Выступление С.Э.Данеляна

Уважаемые участники слушаний!

То, что обеспечение граждан России жильем стало приоритетным национальным проектом – свидетельство высокой социально-политической значимости этой проблемы.

Ключевой показатель проекта, ради которого и разворачивается его реализация – это увеличение темпов жилищного строительства. Как обстоят дела в нашей области.

В 2003 году ввод жилья составил 161,1 тыс. кв.м. В последующие 3 года объем ввода неуклонно увеличивался. В 2004 году – 230,4 тыс. кв.м. ( рост к предыдущему году – 43%), в 2005 – 257,4 тыс. кв.м. (рост – 11,7%), 2006 год – 306 тыс. кв.м. (рост – 18,9%). За это время годовой ввод жилья возрос на 90%, т.е. почти вдвое.

Основной вклад в строительство жилья вносит город Киров. В нем в 2006 году возведено 177 тыс. кв. м жилья или 58% от областного объема.

Растут объемы индивидуального жилищного строительства за счет собственных и заемных средств граждан. В 2006 году построено 115 тыс. кв. м. индивидуального жилья или 38% от всех вводимых площадей, рост к 2005 году – 27%.

За этими цифрами ввода жилья стоит кропотливая работа всех структур, специалистов и руководителей отрасли. В 27 из 39 районов области объемы жилищного строительства по сравнению с 2005 годом возросли.

Не просто складывалась ситуация с вводом жилья в ушедшем году. Еще на начало декабря статистические данные говорили о вводе лишь 117 тыс. кв. м. или 72% к соответствующему периоду прошлого года. При этом мы имели абсолютно достоверную информацию о большом объеме физически построенного жилья, но не вошедшего в отчетность по организационно-административным причинам.

Не в последнюю очередь это оказалось связанным с изменениями в нормативно-правовой базе строительного комплекса. Введены в действие Градостроительный и Земельный кодексы.

Некоторые нормативные акты и законы, в частности федеральный Закон о долевом участии в строительстве многоквартирных домов, меняли свое содержание. Градостроительный кодекс отменил обязательное проведение государственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию. Это привело к снижению оперативности согласования ввода объектов надзорными органами. Резко увеличился и документооборот на этапе сдачи.

Все это во многом дезориентировало строительное сообщество. Часто уже построенное и, чего греха таить, заселенное жилье месяцами не оформлялось к сдаче. Именно эту тенденцию удалось преодолеть в декабре, и 189 тыс. кв. м или 62% годовой программы были приняты в эксплуатацию.

За трудности в сдаче уже построенного жилья надо упрекнуть и те строительные организации, которые при его возведении часто слишком вольно обращается со строительными нормами и правилами, игнорируют законные требования надзорных органов. Проектные решения меняются уже в ходе строительства, создавая трудности как раз на последнем сдаточном этапе.

Активная кропотливая работа с застройщиками, надзорными органами позволила буквально в течение месяца решить многие административные и организационные вопросы в сдаче жилья. Большой вклад здесь внесла и администрация города Кирова, которая в контакте с Правительством области, федеральными структурами сумела мобилизовать существующие резервы жилищного строительства.

Кстати, тенденция сдачи львиной доли жилья в последний месяц года характерна для многих, если не большинства регионов Приволжского федерального округа. Конечно, от такого аврального метода сдачи объектов нужно уходить.

Плановый показатель ввода жилья 2006 года, определенный соглашением с Министерством регионального развития – 299,5 тыс. кв.м. перевыполнен, и сейчас надо без раскачки и «почивания на лаврах» начинать работать на результат текущего года. Минрегион определил в 2007 году области показатель ввода жилья в 332 тыс. кв.м.

