Доклад заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Яговкиной Т.М. на выездном заседании комитета по социальным вопросам ЗСКО «Результаты проверки реализации программы модернизации здравоохранения Кировской области» (12.09.2013, г. Котельнич)

12.09.2013

Уважаемые депутаты, уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетной палатой Кировской области во втором квартале текущего года проведена проверка законности и результативности использования бюджетных средств направленных на реализацию Программы модернизации здравоохранения в 2012 году.

Изначально реализация Программы модернизации здравоохранения области рассчитывалась на 2 года (2011-2012 год). В виду того, что ежегодно оставались значительные остатки неиспользованных средств, Программу в намеченные сроки реализовать не удалось.

При запланированных объемах ассигнований 6564,2 млн. рублей освоено за 2 года 6171,5 млн. рублей или 94,0% средств.

За счет средств выделенных в рамках Программы модернизации здравоохранения в Кировской области за два года удалось существенно укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений, создать современные условия оказания гражданам медицинской помощи, повысить информационно-компьютерную оснащенность медицинских работников, улучшить качество и доступность оказываемых населению области медицинских услуг.

В 2011-2012 годах было отремонтировано 308 объектов здравоохранения, приобретено 1035 единиц медицинского оборудования и 9297 единиц компьютерной техники.

Более того, в результате перехода лечебных учреждений на оказание медицинских услуг по 29 стандартам медицинской помощи был обеспечен запланированный на 2 года рост заработной платы врачей и медицинского персонала.

Вместе с тем, проверка показала, что изначально запланированные количественные показатели по отремонтированным объектам, приобретенному медицинскому и компьютерному оборудованию не выполнены.

Остатки не освоенных средств порядка 400 млн. рублей перешли на 2013 год. Сроки завершения мероприятий Программы с декабря 2012 года были сдвинуты до июня (включительно) 2013 года, последней поправкой до октября 2013 года.

При решении задач Программы было вскрыто ряд проблем.

Реализация первой задачи сопровождалась трудностями, связанными с действием (бездействием) недобросовестных подрядчиков и поставщиков.

1. За организацию капитального ремонта отвечал департамент здравоохранения, непосредственную ответственность несли медицинские учреждения.

1-я и основная проблема установленная проверками - срывы договоров подряда по срокам сдачи объектов и качеству выполненных работ.

Ярчайший пример по капитальному ремонту поликлиники и травматологического отделения КОГБУЗ «Котельническая ЦРБ» подрядчик ООО «ПРЕМИУМ СТРОЙ». Своевременно (3 кв.2012 г.) работы не выполнены, не использованные средства порядка 5 млн. рублей в 2012 году возвращены в областной бюджет. Проверка, проведенная в апреле, показала, что в здании поликлиники осталось множество недоделок, ремонт здания травматологического отделения продолжается. До настоящего времени оба объекта не запущены.

В настоящее время большая часть выявленных недостатков и нарушений по капитальному ремонту поликлиники подрядчиком не устранена. По решению Арбитражного суда предусмотрено проведение в срок до 12.12.2013 независимой технической экспертизы. На сегодня проведение экспертизы не начиналось, поэтому сдача объекта в 2013 году проблематична. Т.к. здания поликлиники и травматологического отделения в эксплуатацию не сданы, приобретенное компьютерное оборудование на сумму 1804,7 тыс. рублей не установлено и по-прежнему хранится на складе ЦРБ, что в соответствии с БК РФ является неэффективным использованием средств.

Есть много и других примеров. Следует отметить, что с 2011 года в ряде лечебных учреждений до настоящего времени не урегулированы вопросы по ремонтным работам. В данном случае речь идет о том, что претензии внесены, но не оплачены подрядчиками, не устранены различные недоделки в рамках гарантийных обязательств, есть случаи, что строительные фирмы уже ликвидированы и переговоры об уплате или о доделке работ вести не с кем.

Что касается качества работ. Настоящая проверка, как и аналогичная проверка прошлого года, установила многочисленные факты некачественно выполненных работ. Безусловно, это в первую очередь говорит о низком профессиональном уровне заявившихся на торги подрядчиков. Вообще надо сказать, что экономия на торгах не всегда эффективна для бюджета. Снижение цены на оказание услуги по ремонту в ходе торгов может повлечь неэффективные расходы, а в ряде случаев и дополнительные расходы.

