержания и структуры подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда.

В 2012 году продолжила действовать программа «Губернаторских стипендий», направленная на сохранение и развитие кадрового потенциала региона. Реализация Правительством области данной меры социальной поддержки позволила увеличить в полтора раза количество первокурсников из числа лучших выпускников школ, поступивших в вузы области в 2012 году по сравнению с 2010-м годом, поднять интерес к педагогической профессии. Так конкурс на педагогические специальности в ВятГГУ в 2012 году доходил до 12 человек на 1 место.

Для привлечения молодежи к получению рабочих профессий в рамках Года человека труда для лучших обучающихся по программам начального профессионального образования по приоритетным видам деятельности Правительством области учреждены социальные выплаты в виде стипендий в размере 2 тыс. рублей.

Слайд 13 Кадровый потенциал системы образования

Продолжают реализовываться мероприятия по развитию кадрового потенциала. Работникам образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, удостоенные почетных званий, предоставляются дополнительные ежемесячные социальные выплаты.

Приняты меры по привлечению в отрасль молодых специалистов для работы в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Молодые специалисты получают социальную выплату в сумме 100 тыс. рублей. За период с 2010 по 2012 год социальную выплату получили 300 молодых специалистов, а всего за три последних года в отрасль пришло более 550 молодых специалистов. Но этого всё равно недостаточно и работа в данном направлении будет продолжена.

Слайд 14 Дошкольное образование

В 2012 году одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области являлось обеспечение доступности дошкольного образования.

В соответствии с Указом Президента РФ принят Поэтапный план мероприятий по полной ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения Кировской области.

По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, охват детей в возрасте от 3 лет до 7 лет за 2012 год в сравнении с 2011 годом увеличился на 2,1 процентных пункта и составил 99,5%. В 14 муниципальных образованиях очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в детские сады нет. Подчеркну, что речь идет именно об этой возрастной категории.

Общий объем средств консолидированного бюджета на развитие системы дошкольного образования в 2012 году составил 620,7 млн. рублей. В результате введено 3,5 тысячи дополнительных мест. Ввод мест осуществлялся за счет строительства новых детских садов – впервые за 20 лет новые детские сады были построены в областном центре, реконструкции зданий и Проведения капитального ремонта, возврата в действующую сеть зданий детских садов, ранее переданных в аренду, открытия дошкольных групп на базе школ и учреждений дополнительного образования детей.

За счет средств федеральной субсидии, выделенной области по итогам конкурсного отбора на модернизацию регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в 34 муниципальных образованиях оснащено более 2,8 тысячи дополнительных мест.

Несмотря на то, что охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием возрос с 72% в 2011 году до 74,5% в 2012 году, потребность населения в услугах дошкольного образования полностью не удовлетворена. Детские сады в общей сложности не посещают 24 тысячи детей, из них абсолютное большинство - 97% составляют дети до 3 лет.

Для решения этой проблемы, в частности, Правительством области за счет средств областного бюджета оказана государственная поддержка индивидуальным предпринимателям на создание 10 частных детских садов.

Слайд 15 Культура и туризм

В 2012 году произошло немало значимых событий в сфере культуры и стимулирования внутреннего туризма.

Начиная с 2009 года, в сфере культуры Кировской области была сформирована и успешно развивается система грантовой поддержки, как учреждений культуры, так и творческих работников. Среди грантов такие, как:

Инновационные гранты, предоставляемые областным государственным и муниципальным учреждениям культуры, внедряющим инновационные проекты и программы (по направлениям «Библиотечное дело», «Профессиональное искусство», «Образование в сфере культуры»)». Так, в 2012 году был реализован крупный музейный проект «Я поведу тебя в музей» (г. Слободской).

Грант на развитие театрального дела, введенный в 2011-м году. В 2012 году размер гранта увеличен, что позволило за счет этих средств провести первый межрегиональный фестиваль кукольных театров «Вятка-город детства».

Гранты на ремонт муниципальных учреждений культуры, впервые введенные в прошлом году. Победителями стали 6 районов, которым будет предоставлена субсидия на проведение ремонтных работ в 4 домах культуры и 2 музеях.

Гранты на ремонты памятников и обелисков. Благодаря этому гранту в 2012 году удалось отремонтировать 29 памятников и обелисков на территории 19 муниципальных районов и городских округов. А всего с начала реализации программы отремонтировано 90 памятников и обелисков в 36 муниципальных районах, городских округах.

Впервые в 2012 году проведен областной конкурс «Лучший музей года». Среди областных музеев победителем признан «Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых», среди муниципальных музеев признан победителем «Слободской музейно-выставочный центр».

Немаловажную роль в деле просвещения, развития библиотечного дела, краеведения должны сыграть и учрежденные в 2012 году литературные премии имени русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и премии имени Александра Ивановича Герцена.

Проведена реставрация дома, в котором в 1845-1855 годах жил М.Е. Салтыков-Щедрин.