В январе 2007 года департаментом строительства и архитектуры совместно с департаментом госсобственности администрацией города Кирова проведено собеседование с застройщиками, в распоряжении которых находятся земельные участки в г. Кирове. Всего в Кирове в соответствии с ранее действующими процедурами отведено 145 участков 77 застройщикам. Большинство из них – 70 вышли на контакт с департаментом и готовы к сотрудничеству. И у застройщиков, и у администрации г. Кирова, и у Правительства области существует понимание того, что 2007 год является переходным к новой процедуре отвода земли, как правило, на аукционах. Поэтому тем застройщикам, кто располагает ранее отведенными участками и уж тем более вложившим в их освоение средства, необходима кропотливая работа, что в отведенные законодательством сроки выполнить требования действующих нормативно-правовых актов и узаконить свое право на застройку.

Не менее сложная задача стоит и перед муниципалитетами, где должны быть отработаны новые процедуры отвода и закрепления участков. Особенно сложно будет осуществлять предаукционную подготовку земли. Ведь теперь на первоначальном этапе взаимоотношения с ресурсоснабжающими предприятиями – энергетиками и коммунальниками ложатся на плечи администраций районов и городов. Вот почему так важно муниципалитетам в кратчайшие сроки принять комплексные схемы территориального развития. Именно эти схемы лягут в основу районов комплексной застройки, которые в конечном итоге и обеспечат массовость жилищного строительства. На наш взгляд целесообразно было бы структурно выделить в муниципалитетах подразделения, которые займутся этой работой.

В феврале текущего года в Правительстве области пройдет серия совещаний по координированию действий администрации города Кирова, надзорных, в том числе федеральных структур, отдельных крупных застройщиков. Такая координация необходима для единого толкования положений новых нормативных актов в сфере строительства, выработки единых подходов к освоению ранее выделенных земельных участков.

В феврале же департамент строительства планирует провести работу, аналогичную той, что проведена с г. Кировом, со всеми районами области. По результатам ее сформируется общая картина – какое количество застройщиков, на каких площадях сможет в 2007 году строить жилье. Появится надежный прогноз ввода жилья в текущем году. Разумеется, он должен быть не ниже параметра соглашения с Минрегионом. После этого муниципалитетам необходимо заключить соглашения со всеми застройщиками о плановых для них показателях ввода жилья. Эти соглашения будут содержать встречные обязательства муниципалитетов и застройщиков, которые позволят ввести работу по строительству жилья в плановый ритмичный режим.

Теперь - о реализации основных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории области.

Проект предусматривает 5 основных направлений, четыре из которых оформлены в виде подпрограмм ФЦП «Жилище». Доложу результаты реализации проекта в 2006 году в разрезе каждого из направлений.

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

В 2006 году с участием федерального софинансирования продолжилось строительство объекта «Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова». На его строительство из федерального бюджета поступило 50 млн. рублей. Еще 70 млн. рублей в порядке софинансирования предоставил инвестор. В 2007 году строительство объекта в рамках подпрограммы будет продолжено. Доля федерального софинансирования в 2007 году – 55 млн. рублей. Софинансирование инвестора возрастет до 100 млн. рублей. Это позволит закончить первую очередь строительства – ввести новый блок очистки питьевой воды на 50 тыс. куб.м. в сутки.

Область успешно прошла конкурсный отбор 2007 года по данной подпрограмме. Благодаря этому помимо вышеназванного объекта в 2007 году из федерального бюджета будут финансироваться еще две стройки, связаннее с водоснабжением гг. Слободского и Котельнича. Федеральный бюджет предоставит на эти объекты 20,7 млн. рублей. Еще 27,5 млн. рублей поступят из областного бюджета и 7,7 млн. рублей – из бюджетов муниципалитетов.

Надо сказать, что помимо объектов, софинансируемых из федерального бюджета, в области реализуется в рамках региональной программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» большое количество проектов реконструкции, модернизации и строительства коммунальных объектов. На эти цели в 2006 году из областного бюджета направлено 190 млн. рублей, в том числе 75 млн. рублей в виде гарантий областного бюджета. Сумма прямых ассигнований успешно реализована, начато освоение кредитных ресурсов. В 2007 году сумма финансирования из областного бюджета составит уже 215 млн. рублей, в том числе 115 млн. рублей в виде государственных гарантий.

