Мамедов Тахир Алиевич, генеральный директор группы компаний «ПроБизнесКонсалтинг»

Уважаемые дамы и господа! Насколько возможно в рамках предоставленного времени, попытаюсь остановиться на проблемах практического характера. Постараюсь предложить ряд конкретных мер, которые могли бы способствовать устранению барьеров на пути развития предпринимательства на территории нашего региона.

Понятие малого бизнеса

Легальная формулировка понятия субъектов малого предпринимательства уже устарела. Установлены два критерия отнесения субъектов к малому бизнесу: 1) среднесписочная численность работников, 2) доля участия в уставном капитале иных юридических лиц.

Данных критериев недостаточно для адекватного отнесения того или иного хозяйствующего субъекта к малому бизнесу.

Есть примеры, когда компания с выручкой $2 млрд. и акциями, которые продаются на Лондонской фондовой бирже, тоже относится к субъектам малого бизнеса.

Хотя особых условий налогообложения статус субъекта малого предпринимательства не дает, однако данный статус влияет на применение к хозяйствующему субъекту многих иных норм законодательства:

  • возможность подачи бухгалтерской и статистической отчетности в упрощенной форме,
  • особые гарантии при проведении государственного контроля,
  • специальные нормы в области трудового законодательства, позволяющие заключать с гражданами срочные трудовые договоры без каких-либо дополнительных оснований,
  • особый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Дополнительные критерии отнесения к малому предпринимательству применяются и в зарубежных странах. Например, такие критерии, как величина капитала и объем продаж, используются в Великобритании, Италии, Японии.

Состояние и проблемы малого бизнеса

В 2005 году было проведено крупномасштабное исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ», в результате которого мы имеем возможность сравнить развитие малого бизнеса в Кировской области с другими регионами через мнение самих предпринимателей. Кировский этап данного исследования проводился нашей компанией.

Общее состояние своего бизнеса предприниматели в основном оценивают положительно. Однако хорошая оценка финансового состояния бизнеса психологически связана прежде всего с самим фактом существования предприятия. То есть, раз предприятие существует, имеет оборотные средства, приносит так или иначе прибыль, предприниматель считает, что, в общем и в целом, все в порядке.

Общей проблемой регионов является осложнение ситуации с приобретением недвижимости, деятельностью недобросовестных представителей региональных и местных администраций.

По показателю доступности к бизнес-недвижимости Кировская область занимает 57-е место. По показателю состояния конкурентной среды Кировская область занимает 65-е место. В регионе довольно остро стоит проблема доступа на рынки.

Вместе с тем поддержка малого предпринимательства властями в Кировской области оценена выше средне-типичного региона – 24-е место, а по уровню безопасности ведения бизнеса область заняла последнее, 80-е место.

В итоговом рейтинге регионов с точки зрения условий развития малого предпринимательства Кировская область занимает 48-е место из 80-ти.

Критически оценивая деятельность «власти» как таковой, предприниматели адресуют местным и региональным властям те претензии, которые на самом деле находятся в компетенции федеральных министерств, агентств и служб, их территориальных органов.

Исходя из анализа ситуации и на основании наших исследований и наблюдений мы можем сказать, что региональное законодательство в области регулирования предпринимательской деятельности в целом соответствует федеральному законодательству.

Общие методологические проблемы малого и среднего бизнеса

Необходим проектный принцип государственного управления.

В государственном управлении традиционно доминирует отраслевой или профессиональный принцип. Портфели и полномочия формируются на основе отраслей промышленности, сфер жизнедеятельности и профессиональных функций.

Масштаб рассматриваемой темы таков, что необходимо введение проектного принципа государственного управления развитием малого и среднего бизнеса. Это принципиально новая система координат в принятии решений и распределении полномочий.

Основные признаки проектного управления развитием малого бизнеса состоят в следующем:

  • орган государственного управления развитием малого бизнеса должен иметь статус и уровень департамента, а его руководитель - статус заместителя губернатора;
  • департамент развития малого бизнеса имеет необходимую инфраструктуру и ресурсную базу;
  • действия департамента основываются на нормативном признании приоритетности задач по развитию малого и среднего бизнеса на уровне законодательного и нормативного регулирования в нашем регионе;
  • при департаменте создаются рабочие группы и комитеты, в которые по отраслевому принципу включаются представители из других органов государственной власти и управления, при этом уровень чиновников должен быть достаточным для эффективности принимаемых решений и исполнения принятых нормативных актов.