Большая роль в деле сохранения культурного наследия и развития музейного дела в области отводится реализации проекта «Васнецовское Рябово». За 2012 год построено 9 объектов инфраструктуры музея-заповедника «Рябово» для воссоздания уникального историко-архитектурного облика усадьбы. Проведен 7-й Всероссийский «Васнецовский пленэр».

В сфере развития внутреннего туризма наиболее значимым в ряду праздников в 2012 году стал фестиваль «Всемирные Сказочные игры». Общее количество гостей и участников Всемирных сказочных игр превысило 20 тыс. человек. В 2012 году проект «Всемирные сказочные игры» стал лауреатом Национальной премии в сфере событийного туризма в номинации «Лучший проект по популяризации событийного туризма».

В 2012 году реализованы проекты муниципальных образований в сфере туризма, самый крупный из которых «Котёл времён» позволил открыть в городе Котельниче тематический парк «Динозавры на Вятке».

Слайд 16 Развитие физкультуры и спорта

В прошлом году продолжена деятельность, направленная на создание условий для развития физической культуры и спорта в Кировской области, популяризацию массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям спортом.

В 2012 году было завершено строительство лыжероллерной трассы в пгт Верхошижемье, 5 универсальных спортивных площадок в муниципальных образованиях области, спорткомплекса и универсального спортивно-зрелищного комплекса в г. Кирове, физкультурно-оздоровительных комплексов в пгт. Кумены и г. Уржум.

В 30 муниципальных образованиях отремонтировано 42 объекта спорта муниципальной собственности, что существенно снизило остроту проблемы ремонта спортивных сооружений, расположенных на территориях муниципальных образований.

За счет средств ОАО «Газпром» в рамках программы «Газпром – детям» завершается строительство 50-метрового плавательного бассейна в городе Кирове. Спортивное сооружение позволит оптимально сочетать тренировочный процесс для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и оздоровительные занятия для населения. Торжественный ввод объекта в эксплуатацию состоится в ближайшее время.

Продолжается строительство крытого тренировочного катка с искусственным льдом в г. Кирове, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Омутнинске, реконструкция первой очереди стрельбища для биатлона под лыжно-биатлонный комплекс «Перекоп» муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, реконструкция спорткомплекса «Трамплин» в г. Кирове.

Сегодня в области на постоянной основе физической культурой и спортом занимаются 22,2% населения Кировской области Для привлечения населения к здоровому образу жизни в области осуществляют свою деятельность более 2,5 тыс. спортивных сооружений. В области сохранена сеть спортивных школ – 56 учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности осуществляют занятия в спортивных секциях на безвозмездной основе.

Слайд 17 Заработная плата

Завершая в рамках отчет блок социальных вопросах хотел бы еще раз акцентировать внимание на одном из самых важных аспектов – уровне заработной платы. На территории области номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в 2012 году увеличилась почти на 15 % по отношению к 2011 году, что выше среднероссийских темпов, и достигла 16800 рублей.

При реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Кировской области среднемесячная заработная плата работников, занятых в сфере здравоохранения, растет более быстрыми темпами, чем в РФ (Кировская область увеличилась на 23 %, РФ – почти на 18%), в сфере образования - на уровне России (Кировская область и РФ – увеличилась на 20%).

Очевидно, что для выполнения таких высоких социальных обязательств необходимо активное развитие экономики. Переходим к экономическому блоку.

Слайд 18 Инвестиции

В 2012 году инвестиционная политика Правительства Кировской области была ориентирована на предоставление преференций частным инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона, а также на формирование нормативной правовой базы, повышение инвестиционного потенциала области и создание благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности в регионе.

В 2012 году был принят Закон Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков». Также были внесены изменения в Закон области о налоге на имущество организаций, принята новая редакция Указа Губернатора Кировской области о патронажном сертификате, утверждены постановления Правительства Кировской области о предоставлении государственной поддержки и налоговых преференций частным инвесторам. Начата работа с Агентством стратегических инициатив по разработке инвестиционного стандарта Кировской области. И, как мы видим на слайде, эта работа дает результат. Объем инвестиций в Кировскую область увеличивается.

В 2012 году 2 предприятиям региона – обладателям патронажного сертификата Губернатора Кировской области предоставлена государственная поддержка в форме субсидирования части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам. Общий объем инвестиций по этим проектам в 2012 году составил 1,03 млрд. рублей.

Также в 2012 году 31 предприятие, реализующее 51 инвестиционный проект, воспользовалось льготой по налогу на имущество на сумму около 150 млн. рублей.

Слайд 19 Реализация крупных инвестиционных проектов

В 2012 году на территории региона начата реализация крупных инвестиционных проектов.

Компания Pirelli приступила к реализации инвестиционного проекта по организации выпуска шин премиум-класса с объемом инвестиций 4 млрд. рублей. И совсем недавно был пущен в работу новый цех на Кировской шинном заводе, строительство которого было выполнено в рамках этого инвестпроекта.

Концерном ПВО «Алмаз-Антей» начата реализация проекта по строительству нового завода по производству спецпродукции на мощностях ОАО «ВМП «Авитек» с объемом инвестиций 25 млрд. рублей.