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»

На первом конкурсном отборе по этой подпрограмме область победила с проектом «Обеспечение микрорайонов №11 и 12 жилого района «Урванцево» г. Кирова коммунальной инфраструктурой». Проект имеет сметную стоимость 297 млн. рублей. Средства привлекаются администрацией г. Кирова по кредиту, получаемому под гарантии федерального и областного бюджета в равных долях – по 148,5 млн. рублей.. Кроме того областной и федеральный бюджеты просубсидируют 80% процентной ставки по кредиту. Вся необходимая организационная работа по проекту была в короткий срок выполнена – проведен конкурс по отбору банка, кредитующего администрацию города, заключены соглашения с Росстроем и Минфином. Проведен конкурс по отбору генерального подрядчика. Проект начал реализовываться, первые средства поступили в распоряжение подрядчика.

Ввод первых жилых домов в Урванцево планируется в начале 2008 года. Для этого параллельно со строительством коммунальной инфраструктуры будут проведены соответствующие процедуры по предоставлению земельных участков этого района непосредственно застройщикам жилья. Это необходимо, чтобы синхронизировать обустройство коммунальной инфраструктуры и строительство жилья.

Реализуется в области и пилотный проект по малоэтажному строительству - поселок «Молодежный» в пригороде Кирова. Там на площади 13,5 га возводится 127 индивидуальных и сблокированных малоэтажных зданий площадью 17,8 тыс. кв.м. В этом проекте отрабатываются как технологические новинки, связанные с оригинальной конструкцией домов, так и новые финансово-экономические схемы строительства.

Область намерена и в дальнейшем участвовать в федеральных конкурсных отборах по этой подпрограмме. Для этого у нас имеются несколько перспективных вариантов. Один из них – инженерное обустройство проектируемого жилого района «Чистые пруды» в г. Кирове с потенциалом жилищного строительства более 800 тыс. кв.м.

Мы намерены активно реализовывать и инициативу Президента России о вовлечении в жилищный оборот неиспользуемых федеральных сельхозземель. В настоящее время нами направлен в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом запрос о переводе 21 земельного массива общей площадью почти 900 га в земли поселений. Эти участки привлекательны с точки зрения малоэтажного и быстровозводимого жилищного строительства.

Обеспечение жильем молодых семей.

В 2006 году область успешно выиграла сразу два конкурса по подпрограмме – на 2006 и 2007 годы. План 2006 года по подпрограмме выполнен. Реализованы федеральные средства в объеме 12,8 млн. рублей, в т.ч. 2.5 млн. рублей – по долгам прошлого года. Область направила на реализацию подпрограммы из собственного бюджета более 41 млн. рублей. Использование всего этого объема средств позволило улучшить жилищные условия 820 молодым семьям. Намного перекрыт контрольный параметр программы на 2006 год – 319 семей, который был прописан в соглашении с Минрегионом.

В 2007 году объем федерального софинансирования составит 20 млн. рублей. При этом доля софинансирования области возрастет до 60 млн. рублей. Соглашение с Минрегионом предусматривает улучшение жилищных условий 478 молодым семьям.

Серьезным недостатком подпрограммы является незначительная величина софинансирования со стороны федерального бюджета – всего 10%, тогда как софинансирование регионов – 25-30%. На регионы же полностью возложено и субсидирование семей при рождении ребенка.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»

Подпрограмма полностью финансируется федеральным бюджетом. В этом году лимит государственных жилищных сертификатов для области составил – 91 ед. Все они выданы гражданам и успешно реализуются. На будущий год запланирован 157 ГЖС. Это крайне недостаточно, если учесть, что в области проживает около 1,5 тыс. граждан, имеющих право на их получение.

Примерно также обстоит дело и с выполнением обязательств федерального бюджета по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов. Их в области более 2.5 тыс., а сумма федерального финансирования 2006 года 26,1 млн. рублей позволила выдать свидетельства лишь 107 из них.

Ипотечное жилищное кредитование.