Оперативность принятия решений

Временные факторы принятия решений в бизнесе зачастую являются определяющими для успешности любых проектов. Многоступенчатая система принятия решений, довольно длительные сроки реагирования государственных чиновников на любые обращения (30 дней) тормозят бизнес-процессы, порождают эмоциональную подавленность и снижение общего уровня деловой активности.

Необходимо оптимизировать принятие решений органами государственной власти, ускорить реагирование чиновников на обращения предпринимателей.

Такая оптимизация достигается процедурами, которые мы можем предложить:

  • законодательное и нормативное снижение сроков принятия решений, выдачи разрешений, справок и информации;
  • установление оптимального режима работы государственных органов, обеспечение максимальной доступности ответственных государственных чиновников, ускорение процедур приёмки и обработки входящих документов;
  • оптимизация документооборота в органах государственной власти;
  • сокращение количества отказов в выдаче справок, разрешений и принятий решений по формальным основаниям, налаживание оперативной связи между предпринимателями и государственными чиновниками.

Объединение промышленной политики Кировской области и муниципальных образований по развитию малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от качества государственного управления на всех уровнях (федеральном, областном и муниципальном).

До настоящего времени не производилось серьёзных попыток сформировать единую политику в отношении малого и среднего бизнеса на уровне области и муниципалитетов.

Отсутствие такой согласованной политики порождает дисбаланс во взаимоотношениях малого бизнеса и власти (органов самоуправления).

Считаем необходимым достичь договорённости между областными и муниципальными властями в следующих направлениях:

  • единые стандарты доступа представителей малого и среднего бизнеса к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, приватизация областных и муниципальных предприятий);
  • единые процедуры принятия решений органами государственной власти и государственными чиновниками (по срокам принятия решений);
  • согласованная и сбалансированная налоговая и бюджетная политика в отношении субъектов малого и среднего бизнеса;
  • единая политика в области продвижения товаров, работ, услуг малого и среднего бизнеса за пределы Кировской области.

Отрасль с наиболее явными проблемами – недвижимость для малого бизнеса

Муниципальные площадки – наиболее доступные для малого бизнеса помещения. Общеизвестно, что в срок до 1 января 2009 года муниципальное имущество, не предназначенное:

  • для решения вопросов местного значения,
  • для осуществления отдельных государственных полномочий,
  • для обеспечения деятельности муниципальных органов,

подлежит приватизации. Причем продажа публичного имущества должна проводиться на аукционе или на конкурсе.

В такой ситуации наибольшее преимущество по сравнению с представителями малого бизнеса будут иметь крупные компании, которые, вероятнее всего, пойдут по пути повышения арендных ставок.

Необходимо законодательно закрепить приоритетный режим приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства.

Содержательно названные изменения должны предполагать предоставление субъектам малого бизнеса права преимущественного выкупа арендуемых муниципальных помещений – по заявке без проведения торгов, с условием рассрочки платежа на срок до нескольких лет.

Если в установленный срок от арендатора не поступит заявки о выкупе объекта, он может быть реализован с публичных торгов.

Необходима стабилизация системы государственного контроля (надзора)

Она может осуществляться посредством:

  • централизации контрольных и надзорных полномочий – сокращения количества проверяющих органов. Например, можно передать контролирующие (проверяющие) функции в сфере потребительского рынка от МВД Роспотребнадзору.
  • внесения изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» с целью закрепления детального механизма оспаривания результатов проверок, в т.ч. и при нарушении процедуры их проведения.

Необходимо создать систему государственного регулирования тарифов на присоединение к инфраструктурным сетям.

В настоящее время сетевые компании зачастую произвольно устанавливают плату за технологическое подключение к сетевому оборудованию – в частности, в рамках имеющейся мощности (за 1 киловатт энергии). Что, естественно, увеличивает нагрузку на малый бизнес при вводе в эксплуатацию новых объектов.

Кроме того, требуется внесение изменений в правовое акты, регулирующие процедуру согласования присоединения к инфраструктурным сетям, с целью упростить такую процедуру.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия

Порядок внесения и исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды регулируется Постановлением Правительства РФ № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Постановление № 632).