ООО «Нанолек» (г. Москва) – обладатель патронажного сертификата Губернатора Кировской области продолжило реализацию инвестиционного проекта по выпуску фармпрепаратов с объемом инвестиций 4,1 млрд. рублей.

ОАО «ТГК-5» реализуется проект по реконструкции Кировской ТЭЦ-3 с применением парогазовой установки с общим объемом инвестиций 10,2 млрд. рублей.

Слайд 20 Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс был и остается ключевой отраслью экономики региона, которой всегда и в любых условиях уделяется повышенное внимание всех уровней и ветвей власти. За последние годы положительные изменения в отрасли сельского хозяйства обеспечены путем последовательной реализации мероприятий Государственной программы и оперативной государственной поддержки.

В целом в 2012 году на финансирование мероприятий развития АПК области направлено 2,7 млрд. рублей, что выше уровня 2011-го года на 400 миллионов, в том числе из областного бюджета -1,3 млрд. рублей, федерального бюджета – 1,4 млрд. рублей.

На слайде мы видим распределение этих средств. Наиболее значительные объемы направлены на содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства, повышение доступности кредитов и займов. В общей сложности было приобретено более 1800 единиц оборудования на общую сумму 3,5 миллиарда рублей – и это самый высокий показатель за годы реализации программы.

Слайд 21 Сельское хозяйство (2)

В отрасли животноводства наблюдается рост продуктивности скота. За период с 2008 года средний надой на одну корову в сельскохозяйственных организациях области увеличился на 1367 кг и составил более 5500 кг. По данному показателю Кировская область лидирует в ПФО. Среднесуточный привес крупного рогатого скота увеличился на 3%, свиней – на 12%, яйценоскость курицы-несушки – на 3% в сравнении с показателями 2011 года.

Производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось к уровню 2011 года на 18 тыс. тонн. В сельскохозяйственных организациях области отмечается замедление темпов снижения поголовья крупного рогатого скота. Продолжается работа по улучшению генетики стада сельскохозяйственных животных. Доля племенного скота в общем поголовье скота составляет 45%, что в 4 раза выше, чем в среднем по России (12%).

Слайд 22 Развитие сельских территорий

В рамках реализации мероприятий по устойчивому развития сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения, в 2012 году впервые была оказана государственная поддержка в виде грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм и четырем хозяйствам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

В рамках областной целевой программы «Социальное развитие села» в 2012 году введено в эксплуатацию и приобретено 7,5 тыс. кв. м общей площади жилья, обеспечено жильем более 100 семей, половина из них - это молодые семьи.

В целях решения проблемы нехватки кадров на селе организовано взаимодействие с образовательными учреждениями аграрного профиля по рассмотрению вопросов эффективной организации прохождения студентами производственной практики, созданию условий для привлечения на работу в сельскохозяйственное производство области молодых специалистов.

Принимаемые меры позволили привлечь в 2012-м году в сельскохозяйственное производство на 40% больше выпускников аграрных профессиональных образовательных учреждений, а также способствовали сохранению на прежнем уровне доли молодых специалистов в возрасте до 30 лет.

Условия, созданные для повышения профессионального уровня руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, переподготовки рабочих различных профессий, способствовали повышению профессионального уровня 14% от числа всех работников сельхозорганизаций против 11% в 2011 году.

Слайд 23 Лесное хозяйство

Лесное хозяйство. Если в 2010 году расчетная лесосека была использована на 52,4%, то в 2011 году на 57,2% от расчетной лесосеки.

В 2012 год заготовлено 8,7 млн. куб.метров древесины или 52,4% от расчетной лесосеки. Снижение объемов заготовки древесины в 2012 году по сравнению с 2011 годом связано с неблагоприятными погодными условиями периода 2012 года.

В 2012 году за счет федеральных и областных средств приобретено 40 единиц специализированной лесопожарной техники для тушения лесных пожаров.

Доходы от использования лесов в бюджетную систему РФ за 2012 год составили более 700 млн. рублей, или на 2,5% выше планового показателя .

В областной бюджет платы от использования лесов поступило на сумму почти 300 млн. рублей, или на 3,2% выше установленного плана .

Слайд 24 Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов

Основным направлением развития лесопромышленного комплекса региона согласно «Концепции развития лесопромышленного комплекса Кировской области на 2010-2015 годы» является реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В настоящее время на территории Кировской области реализуется 8 проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Министерства промышленности и торговли РФ.

Общий объем привлекаемых инвестиций по данным проектам составляет более 8 млрд. руб.

В создание новых производственных мощностей, расширение и модернизацию по утвержденным инвестиционным проектам уже вложено более 7,2 млрд. рублей, создано более 2200 новых рабочих мест.

Выделенный лесной ресурс под реализацию инвестиционных проектов составил почти 2,5 млн. куб. м. ежегодной заготовки. От реализации данных проектов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году уплачено более 320 млн. рублей.

Слайд 25 Малое предпринимательство

В 2012 году продолжилась реализация областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы. Объем финансирования программы составил почти 300 млн. рублей.

В целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства открыт новый бизнес-инкубатор в г. Котельнич, предоставляющий начинающим предпринимателям помещения на льготных условиях и комплексную поддержку по принципу «одного окна». Кроме того, в прошедшем году проведена подготовительная работа по открытию еще двух бизнес-инкубаторов в Яранске и Туже (открытие состоялось в 1 квартале 2013 года).

Объемы и виды поддержки субъектов малого предпринимательства представлены на слайде

Слайд 26 Малое предпринимательство (2)

Продолжена реализация образовательного курса «Начинающий предприниматель», в котором приняли участие более 200 начинающих предпринимателей. В целях повышения предпринимательской активности в муниципальных образованиях Кировской области в 13 районах области проведено бесплатное обучение человек по курсу «Начни свой бизнес».

Реализовано 12 проектов, направленных на развитие у молодежи интереса и мотивации к предпринимательской деятельности Общее количество участников проектов (школьники и студенты) составило свыше 4500 человек.

Слайд 27 Создание промышленных парков

В целях снятия административных барьеров, снижения инфраструктурных и финансовых рисков на территории Кировской области планируется создание трёх промышленных парков.

Создание промышленного парка «Слободино» на территории Юрьянского муниципального района Кировской области.

На территории Юрьянского района Кировской области выбран земельный участок площадью 26 га, разработана проектно-сметная документация на создание транспортной и инженерной инфраструктуры.

Общая площадь производственных и административных помещений на территории парка составит более 22 тыс. кв.м .

С потенциальными резидентами промпарка заключены инвестиционные Соглашения, формирующие заполнение промпарка более чем на 70%.

По заключению государственной экспертизы сметная стоимость объекта капитального строительства промпарка «Слободино» составила более 220 млн. рублей. Для реализации проекта планируется привлечение средств федерального бюджета (80%) и регионального бюджета (20%). Необходимые на софинансирование денежные средства в сумме более 35 млн. рублей учтены при формировании бюджета Кировской области на 2013 год.

Буквально вчера в Минэкономразвития России нами был выигран конкурс по получению средств федерального бюджета на 2013 год в сумме 27,1 млн. рублей. На 2014 год будет подана заявка на конкурс Минэкономразвития России для получения оставшихся средств, необходимых для завершения реализации проект.

Создание в городе Кирове научно-технического центра разработки и производства товаров, направленных на развитие детей дошкольного и школьного возраста

В целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации, Правительство Кировской области ведёт работу по созданию в городе Кирове научно-технического центра разработки и производства товаров, направленных на развитие детей дошкольного и школьного возраста» (далее – промпарк «Игроград»)

За счет федерального бюджета планируется финансирование покупки и ремонта производственных площадей, на которых будут располагаться будущие производители детских товаров, научные лаборатории и иные субъекты инновационной деятельности (150 млн.рублей).

За счет областного бюджета планируется создание регионального инвестиционного фонда, участвующего в финансировании создания производств и лабораторий (порядка 200 млн.рублей).

В настоящее время ОАО «Корпорация развития Кировской области» разработан проект бизнес-плана инвестиционного проекта по созданию промпарка «Игроград», который будет направлен в департамент лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли России в июне 2013 года.

Одна из сложных тем – это строительство промпарка в Вятских Полянах. Этот вопрос ставили и депутаты.

Создание промышленного парка в г. Вятские Поляны предусмотрено областной целевой программой «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вятские Поляны» (далее – ОЦП КИП) на 2010-2015 годы. Для реализации данного проекта учреждено ОАО «Промышленный парк», которое впоследствии в связи с расширением перечня задач было переименовано в ОАО «Корпорация развития Кировской области».

Действительно реализация проекта по созданию промпарка в Вятских Полянах сильно отстает от тех темпов, которые мы планировали изначально. Далеко не всё здесь зависит от правительства региона. Напомню, что в связи с тем, что планируемое к передаче имущество ОАО «Молот» в итоге не было передано в казну Кировской области в рамках реализации ОЦП КИП, в программу были внесены изменения только в мае 2012 года, предусматривающие создание промышленного парка на территории города Вятские Поляны на условиях «Greenfield». То есть, фактически был изменен формат реализации проекта, а в связи с тем, что федеральные средства носили целевой характер, который не был изменен, мы долгое время не могли их, что называется, распечатать и приступить к работе.

В Правительстве Российской Федерации данный проект курирует Рабочая группа по моногородам Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Совсем недавно 11 июня мы проводили совещание в Вятских Полянах с участием руководителя рабочей группы по модернизации моногородов Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирины Владимировны Макиевой и членов Рабочей группы - представителей органов федеральной власти.

На совещании руководство корпорации проинформировало, что на территории промпарка общей площадью 96 га планируется строительство шести производственных корпусов площадью 8,4 тыс. кв. метров. Подписано соглашение о намерениях с 6 потенциальными резидентами. Им будет предоставлено 39 га от общей площади промпарка. Три корпуса планируется построить до конца года, причем, 2 корпуса могут быть предоставлены для представителей малого и среднего бизнеса г. Вятские Поляны на условиях льготной аренды.