Параметры соглашения с Минрегионом по этому направлению успешно перевыполнены. При плане в 950 млн. рублей за год выдано почти 1,7 млрд. рублей ипотечных кредитов. Таким образом, перекрыт уже и уровень параметра 2007 года – 1,4 млрд. рублей, определенный Минрегионом. Большая часть кредитов успешно рефинансирована через АИЖК. В текущем году перед ипотечной корпорацией поставлена задача большую часть кредитов реализовывать только на покупку нового жилья, т.е. работать главным образом на первичном рынке.

Одним из механизмов национального проекта является совершенствование нормативно-правовой базы жилищного строительства. В прошлом году претерпело существенные изменения и региональное законодательство. Я имею ввиду принятие закона о регулировании градостроительной деятельности на территории области. В нем комплексно отражены все изменения федерального законодательства по этим вопросам. Закон станет основой для градостроительной деятельности муниципалитетов. Работы здесь непочатый край, поскольку ни в одном муниципальном образовании еще не принята комплексная программа территориального развития.

*     *     *

Теперь хочу остановиться на наиболее проблемных точках развития жилищного рынка области.

Первая и самая острая проблема – высокий темп роста стоимости жилья как на первичном, так и на вторичном рынке. Если по абсолютной стоимости кв.м. жилья мы пятые в Приволжском федеральном округе после Башкирии, Нижегородской, Пермской областей и Удмуртии, то по темпам роста мы, к сожалению лидеры. Средняя стоимость кв.м. на первичном рынке в 2006 году в г. Кирове оставила 25 тыс. рублей. В 2005 году эта величина составляла 18 тыс. руб. за кв.м., т.е. рост составил 40%.На вторичном рынке также наблюдался значительный рост стоимости реализуемого жилья.

Надо сказать, что тенденция высокого роста стоимости жилья наблюдалась и в других городах России. Так в Екатеринбурге цены выросли на 58%, в Архангельске – на 62%, Уфе – 69%.

Анализ причин этого негативного процесса, характерного в прошедшем году для большинства регионов России, показывает несколько факторов, стимулирующих удорожание жилья:

1. Относительно низкие темпы строительства по сравнению с ростом платежеспособного спроса на рынке.

2. Вклад в удорожание жилья быстроразвивающегося ипотечного кредитования, вовлекающего на рынок граждан с относительно небольшими доходами, что в сочетании с недостаточным предложением жилья на первичном рынке, «перегревает» его.

3. Высокая стоимость инфраструктурного обустройства земельных участков, практически полное отсутствие крупных земельных участков с готовой инженерной инфраструктурой для комплексной застройки.

4. Серьезные недостатки в последние несколько лет в распределении земельных участков в г. Кирове. Иногда отведенные земли становятся предметом теневого оборота для недобросовестных коммерческих структур. И тогда вместо застройки участка мы видим бесконечную смену владельцев земли, извлекающих из нее прибыль безо всякого строительства.

Разумеется, на стоимости жилья сказывается и энергоресурсное обеспечение строящихся объектов.
Затягивание с разработкой обновленного генерального плана развития города, отсутствие системного подхода к развитию энергетических и коммунальных мощностей создали дефицит этих ресурсов. Все мы помним, что более года «Кировэнерго» не выдавало технические условия на строительство, что, конечно, тоже повлияло на недостаточные темпы строительства жилья. Сейчас, когда инвестиционная программа «Кировэнерго» принята и существующий дефицит трансформаторных мощностей до 2010 года должен быть перекрыт, мы рассчитываем, что вопросы подключения к электрическим сетям больше не будут тормозить темпы строительства.

Сложнее ситуация и с водоснабжением. Здесь нас лимитирует не столько дефицит поднимаемой воды, сколько ветхость водоводов, связывающих Корчемкино с городом. Из-за этого несколько лет назад давление в них было снижено в полтора раза, что и породило дефицит воды в микрорайонах, запитанных от станций третьего подъема. Первый шаг в преодолении этой проблемы – строительство в рамках проекта «Урванцево» нового водовода от Корчемкино на юго-запад. Системно же проблема должна быть решена также через полномасштабную инвестиционную программу.