Постановление существенно устарело: оно вступает в противоречие с другими нормативно-правовыми актами и не регулирует многие значимые вопросы по взиманию указанных платежей. Это иллюстрирует хотя бы тот факт, что двумя высшими судебными инстанциями РФ (Верховным судом РФ и Конституционным судом РФ) были сформированы две противоположные позиции по поводу законности и действительности Постановления №632.

Верховный суд своим решением от 28.03.2002 № ГКПИ2002-178 признал постановление №632 недействительным, а плату – незаконной (так как она является по сути налогом, а налоги могут устанавливаться только федеральным законодательством).

Конституционный суд РФ определением от 10.12.2002 №284-О установил, что постановление №632 соответствует Конституции РФ и подлежит применению (поскольку оно принято Правительством Российской Федерации в пределах своих полномочий и предусматривает взимание платежей неналогового характера).

Можно выделить следующие проблемы, возникающие при взимании экологических платежей по постановлению №632:

  • не установлен порядок определения величины загрязнения окружающей среды, которая используется для расчета платы за загрязнение;
  • не установлен порядок расчета лимитов отходов. При отсутствии утвержденных лимитов плата за загрязнение окружающей среды уплачивается в 5-кратном размере;
  • не установлена форма расчета платы;
  • не установлен порядок учета плательщиков и администрирования платы.

В результате огромное количество хозяйствующих субъектов не осуществляют данные платежи, так как либо не знают о такой обязанности, либо считают платежи незаконными. Платят, как правило, только те субъекты, которые были проверены органами экологического надзора.

На практике лимиты рассчитываются научными учреждениями на договорной основе, формы расчетов также необходимо приобретать за плату. В результате затраты на расчет величины платежей оказываются на несколько порядков больше самих платежей.

Необходимо принять федеральный закон, который бы урегулировал все вопросы, касающиеся платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В данном законе целесообразно установить:

  • характер платежей (налоговый или неналоговый);
  • порядок администрирования платы, в том числе учет плательщиков, а также порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы;
  • порядок начисления и внесения платы (в том числе распределение по бюджетам, а также цели, на которые она используется, - в том случае, если часть платежей будет направляться во внебюджетные фонды);
  • отчетный период взимания платы и сроки ее внесения в бюджет;
  • механизм зачета и возврата излишне уплаченных платежей;
  • пени и санкции;
  • льготы по данным платежам для субъектов малого предпринимательства (например, упрощенный порядок расчета платы).

Применение Налогового кодекса в части взыскания налоговых санкций

С 1 января 2006 года действует порядок, согласно которому налоговые санкции взыскиваются на основании решения руководителя налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика- индивидуального предпринимателя не превышает пяти тысяч рублей, на организацию – пятидесяти тысяч рублей.

Новый внесудебный порядок не учитывает, что по отдельным налогам налоговый период составляет квартал и месяц.

В результате взыскиваемые штрафы могут составить до 180 000 рублей для индивидуального предпринимателя и 1 800 000 рублей – для организации.

Такая ситуация существенно снижает возможность предпринимателя защитить свои права (например, ранее, когда штрафы взыскивались только по решению суда, суд во многих случаях значительно снижал сумму санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств; налоговые же органы никогда не снижали санкции, несмотря на такую возможность, установленную законодательно).

В статье 114 НК РФ необходимо установить, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Ввоз имущества на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал

При ввозе оборудования в качестве дополнительного вклада в уставный капитал для освобождения от таможенных пошлин и подтверждения льготы по уплате НДС таможенный орган своими подзаконными актами требует от импортера представления зарегистрированных изменений в устав, сведений об увеличенном размере уставного капитала и об оборудовании, переданном в его оплату.

В то же время в соответствии с корпоративным законодательством документы для государственной регистрации изменений в учредительные документы должны быть предоставлены в налоговый орган только после передачи имущественного вклада (оборудования) – то есть после его ввоза и выпуска в свободное обращение.

Такая ситуация создает неопределенность в вопросе реализации импортерами прав на применение таможенных льгот. На практике случается, что таможенный орган при принятии решения о предоставлении льгот руководствуется как подзаконными актами таможни, так и названными положениями корпоративного законодательства РФ. В итоге, требуя зарегистрированных изменений в устав, таможенный орган отказывает на этом основании в предоставлении льгот, ссылаясь на нормы корпоративного законодательства.