От общего количества заключенных договоров порядка 31 % сорваны по срокам и качеству.

При проведении проверки в 2012 году осуществлялся контроль устранения нарушений установленных при проверке капитального ремонта в 2011 году.

Безусловно, как положительный момент следует отметить наличие в 2012 году практически по всем медицинским объектам подлежащим ремонту проектно-сметной документации, значительно меньше нарушений законодательства о закупках 94-ФЗ, так как организацией конкурсных процедур занимался департамент здравоохранения, а не администрации муниципальных образований. Существенно активизирована претензионная работа. Департаментом запущен на наш взгляд очень эффективный механизм - привлечение для оценки качества проведенного ремонта специализированной аудиторской компании.

Вторая составляющая задачи - это Медицинское оборудование (Ответственный департамент здравоохранения, Централизованные закупки осуществлялись департаментом здравоохранения с последующей передачей оборудования в лечебные учреждения).

Несмотря на наличие денежных средств, в течение года закупок и расчетов практически не производилось, основная часть оборудования оплачена в конце 2012 года.

Основное нарушение при закупке медицинского оборудования это несвоевременные поставки оборудования.

Всего несвоевременно поступило оборудования порядка 42 %.

2-я проблема, вскрытая уже непосредственно в лечебных учреждениях это неиспользование поступившего оборудования. Основными причинами не использования поступившего медицинского оборудования являются: получение его сверх потребности, проведение капитального ремонта лечебного учреждения, отсутствие лицензий на осуществление новых видов деятельности, отсутствие специалистов требующейся квалификации и др. Выявлены случаи неиспользования медицинского оборудования поступившего еще в 2011 году.

Основной недоработкой по данному направлению является несвоевременное и неполное внесение претензий к поставщикам. Это в основном фирмы г. Москвы, С-Петербурга. В ходе проверки в Департаменте здравоохранения сотрудниками КСП сделана полная инвентаризация всех невыполненных договоров, информация для внесения претензий с расчетами передана департаменту. В результате совместных действий внесены претензии по всем невыполненным в срок государственным контрактам, всего внесена 61 претензия на общую сумму 9998,3 тыс. рублей.

Вторая задача программы - Внедрение современных информационных систем (ответственный за реализация КОГБУЗ «МИАЦ» учреждение подведомственное департаменту)

Как и по медоборудованию основные расчеты произведены в конце года, в декабре оплачено порядка 61 %от общего объема расходов, при этом денежные средства поступали из федерального бюджета практически равными долями помесячно (7-8 млн. рублей)

Кроме замедленных темпов освоения бюджетных средств, вторая задача также отмечается срывом договоров поставок. Всего сорваны сроки поставки по 27 % договоров.

Проверки поступившего компьютерного оборудования показали, что в лечебные учреждения области не всегда поступает качественное оборудование. Так, в ходе проверки КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» выявлено, что поступившие клавиатуры и мыши, в комплекте компьютеров, очень низкого качества и часто выходят из строя. Кроме того, у нескольких поступивших компьютеров неисправна материнская плата и блоки питания, в поступившем сервере медленная дисковая система и т.д.

3-я проблема, которую установила проверка это не использование поступающей техники. Не используется техника, либо используется не в полном объеме в 22 лечебных учреждениях области, это порядка 40 % от числа участников Программы. Причинами не использования поступившего компьютерного оборудования являются: отсутствие программного обеспечения, отсутствие локальной сети, проведение капитального ремонта лечебного учреждения, необученность медперсонала работе с компьютером, получение его сверх потребности и др. Как и по медицинскому оборудованию установлены случаи неиспользования компьютерного оборудования поступившего еще в 2011 году.

Следует отметить, что не окончен в намеченные сроки процесс введения данных медучреждениями в единый федеральный сегмент, что вызывает определенные трудности как у пациентов при записи в электронную регистратуру, так и у медперсонала.

3-я задача Внедрение стандартов медицинской помощи (ответственный КОТФОМС) Основными целями этой задачи являлись переход на оказание медицинской помощи по стандартам и обеспечение роста заработной платы врачей и медицинского персонал за счет доплат и стимулирующих выплат. В основном поставленные цели достигнуты.

