Липатников Николай Михайлович, Президент ВТПП

Вятская торгово-промышленная палата сотрудничает с депутатами Законодательного Собрания на протяжении вот уже нескольких лет. Отрадно отметить, что сегодня мы подписываем соглашение с депутатами нового созыва.

Выбранная нами форма депутатских слушаний – это, на наш взгляд, пример поиска разумных, рациональных решений, выработки взвешенной политики. Именно так и задумывалось взаимодействие бизнеса и власти 100 лет назад, когда была сформирована первая Государственная Дума. И такая форма прочно вошла в практику работы Российской торгово-промышленной палаты. Там диалог депутатов и предпринимателей происходит в Меркурий-клубе. Клуб этот – площадка для политического, делового, культурного и при этом неформального общения.

В обновленном составе Законодательного Собрания достаточно много крепких хозяйственников. Двадцать четыре из них представляют предприятия, которые являются членами ВТПП. Сегодня я призываю их к продолжению сотрудничества уже в новом, депутатском, качестве. Чтобы они активней использовали возможности комитетов (как ВТПП, так и Заксобрания) для подготовки рациональных решений в интересах экономики области, а также для успешной реализации у нас национальных проектов.

Тема нашей сегодняшней встречи – малый и средний бизнес. Столь представительной и компетентной аудитории нет необходимости напоминать о роли малого предпринимательства. Она подчеркивалась и главой государства, который очень верно отметил, что конечной целью развития малого бизнеса должно стать повышение благосостояния наших граждан. С этим нельзя не согласиться.

Цель нашей встречи – определение тех точек, где мы все вместе можем приложить оптимальные усилия для наиболее успешного развития малого предпринимательства в регионе.

Мы убеждены, что поддержка малого и среднего бизнеса, использование их потенциала – это реальная возможность для пополнения доходной части бюджета территории, для создания новых рабочих мест. Сегодня в экономике России превалируют доходы от экспортных поставок сырья. Но этот резерв, во-первых, истощается. Во-вторых, существует опасность внезапного изменения экспортных цен, что вполне может стать инструментом осознанного политического влияния и даже давления на Россию. В третьих, есть моральный фактор – люди имеют обыкновение ко всему привыкать, их мышление притупляется и они теряют побуждение к поиску инновационных решений.

Президент страны ориентирует всех нас на внедрение инновационных технологий. Собственно, другого пути у России нет. Как раз в этом направлении малый бизнес, как бизнес более мобильный, может играть ведущую роль. У нас в Кировской области есть хорошие примеры. Можно их долго перечислять, но я назову лишь несколько. Это «Вятка-стройдеталь» и «Вятка-спецрегион», имеющие хорошее развитие. Но и эти предприятия сталкиваются с определенными проблемами. Это и сложности с выкупом земли, и отсутствие площадей и оборудования, и, как следствие, отсутствие залоговой базы для получения крупных кредитов. В то же время крупными предприятиями не используется значительная часть оборудования и производственных площадей, что, в свою очередь, тормозит их развитие, повышая себестоимость продукции. Соединить возможности крупного и малого бизнеса – вот рациональный подход. И это показала наша встреча на заводе «Маяк», специально посвященная этой теме.

Еще одно перспективное направление – энергосбережение. Здесь настоящий простор для деятельности малого бизнеса. Приведу только один пример. В «ВТК-ЭНЕРГО» не только освоили производство энергосберегающего оборудования на базе собственных научных разработок, но и взяли на обслуживание целый поселок в Слободском районе. О важности энергосбережения свидетельствуют выставки и конференции, которые ВТПП проводит при поддержке Правительства Кировской области вот уже в течение пяти лет. И с каждым годом число их участников, в том числе из других регионов России, растет.

Тем не менее пока не приняты решения, позволяющие бюджетным организациям и районным бюджетам оставлять в своем распоряжении сэкономленные средства. То есть отсутствует экономический стимул к применению энергосберегающих технологий и, соответственно, к развитию этого рынка.

Отдельная тема – развитие экологического предпринимательства. Что сегодня происходит с окружающей средой, мы можем убедиться, выехав за пределы города Кирова. Донельзя замусорены прибрежные полосы, лесопарковые зоны, озера. Возможно, следует передавать природные объекты в пользование конкретным фирмам на основе конкурсов с обязательным условием – привести территории в порядок и создать на них инфраструктуру здорового отдыха. Если мы этого не сделаем, то через три года нам будет стыдно выезжать из областного центра.

Сюда же можно и отнести внутренний туризм. Это тоже реальная возможность для наполнения бюджета. К сожалению, у нас в области до сих пор нет системной программы по развитию туризма. В то же время при определённых совместных усилиях можно включиться в федеральную программу по созданию рекреационных туристских зон. Фундамент для этого у нас есть – это санаторно-курортные зоны и комплексы.