Есть и другие причины удорожания жилья. Надо сказать, что концепция и основные механизмы национального проекта как раз и нацелены на нейтрализацию причин удорожания жилищного фонда.

Что это за механизмы?

1.Двукратное в течение 5 лет увеличение объема жилищного строительства в стране.

2.Выход ипотечного жилищного кредитования преимущественно на первичный рынок жилья. Планомерное снижение процентной ставки по ипотечному кредитованию.

3.Глубокое реформирование градостроительной нормативно-правовой базы. Снятие административных барьеров в отводе земельных участков. Сокращение времени согласования и получения разрешения на строительство.

4.Повышение ответственности, в том числе экономической, застройщика за своевременное и качественное освоение отведенного земельного участка.

5.Обустройство инженерной инфраструктуры крупных земельных участков, предназначенных для комплексной застройки. Обустройство будет осуществляться с финансовой поддержкой федерального, региональных и местных бюджетов.

Очевидно, что мы на территории области должны максимально полно реализовывать все направления проекта, задействовать все его механизмы.

Особой проблемой нашей области является большой и постоянно растущий объем ветхого и аварийного, не пригодного к проживанию жилищного фонда. В 2006 году объем ветхого фонда достиг почти 1,7 млн. кв. м, аварийный фонд составляет около 60 тыс. кв. м. В сумме они дают 5,8% от всего жилищного фонда области. Объем ветхого и аварийного фонда у нас – наибольший в относительном исчислении среди регионов ПФО.

Большая часть непригодного к проживанию фонда находится в районах. В Кирове лишь 1% жилья относится к этой категории. Подавляющая часть непригодного к проживанию фонда – в сельской местности . 16,4% сельского жилья – ветхое и аварийное!

К сожалению, при разработке федеральных документов по национальному проекту тема ветхого и аварийного фонда не была в достаточной степени учтена. Достаточно сказать, что с 2006 года прекращено действие специальной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище», которая была нацелена на переселение граждан из ветхого и аварийного фонда. Эти мероприятия в новой редакции ФЦП оказались присоединенными к явно непрофильной подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». А средства, выделенные из федерального бюджета на расселение граждан, проживающих в этом фонде, в масштабе стране крайне незначительны – 1 млрд. рублей.

Отсутствие реальной федеральной поддержки мероприятий по переселению граждан создает проблемы в регионах, в особенности в таких, как Кировская область, где возможности бюджета весьма ограничены. Сегодня расселение граждан идет главным образом через вторичное освоение земельных участков, где размешены ветхие дома. В 2006 году таким образом переселено около 1 тыс. граждан проживавших в ветхом и аварийном фонде. Аналогичная ситуация во многих регионах России.

Оптимизм в этом вопросе внушают материалы прошедшего 19 января этого года заседания Государственного Совета в Казани. Совет был посвящен вопросам строительства и ЖКХ. Президент России в своем выступлении на Совете назвал проблему ветхого жилья среди первоочередных в жилищной политике. Президент Татарстана Шаймиев прямо предложил дополнить ФЦП «Жилище» специальной подпрограммой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и проведению капитального ремонта жилищного фонда. Будем надеяться, что это предложение в ближайшее время будут облечено в форму изменений как ФЦП «Жилище», так и других нормативно-правовых актов. Полагаю, что мы по результатам сегодняшних слушаний должны поддержать инициативу президента Татарстана.

В заключении хочу сказать, что национальный проект «Доступное жилье» наиболее сложный в реализации. Механизмы, заложенные в нем в части увеличения предложения на рынке жилья сработают, дадут результат в течение последующих нескольких лет. Сегодня закладывается база резкого увеличения жилищного строительства в 2008-2010 годах. Успешная реализация национального проекта в нашей области возможна лишь при активной, скоординированной деятельности обоих ветвей власти – исполнительной в лице Правительства области и законодательной – в лице Законодательного собрания. Роль областного депутатского корпуса особенно велика, поскольку практически вся нормативная база проекта носит законодательный характер.