В целом, можно констатировать, что выполнение 3-й задачи Программы модернизации здравоохранения области в отличие от 2-х предыдущих задач обеспечено в установленные сроки (2011-2012 годы).

Всего в результате контрольного мероприятия установлено 1295 нарушений и замечаний на сумму 339,7 млн. рублей (9,0% от суммы израсходованных в 2012 году средств 3773,1 млн. рублей).

В проверяемом периоде контрольная работа в основном строилась на проведении текущего и последующего контроля. Во избежание массового срыва договоров акцент следовало сделать на предварительном контроле в момент выбора поставщиков (подрядчиков) и заключения договоров.

Контрольно-счетной палатой сформирован список подрядчиков (поставщиков) не в полной мере выполнивших условия договоров (контрактов), который с результатами контрольного мероприятия размещен на сайте КСП.

По итогам контрольного мероприятия контрольно-счетными органами области в адрес департамента здравоохранения и главных врачей лечебных учреждений внесено 29 представлений по устранению выявленных проверками нарушений.

По лечебным учреждениям, не выполнившим требования Контрольно-счетной палаты по устранению нарушений, материалы проверок в рамках имеющихся соглашений направлены в органы прокуратуры, управление федеральной антимонопольной службы и территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения для принятия указанными надзорными органами дополнительных мер реагирования.

За допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 57 должностных лиц медицинских учреждений области. По материалам проверки Контрольно-счетной палаты области за нарушение законодательства о государственных закупках на руководителя КОГБУЗ «Кировская инфекционная клиническая больница» департаментом финансов наложен административный штраф в размере 20, 0 тыс. рублей.

Контроль реализации Программы осуществлялся совместно с депутатским корпусом, неоднократно рассматривался вопрос на заседаниях комитетов Законодательного Собрания области. Всесторонний жесткий контроль КСП, депутатов, контрольно-счетных органов на местах дал определенные результаты.

В настоящее время нарушения связанные с проведением ремонтных работ, использованием медицинского и компьютерного оборудования и внедрением стандартов медицинской помощи в основном устранены, за исключением отдельных медицинских учреждений.

Неудовлетворительное устранение нарушений отмечено в КОГБУЗ «Котельническая ЦРБ», «Кировская городская клиническая больница № 6», «Кировская инфекционная клиническая больница».

Вместе с тем заказчики не обеспечили в полном объеме взыскание пени (неустойки) за несвоевременное и некачественное выполнение ремонтных работ. С учетом дополнительно проведенной претензионной работы сумма штрафных санкций составляет 82, 6 млн. рублей.

Вопрос взыскания пени (неустойки) в областной бюджет находится на особом контроле КСП.

В целях достижения полного устранения нарушений КСП совместно с КСО муниципальных образований будет проводить ежемесячный мониторинг результатов претензионной работы проводимой по итогам контрольного мероприятия (по 11 лечебным учреждениям), начиная с 20 сентября 2013 года и по 20 апреля 2014 года.

Материалы контрольного мероприятия были рассмотрены на заседании Коллегии КСП, которой принято решение о проведении в 1 квартале 2014 года итоговой проверки реализации Программы модернизации. Тогда будут сделаны окончательные выводы и дана оценка эффективности использования средств.

Но на этом контроль не закончится. Средства потрачены огромные. Должно быть обеспечено эффективное использование отремонтированных помещений, приобретенного медицинского и компьютерного оборудования, то есть необходимо обеспечить достижение запланированных результатов от использованных бюджетных средств.

Причинами многих выявляемых проверками нарушений являются проблемы, имеющие место в строительной отрасли: дефицит добросовестных высококвалифицированных подрядчиков, отсутствие должного строительного контроля, проблемы с подготовкой проектно-сметной документации. Не решение этих проблем приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

Контрольно-счетная палата Кировской области предлагает:

Рекомендовать депутатам Законодательного Собрания Кировской области совместно с контрольно-счетными органами на местах организовать контроль эффективности использования отремонтированных помещений, приобретенного медицинского и компьютерного оборудования по программе модернизации здравоохранения.

Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области в рамках Правительственного часа рассмотрение вопроса «О мерах принимаемых Правительством области для решения проблем в строительной отрасли в целях повышения эффективности бюджетных расходов, связанных со строительством и ремонтом».



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru