Бакин Владимир Гаврилович, руководитель областного управления Министерства РФ по налогам и сборам

Наша первая и самая главная проблема – как поддержать бизнес во всех его проявлениях и в то же время заботиться о состоянии бюджета, что тоже является великой необходимостью.

Между бизнесом и бюджетом должно присутствовать встречное движение. То есть бизнес в ответ на представляемые льготы или снижение коммунальных тарифов должен отвечать количественными показателями, которые бы обеспечили благополучное состояние налоговой базы.

Что у нас между тем происходит? На момент принятия решения о перерегистрации предпринимателей (а это решение было принято 1 января 2004 года) в области числилось 60 тысяч 960 предпринимателей. На 1 января 2005 года их осталось 34796. То есть значительная часть тех предпринимателей, которые были зарегистрированы, оказалась просто несуществующим контингентом. А на них рассчитывала и законодательная, и исполнительная власть как на налогооблагаемую базу, которая должна принести поступления в бюджет.

По нашим подсчетам, в сфере малого предпринимательства сегодня работает 200 тысяч человек. Я даже могу предоставить вам нашу методику расчета. А в структуре налогового баланса в 2004 году на предпринимателей приходилось 3,8%. В 2005ом году – 4,7. За четыре месяца 2—6 года – 6.6%.

Если смотреть на темпы роста налоговых поступлений от предпринимателей, то, наверное, нашу деятельность можно оценить положительно. С 3,8% мы поднялись до 6,6%. В абсолютных цифрах это выглядит как 488 миллионов рублей в 2004 году, 636 млн. руб. – в 2005 году и 149 млн. руб. за четыре месяца этого года.

Вопросы налогообложения, конечно, немаловажны – как для малого предпринимательства, так и для бизнеса в целом. И, наверное, надо вспомнить историю – как всё происходило.

Вопросы по поддержке предпринимательства, насколько я помню, стояли всегда. Каждый год и депутаты, и исполнительная власть обсуждали, как поддержать, развить, обеспечить бизнес.

Не так давно, уже в мою бытность в налоговой службе, мы перешли на упрощенную систему налогообложения и на налог на вмененный доход. Обе эти системы предусматривают кратное снижение налоговой нагрузки. Это ли не поддержка? Тем не менее мы сталкиваемся с какими фактами? Уклонения даже от этого налога. На сегодня предприятия малого бизнеса, перешедшие на эти виды упрощенной системы налогообложения, имеют 93 миллиона долга.

Ну нельзя же так! Поэтому, извините, мы будем на них давить. А ведь долги-то имеют работающие предприятия, а не те, кто куда-то исчез.

За счет чего сегодня идет рост числа предпринимателей? Было большое предприятие на традиционной системе налогообложения. Потом оно стало малым. Налоги упали. Всё по закону. Но нужно же ответить-то чем-то! Раз у тебя упала налоговая нагрузка, поднимайся, становись на ноги. Вместо этого что идет? Банкротство и исчезновение предприятия как такового.

Второй вопрос – теневая зарплата. Сегодня создали вневедомственную комиссию, Эдуард Алексеевич Носков – председатель. Начали с этим явлением бороться административными методами. Я посмотрел список тех, с кем мы боремся. Все до одного – малые предприятия. Почему они выплачивают своим работникам по 500-600 рублей? Что, больше те люди, которых они наняли, не зарабатывают?

Там и юридические лица, и частные предприниматели, которые имеют там от одного-двух до пятнадцати работающих. Я вчера грешным делом тоже поучаствовал в этой системе (у нас создана и своя комиссия при управлении). Тоска, смотреть!

Поэтому, возвращаясь к началу, я бы хотел призвать всех: давайте работать, от призывов перейдем наконец к делу. Мы сколько лет призываем друг друга, чтобы, с одной стороны, власть поддерживала бизнес, а с другой стороны, и в бюджет от этой поддержки шла отдача. А то, что сегодня законодатели в лице Госдумы, Правительства, областного Законодательного Собрания действительно идут по пути поддержки малого предпринимательства, это, по-моему, очевидно.

Вернуться к списку участников депутатских слушаний