В настоящее время проектно-сметная документация по объектам инфраструктуры проходит государственную экспертизу. Приступить к строительству объектов промышленного парка планируется в июле текущего года.

Хочу подчеркнуть, что за выполнение этих планов строго в обозначенные сроки руководство Корпорации развития и профильный заместитель Председателя Правительства области несут персональную ответственность.

Предлагаю в августе-сентябре текущего года провести выездное заседание профильных комитетов Законодательного Собрания Кировской области на территории промышленного парка г.Вятские Поляны.

Слайд 28 Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2012 году в рамках областной целевой программы выполнены работы по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального хозяйства. Модернизация объектов проведена с применением энергосберегающего оборудования. В рамках программы удалось выполнить работы по модернизации котельных в десяти районах области; заменить и капитально отремонтировать 37 км тепловых, водопроводных и канализационных сетей с применением усовершенствованных материалов – увеличивающих срок эксплуатации, обеспечивающих надежность и безаварийность; заменить более 50 единиц технологического оборудования;, провести капитальный ремонт и реконструкцию 152 многоквартирных домов в 37 муниципальных образованиях.

В результате совместной работы с органами местного самоуправления удалось стабилизировать надежность инженерных систем, в 2012 году количество аварий на сетях снизилось на 50% .

В рамках областной программы и федеральной целевой программы «Чистая вода» в 2012 году завершена реконструкция очистных сооружений канализации в городе Сосновка Вятскополянского района.

В 2012 году область продолжила проведение капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В Фонд были направлены 2 областные заявки с общим объёмом финансирования более 300 млн. рублей. С помощью этих средств в 14 муниципальных образованиях области отремонтировано 248 многоквартирных домов, улучшили жилищные условия более 27 тыс. человек.

Отопительный сезон 2012 года во всех муниципальных образованиях был начат вовремя и прошел в штатном режиме без чрезвычайных ситуаций и крупных технологических аварий в системах жизнеобеспечения области.

Отдельно депутатов интересовала тема погашения задолженности банкротящегося ОАО «Эликон» перед КОГУП «Облкоммунсервис». Напомню, что эта задолженность сформировалась тогда, когда бывший собственник предприятия фактически перестал выполнять задачу по отоплению поселка Мурыгино, которое осуществлялось от котельной «Эликона». В той ситуации, у области не было выбора и мы вынуждены были поставлять мазут для обеспечения бесперебойной работы котельных с тем , чтобы просто не заморозить население. Сейчас предприятие работает, а мы ведем работу по строительству котельной, чтобы снять зависимость от

ОАО «Элкион» находится в процедуре банкротства, соответственно, все расчеты осуществляются в рамках процедур, определяемых федеральным законодательством о банкротстве. В настоящее время процедура конкурсного производства на ОАО «Эликон» не завершена. После реализации конкурсной массы требования кредиторов будут погашены в соответствии с федеральным законодательством.

Отмечу, что вопрос погашения задолженности по заработной плате работникам ОАО «Эликон» находится на контроле Правительства области.

Слайд 29 Газификация области

В рамках работы по повышению уровня газификации области в 2012 году за счет инвестиций ОАО «Газпром» начаты строительно-монтажные работы по реконструкции газопровода-отвода Оханск-Киров. Выполнялось проектирование газопроводов-отводов до пгт. Кумены и г. Слободской.

В Вятскополянском, Кирово-Чепецком, Юрьянском районах и г. Кирове построены 6 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 60 км. В Куменском районе начато строительство межпоселкового газопровода.

В рамках ОЦП «Газификация Кировской области» в 2012 году построено 130 км. распределительных газопроводов, на природный газ переведено 20 котельных.

В 2012 году природный газ начал подаваться в населенные пункты еще одного, четырнадцатого, района области – Юрьянского.

Уровень газификации природным газом жилищного фонда области увеличился на 1,33 процентных пункта и по состоянию на 1 января 2013 года составил более 37%.

Слайд 30 Развитие электроэнергетики

В сфере развития электроэнергетики в 2012 году продолжено строительство парогазовой установки электрической мощностью 220 МВт на Кировской ТЭЦ-3. Реконструкция ТЭЦ проводится с целью увеличения ее электрической мощности для покрытия существующего и перспективного дефицита электроэнергии в г. Кирово-Чепецк и Кировском энергоузле. Ввод ПГУ запланирован в 2014 году. На Кировской ТЭЦ-4 началась реализация проекта по установке турбоагрегатов мощностью 65 МВт и 120 МВт. Срок завершения работ по пусковому комплексу №1 – 2013 год, по пусковому комплексу № 2 – 2014 год.

В 2012 году в рамках утвержденной Программы развития электроэнергетики Кировской области построено и реконструировано 315 км линий электропередач и 217 трансформаторных подстанций.

Слайд 31 Дорожное хозяйство

Финансирование дорожной отрасли в 2012-м году осуществлялось в новых условиях. Был сформирован региональный дорожный фонд. Расходы фонда составили 3,6 млрд. рублей и возросли по отношению к 2011 году почти в 2 раза. На слайде представлена структура расходов дорожного фонда.

Учитывая значительные финансовые вливания в дорожное хозяйство, наряду с нормативным содержанием и ремонтом автодорог регионального значения часть средств направлена на новое строительство и капитальный ремонт дорог, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Слайд 32 Дорожное хозяйство (2)

За счет средств дорожного фонда выполнены работы:

по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Киров – Малмыж – Вятские Поляны (обход г. Вятские Поляны) протяженностью 10 км в сумме более 250 млн. рублей и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области общей протяженностью 85 км на сумму более 300 млн. рублей;

по строительству участка Альмеж – Скрябино, имеющего стратегическое значение для региона, протяженностью 8 км на сумму 150,0 млн. рублей.

Объем субсидий муниципальным образованиям на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения составил более 1,4 млрд. рублей, за счет которых отремонтировано свыше 66 км автомобильных дорог, находящихся вне границ населенных пунктов, выполнен ремонт 116 объектов улично-дорожной сети площадью более 340 тыс. кв.м. в 86 населенных пунктах муниципальных образований области, выполнен капитальный ремонт 330 дворовых территорий многоквартирных домов площадью более 180 тыс.м2 и ремонт 83 проездов к дворовым территориям многоквартирных домов площадью около 34 тыс. м2.

На сети автодорог регионального или межмуниципального значения отремонтировано с использованием механизма государственно-частного партнёрства свыше 81км.

В 2012 году за счет средств дорожного фонда построены автомобильные дороги представленные на слайде.

В 2012 соединено 3 сельских населенных пункта, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Произошло отставание от графика производства работ по строительству в 2012 году автомобильной дороги Киров-Малмыж-Вятские Поляны-Максинерь в Уржумском районе. Срок ввода объекта в эксплуатацию мощностью 4 км перенесен на 2013 год.

Отдельной темой в рамках развития транспортной инфраструктуры региона является тема аэропорта «Победилово», которая там бурно обсуждалась в рамках прошлого заседания Законодательного собрания.

В области создана рабочая группа по повышению эффективности деятельности ОАО «Аэропорт Победилово». Председателем рабочей группы назначен первый заместитель Председателя Правительства области Щерчков С.В., кроме того, в состав рабочей группы вошли депутаты ОЗС, представители департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, департамента государственной собственности, департамента финансов, генеральный директор ОАО «Аэропорт Победилово». Мы готовы решать и обсуждать все вопросы в открытом режиме с максимальным привлечением депутатского корпуса.

Первое заседание рабочей группы состоялось в конце прошлой недели. На повестке дня были рассмотрены следующие вопросы:

1. О ходе работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы (с выездом на место).

2. О направлениях расходования субсидии из областного бюджета, выделенной ОАО «Аэропорт Победилово» в размере 250 млн. рублей.

3. О рассмотрении деятельности предприятия с учетом операционной и инвестиционной составляющей.

По результатам заседания было принято решение всем участникам проекта по реконструкции взлетно-посадочной полосы активизировать работу с целью своевременной сдачи объекта в эксплуатацию, подрядчику закончить строительно-монтажные работы в срок до 31.07.2013.

Рассмотрен вопрос о направлениях расходования субсидии из областного бюджета, выделенной ОАО «Аэропорт Победилово» в размере 250 млн. рублей, которая пойдет на возврат и обслуживание кредитов банков и займов.

С целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия генеральному директору ОАО «Аэропорт Победилово» поручено провести анализ и оптимизацию доходных источников и затрат предприятия, доработать бизнес – план ОАО «Аэропорт Победилово» на 2013-2020 годы с учетом ввода в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы.

С апреля т.г стартовал проект по развитию региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе. Увеличение пассажиропотока в сравнении с прошлым годом ожидается примерно на 35%. Однако, кардинального изменения ситуации на предприятии в текущем году, учитывая непродолжительный срок реализации проекта, ожидать не стоит.

Главная задача сейчас – совместное формирование реалистичного бизнес-плана, учитывающего текущие и инвестиционные расходы с пониманием того, что необходимо финансировать из бюджета, а что с помощью привлеченных инвесторов.

Слайд 33 Жилищное строительство

Одной из основных задач Правительства является создание условий для развития жилищного строительства в области, формирование рынка доступного и комфортного жилья экономкласса, увеличение объемов жилищного строительства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 22,2 млрд. рублей или 111,6% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года.

Динамика ежегодного ввода жилья характеризуется тенденцией стабилизации. В 2012 году введено в эксплуатацию 406 тыс. кв. метров жилья, в том числе 130,9 тыс. кв. метров в рамках индивидуального жилищного строительства ИЖС, что на 10% больше уровня предыдущего года

Напомню вам, что в своем послании нынешнего года я поставил задачу резкого роста объемов строительства жилья и доведения к 2015 году их до уровня 0,5 кв. метра на жителя.

Слайд 34 Политика в сфере предоставления жилья

В целях повышения покупательной способности населения на рынке жилья, значительное внимание уделяется жилищной ипотеке. В 2012 году кредитными организациями выдано 7,5 тысяч ипотечных кредитов на сумму 7,2 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше уровня 2011-го года. Средневзвешенная процентная ставка составила 12,3%. Объем ипотечного кредитования увеличился в два раза по сравнению с прошлым годом.

Поддержку получили 1095 молодых семей, в том числе:

- по программе «Молодым отдельное жилье!» – 530 семей на сумму 105 млн. рублей.

- по закону Кировской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» – 565 семей на сумму 72,7 млн. рублей .

Слайд 35 Программа «Служебное жилье»

С декабря 2011 года через Открытое акционерное общество «Кировская региональная ипотечная корпорация» реализуется комплекс мер по строительству и предоставлению жилья работникам бюджетной сферы с использованием механизма льготной аренды, для чего в уставный капитал корпорации из областного бюджета было выделено 450 млн. рублей. За счет этих средств планируется ввести 17 тыс. кв. метров жилья, что примерно равняется 400 квартирам.

На конец 2012 года Кировской региональной ипотечной корпорацией работникам бюджетной сферы передано 69 квартир, на 2013 год уже распределено 136 квартир.

И еще несколько слов по работе Кировской региональной ипотечной корпорации, опять же в рамках тех вопросов, которые поднимались депутатами.

Что касается разработки нормативно-правовых документов по реализации программы «Служебное жилье».

В условиях высокой рыночной стоимости жилья и при относительно невысоком уровне доходов отдельных категорий работников бюджетной сферы, формирование доступного арендного жилья на территории области является важным условием роста трудовой мобильности высококвалифицированных и наиболее востребованных специалистов.

С целью разработки, утверждения условий и реализации Программы строительства и предоставления служебного жилья работникам бюджетной сферы Кировской области с использованием механизма долгосрочной льготной аренды создана рабочая группа.

В течение 2012 года рабочей группой проводились заседания с целью утверждения пофамильных списков участников Программы, а также утверждения и перераспределения лимитов финансирования среди муниципальных образований Кировской области.

Указом Президента РФ от 07.05.2013 «О мерах по обеспечению граждан российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусматривается формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

Программа строительства и предоставления жилья отдельным категориям работников бюджетной сферы Кировской области с использованием механизма льготной аренды (Программа «Служебное жилье) утверждена Советом директоров ОАО «Кировская региональная корпорация» в июне 2013-го года. Основной целью программы является создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем работников бюджетной сферы путем формирования на балансе КРИК специализированного жилищного фонда с целью его дальнейшей передачи участникам Программы на основании договоров аренды.

Слайд 36 Переселение граждан из аварийного жилья

В 2012 году мероприятия по переселению граждан реализовывались с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в рамках 4-х областных программ.

Всего в Программах участвуют 13 муниципальных образований области. Общий объем финансирования Программ составил 620лн. рублей. На 1 января 2013 года переселено 1070 человек, приобретено 434 жилых помещения.

Стоит отметить, что по результатам 2012 года Кировская область заняла лидирующие позиции по ряду критериев, определяющих эффективность реализации на территории области областных адресных программ и реформирования ЖКХ. Как я уже говорил, Кировская область из 10 регионов-лидеров заняла четвертое место в рейтинге и получит дополнительно 220 млн. рублей, из них около 210 млн. рублей направлены на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья и 10 млн. рублей – на мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Слайд 37 Обеспечение жильем ветеранов

В 2012 году продолжали приниматься активные меры по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и участников боевых действий, инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

По состоянию на 01 января текущего года предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем 6728 ветеранам войны, в том числе в 2012 году – 898 ветеранам, вставшим на учет до конца 2011 года. На реализацию данной государственной программы Кировской области были выделены федеральные денежные средства в размере 6,8 млрд. рублей, в том числе в 2012 году – 900 млн. рублей.

Слайд 38 Содействие развитию местного самоуправления

В 2012-м году был продолжен курс на укрепление и стимулирование развития органов местного самоуправления. В октябре 2012 года в регионе состоялись выборы глав и депутатов представительных органов городских и сельских поселений (состав глав обновился на 40%).

В 2012 году была проведена работа по оптимизации административно-территориального и муниципального устройства Кировской области.

Реализуются 2 «пилотных» проекта в Орловском и Свечинском районах, где в процессе объединения были созданы 1 городское и 1 сельское поселения. В Свечинском районе прошло адаптацию еще одно новшество 131-го Федерального закона, с 1 января 2012 года исполнение полномочий администрации Свечинского городского поселения передано на уровень районной администрации.

В 2012 году была продолжена работа по введению самообложения граждан. За 2012 год в сборе средств участвовали 227 поселений, то есть 70% от общего их количества. Данные поселения в текущем году получат из областного бюджета 1,5 рубля на каждый собранный рубль.

Слайд 39 Поддержка местных инициатив

В 2012 году в области продолжена реализация проекта по поддержке местных инициатив: было реализовано 268 проектов, из них 30 проектов 21 муниципальным районом и 238 проектов 170 городскими и сельскими поселениями. Объем предоставленной субсидии из областного бюджета составил 193 млн. рублей.