Следующая тема, по которой мы должны взаимодействовать с депутатами Законодательного Собрания, – это коммерциализация научных разработок, возобновление тесных связей между наукой и производством. Такое сотрудничество у нас тоже есть. Пример – НИИ микробиологии и ЗАО «Ягодное», создавшие и внедрившие в производство препарат «Рекицен». Совместная работа, в частности в области здорового питания, может быть вполне прибыльна и способствовать поддержанию здоровья населения. Палата системно поднимает эту тему. Нами проведено заседание правления, где поднимались вопросы по использованию потенциалов вузов. Мы провели также конференцию по использованию рекреационных зон Кировской области.

Обсуждая формы и направления сотрудничества, мы должны отдавать себе отчет в том, что их реализация невозможна без поддержки местной власти, государства, законодателей. К примеру, только за последние два года несколько предприятий стройиндустрии направили усилие на создание новых мощностей, на которых производят строительные конструкции с применением современных технологий. Эту работу, направленную на перспективу, на решение жилищных проблем, безусловно, необходимо поддерживать, оперативно решая вопросы по согласованию площадок, по предоставлению налоговых льгот на период создания и освоения новых производств. Ничего нового я тут не говорю. Это общепринятая мировая практика – стимулирование инновационных решений. Пока, увы, она на нас не распространяется.

Особая статья для малого бизнеса – проведение тендеров по госзаказу. Недавно мы провели совместное с департаментом госсобственности нами совещание по этому вопросу. Надо сказать, что инициаторами этого разговора выступили несколько предприятий, которые вышли на нас со своими обращениями. Мы выявили немало проблем. Сегодня правила игры таковы, что средний и малый бизнес практически не вписывается в процедуру распределения госзаказов. На наш взгляд, при прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться местным производителям, плательщикам налогов в местные бюджеты.

В других регионах России (может, конечно, и не очень удачно, но я Татарию назову) каждый факт, когда в проигрыше оказались местные поставщики, рассматривает специальная правительственная комиссия. Выясняет, почему это произошло. Одно дело – если качество хуже. Не научили работать – это второе. Опыта нет – третье.

Почему наши люди проигрывают тендеры? Например, почему химическая компания проиграла тендер по поставке в область удобрений, который проводил агрокомитет? Если мы ответим на этот вопрос, всё встанет на свои места.

Власти любого масштаба, на наш взгляд, должны быть заинтересованы в развитии предпринимательства, тем более если принять во внимание прошедшую в области реформу местного самоуправления.

Только что я вернулся из Белгорода. Такой идеальной чистоты я не видел ни в одном городе России, где мне доводилось бывать. Мэр Белгорода сказал одну простую фразу: «Сегодня наша главная задача – создание рабочих мест на территории. Всё остальное – вторично». Но для этого необходимо не только обучать людей, желающих заняться предпринимательской деятельностью. Очень важно давать знания и главам муниципальных образований. А у нас их стало очень много после реформы местного самоуправления.

Сегодня большую работу в этом направлении ведет управление по развитию предпринимательства Кировской области. Это – реально действующий механизм, и статус его должен быть достаточно высок.

Считаю нужным особо подчеркнуть роль коалиции бизнес-ассоциаций. Такой проект реализуется у нас с прошлого года. Его цель – улучшить в Кировской области деловой климат, стимулировать развитие малого бизнеса, создать механизмы участия предпринимателей в законотворческой деятельности, устранить административные барьеры. В рамках коалиции представители разных предпринимательских объединений могут выработать свою общую позицию, довести её до органов власти, что особенно важно при подготовке законодательных актов.

Мы провели ряд встреч по вопросам аренды, выкупа земельных участков, участия в торгах по госзаказу, по инвестиционным проектам области. Отрадно, что обсуждаемые вопросы находят отклики и в департаментах Правительства области, и в администрации города Кирова. К примеру, очень важны для предпринимателей вопросы по выкупу арендуемых помещений. Непродуманные решения здесь чреваты разорением до 60% малых предпринимателей, особенно в районах. Мы обратились от имени бизнес-сообщества в Госдуму, изложили свою коллективную позицию и уже видим, что определённая работа по наведению здесь порядка ведется. Будем рады, если будет позитивный результат, потому что здесь будет и наш вклад.

На наш взгляд, вполне можно использовать возможности палаты на нулевой стадии разработки законопроектов. Об этом системно говорит Евгений Васильевич Примаков, особенно когда законопроекты касаются предпринимательства во внешнеэкономической деятельности.

Немаловажна работа по мониторингу экономической и социальной эффективности принятых законов. Если ошиблись, надо исправляться. Тогда авторитет власти будет расти. Надо более активно использовать возможности аудиторских, консалтинговых фирм – членов палаты, а также профильных комитетов. Мы создали по разным направлениям деятельности институт советников.

То есть палата открыта для сотрудничества. В проекте рекомендаций, который подготовлен рабочей группой, как нам кажется, заложен фундамент для будущей совместной работы. Будем надеяться, что эта работа будет системной и эффективной.

Вернуться к списку участников депутатских слушаний