На основании вышеприведенных проблем и коллизий мы пришли к выводу, что необходимы следующие шаги для устранения барьеров на пути развития предпринимательства:

1. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о принятии в кратчайшие сроки Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и установить новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении понятия малого предпринимательства такими критериями, как «выручка» и «активы».

2. Комитету по экономическому развитию, предпринимательству и торговле выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации с просьбой установить в соответствующих нормативно-правовых актах строгую периодичность проведения проверок субъектов малого предпринимательства всеми государственными контролирующими и надзорными органами, а также организациями, осуществляющими защиту прав потребителей, с предварительным уведомлением о предстоящих проверках.

3. Законодательно обеспечить единые стандарты и единые процедуры государственной политики и политики муниципальных образований по доступу субъектов малого и среднего бизнеса к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, областные и муниципальные предприятия, подлежащие приватизации), а также налоговой и бюджетной политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса;

4. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о принятии в кратчайшие сроки федерального закона о саморегулируемых организациях, предусматривающего возможность сохранения и развития региональных и межрегиональных саморегулируемых организаций.

5. Пересмотреть в сторону сокращения нормативные сроки принятия решений и предоставления ответов органами государственной и муниципальной власти на запросы и обращения субъектов малого и среднего бизнеса.

6. Выйти с законодательной инициативой о внесении необходимых изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», а затем – и в региональные и муниципальные правовые акты с целю законодательного закрепления приоритетного режима приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства.

7. Ускорить принятие федерального закона об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества с приоритетом малых предприятий в вопросах доступности приобретения бизнес-недвижимости.

8. Выйти с законодательной инициативой о централизации контрольных и надзорных полномочий с целю сокращения количества проверяющих органов и недопущения дублирования функций проверяющих структур.

9. Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», касающихся закрепления детального механизма оспаривания результатов проверок, в т.ч. при нарушении процедуры их проведения.

10. Выйти с законодательной инициативой о принятии Федерального закона, который бы урегулировал все вопросы, касающиеся платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

11. В статье 114 НК РФ необходимо установить, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика-индивидуального предпринимателя не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за один год и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

12. Выйти с законодательной инициативой о приведении подзаконных актов таможни в соответствие с корпоративным законодательством РФ.

13. В целевой программе «Развитие предпринимательства в Кировской области на 2006 – 2009 гг.» и реализуемых программах кредитования и гарантирования кредитов предусмотреть компенсирование части процентных ставок лизинговым компаниям, предоставляющим оборудование малым и средним предприятиям. Определить приоритетными при поддержке проектов инновационный бизнес, реальный сектор экономики.

14. Подготовить и сделать общедоступным документ, содержащий всю информацию о контрольных и надзорных органах, имеющих право осуществлять проверки предприятий малого и среднего бизнеса (включая местные органы Министерства внутренних дел, пожарной инспекции, госторгинспекции и т.д.). Такой документ должен также включать в себя информацию о типах документов, которые могут требовать контролирующие и надзорные органы, правилах и процедуре проверок, мерах, которые может принять предприниматель для предотвращения несанкционированных проверок.

15. Возобновить работу Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров, определив ее полномочия совместным решением Правительства области и соответствующих территориальных органов федеральной власти, чтобы предприниматели могли оперативно обращаться в такую комиссию с жалобами. Такая система быстрого реагирования создана, например, в Краснодарском крае, что позволяет оперативно решать вопросы по преодолению административных барьеров и выявлению коррупционных схем.

16. Разработать механизм персональной ответственности государственных и муниципальных служащих, а также ответственности организаций за нанесение их административными решениями ущерба субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет соответствующего бюджета.

17. Запретить взимание платы за осуществление контрольных мероприятий, в том числе путем принуждения малых предприятий оплачивать вынужденные услуги предприятий (организаций), так или иначе сопряженных с контролирующими органами.

Приведу один известный афоризм, который часто применяется по поводу несовершенства правоприменения, поскольку именно это, на наш взгляд, мешает развитию предпринимательства:

Вопрос: - Имею ли я право?

Ответ: - Да, у вас есть право.

Вопрос: Значит, я могу?

Ответ: Нет, вы не можете…

Надеюсь, наши совместные усилия будут направлены на то, чтобы этот афоризм стал неактуальным в Кировской области.

Вернуться к списку участников депутатских слушаний