В рамках проекта решены вопросы по водоснабжению и дорогам, строительству и ремонту детских и спортивных площадок, уличному освещению, благоустройству мест отдыха, ремонту объектов культуры и другие.

Проект по поддержке местных инициатив не только доказал свою жизнеспособность в Кировской области, он стал востребован населением и действительно смог решить насущные проблемы жителей городских и сельских поселений. За 3 года реализовано 490 муниципальных проектов.

Слайд 40 Стимулирование развития муниципальных образований

В целях содействия развитию инфраструктуры местного значения, обеспечивающей основные жизненные потребности населения на отдельной территории, в 2012 году впервые был осуществлен новый вид финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) за счет средств областного бюджета в виде дотации на стимулирование развития муниципальных образований Кировской области.

Дотации были распределены и перечислены 31 муниципальному образованию на общую сумму 60 млн. рублей.

Слайд 41 Развитие моногородов

По состоянию на 01.01.2013 года в Кировской области насчитывается 12 населенных пунктов с монопрофильным типом экономики, включенных в общероссийский перечень моногородов в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.12.2011 № 597, в которых проживает 211,3 тыс. человек, или 15,9 % численности населения Кировской области.

Развитие монопрофильных населенных пунктов Кировской области во многом зависит от успешной реализации комплексных инвестиционных планов их модернизации. В 2012 году осуществлена актуализация КИП, в ходе которой программы развития моногородов были доработаны и дополнены новыми инвестиционными проектами, направленными на диверсификацию экономики и создание постоянных рабочих мест в монопрофильных населенных пунктах.

За 2012 год в моногородах достигнут значительный социальный эффект: в ходе реализации мероприятий КИП создано 1 333 постоянных рабочих места.

По состоянию на 1 января 2013 года численность проживающих в моногородах безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Кировской области, составила 1569 человек, что в 3 раза меньше уровня данного показателя на начало 2010 года (начало реализации КИП).

На реализацию мероприятий муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства моногородам Вятские Поляны и Омутнинск предоставлены субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов в размере 15 млн. рублей и 55 млн. рублей соответственно. Благодаря этому более 350 субъектов малого предпринимательства из моногородов получили различные виды поддержки.

Слайд 42 Развитие информационного общества

В 2012 году фактически была начата работа по разработке системы предоставления государственных услуг в электронном виде, для этого был создан новый орган исполнительной власти – Департамент информационных технологий и связи. Были созданы в электронном виде и наполнены реестры государственных и муниципальных услуг. Осуществлена публикация ряда государственных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Рождается новая коммуникационная инфраструктура, необходимая для организации межведомственного взаимодействия и оказания населению государственных услуг, созданы автоматизированные рабочие места специалистов органов власти области, обеспеченные защищенными каналами связи.

В апреле начал работу областной многофункциональный центр, построена информационно-коммуникационная инфраструктура центров общественного доступа к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Всего создано 38 таких центров.

Благодаря созданию в прошлом году системы приема заявлений, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, с 1 января 2013 года началась выдача УЭК.

Реализован проект по созданию региональной системы удостоверяющих центров электронной цифровой подписи.

Доля государственных услуг, предоставление которых осуществляется в соответствии с административными регламентами, на конец 2012 года составила 53%.

С целью повышения доступности для граждан услуг в электронном виде организовано обучение порядка 4000 человек из числа безработных, пенсионеров и инвалидов. Уже в послании, прозвучавшем на позапрошлом заседании Заксобрания, я поставил задачу на порядок увеличить количество граждан, обучаемых компьютерной грамотности.

Слайд 43 Внедрение инновационных технологий в работе с пожилыми гражданами и инвалидами

В Кировской области практически каждый четвертый житель являлся получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального либо областного бюджетов.

В целях повышения эффективности социального обслуживания населения и качества работы по предоставлению социальных услуг осуществлено внедрение инновационных технологий в работе с пожилыми гражданами и инвалидами, таких как:

- участковый принцип социального обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных районах сельской местности, для максимального приближения социальных служб к населению;

- мобильное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Для улучшения обслуживания пожилых граждан, проживающих в удаленных поселениях в 2012 году приобретен 21 автомобиль для мобильных бригад за счет средств областного бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

- служба «Социальное такси» оказывает транспортные услуги на возмездной основе инвалидам и другим маломобильным группам населения.;

- стационарозамещающая технология «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» способствует расширению выбора форм социального обслуживания, а также повышению комфортности и сохранению домашних условий проживания пожилых граждан и инвалидов.

Уважаемые депутаты!

Перед областью в 2013 и в последующие годы стоят масштабные задачи. О многих из них я говорил в своем послании. Нашей команде не стыдно за то, что сделано в регионе, и мы уверенно смотрим в будущее. Безусловным приоритетом для нас продолжает оставаться реализация майских указов Президента страны и всех федеральных программ. Одновременно мы инициируем и будем инициировать ряд тем на региональном уровне.

Признателен вам за понимание задач, стоящих перед регионом. Они точно решаемы и в случае нашей совместной конструктивной работы обеспечат уверенное движение вперед – к процветанию Вятского края и всей нашей страны.

Спасибо за внимание!



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru