Выступление Н.А.Ефремова

Нормативное обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его проблемы

Уважаемые коллеги!

В 1991 году, с принятием Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», началось формирование рынка жилья. С этого времени право собственности на жилье стало неотъемлемой частью правоотношений в жилищной сфере.

Одновременно стали заметно снижаться темпы жилищного строительства, осуществляемого государством. Основную роль на строительном рынке стали играть частные и индивидуальные застройщики.

Переход от жесткого государственного управления в жилищной сфере, отказ государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника жилья породил кризисное состояние жилищного сектора. Неподготовленность рыночных институтов в начале девяностых годов усугубила тяжелую ситуацию в жилищной сфере. Она характеризовалась резким ростом цен на продукцию строительных материалов, постоянным ростом цен на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынках.

Принятые в 1992 году Закон "Об основах федеральной жилищной политики", а затем в 1993 году – государственная целевая программа «Жилище» не решили возникших проблем, объем которых рос с каждым годом.

В новых условиях государству требовалось создать новые правовые и организационные основы государственной жилищной и строительной политики, определить их приоритетные направления, отработать механизмы их реализации, что и было осуществлено в 2001 году с началом нового этапа реализации Федеральной целевой программы «Жилище».

Помимо нее в рамках формирования рынка жилья в конце 2004 года был принят пакет из 25 федеральных законов.

Такие из них как Жилищный кодекс и Градостроительные кодексы, Федеральные законы «О жилищных накопительных кооперативах", "О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах", "О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" стали основой новых отношений в жилищной и градостроительной сфере.

Некоторые законы из федерального пакета дали определенные позитивные результаты. Так Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и принятые к нему изменения позволили прекратить практику строительства пирамид из обязательств застройщиков.

Новым этапом в жилищной политике государства стал провозглашенный 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

2006 год – год становления проекта, как в правовом, так и в организационном плане. Меры, предусмотренные в рамках каждого из четырех направлений национального проекта, предполагают как создание новой, так и совершенствование действующей правовой базы.
В настоящее время основным правовым механизмом реализации четырех направлений проекта является федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы. Основными целями ее осуществления являются повышение объемов жилищного строительства и устранение несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.

Однако ход реализации проекта показал, что существующая в настоящее время в большинстве регионов страны система градостроительного регулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. В связи с этим 24 ноября 2006 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Данным федеральным законом осуществлено правовое урегулирование целого ряда вопросов, связанных с земельными правоотношениями в строительстве, а также:

1) введено понятие «развитие территории в целях жилищного строительства», устанавливаются критерии определения таких территорий и, главное, порядок предоставления права на освоение таких территорий.

2) 22 федеральных закона приведено в соответствие с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации о введении с 1 января 2007 года единой государственной экспертизы проектной документации и запрете проведения иных видов государственных экспертиз проектной документации, а также единого государственного строительного надзора и запрете проведения иных видов государственного надзора при строительстве.

3) определен порядок установления и изменения черты населенных пунктов, в том числе после утверждения документов территориального планирования и на переходный период до утверждения документов территориального планирования.

Помимо этого Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесено три важных законопроекта, которые касаются вопросов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, совершенствования проведения землеустройства и ведения государственного кадастра недвижимости.

В свою очередь Законодательным Собранием Кировской области в Государственную Думу в мае 2006 года был внесен проект федерального закона, который предусматривает приведение в соответствие с градостроительным законодательством Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части дополнения вопросов местного значения полномочиями по выдаче разрешений на строительство. Наша законодательная инициатива успешно прошла первое чтение на прошлой неделе и в феврале, возможно, будет принята во втором и в третьем чтении.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства показывает, что в рамках законодательного обеспечения реализации приоритетного национального проекта требует совершенствования порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Назрела необходимость скорейшей подготовки проекта федерального закона, который предусмотрел бы внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также процедуры выбора земельных участков для строительства. Изменения в законодательство в этой сфере, в первую очередь, должны быть направлены на установление максимально прозрачных процедур и сроков предоставления земельных участков для строительства в их взаимосвязи с нормами законодательства о градостроительной деятельности, а также на устранение административных барьеров в процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

В то же время необходимо вовлекать в оборот в целях жилищного строительства неиспользуемые федеральные и областные земли, предоставленные государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям. Это может стать значительным резервом для увеличения объемов жилищного строительства.

Для решения данной проблемы необходимо внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 154 всем известного 122 Федерального закона в части установления механизма передачи неиспользуемых земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Безусловно, значимым могли бы стать изменения федерального законодательства об упрощенном порядке выделения земельных участков для строительства социального жилья.

В рамках законодательного обеспечения реализации национального проекта в Кировской области приведено в соответствие с федеральным градостроительное законодательство. В сентябре 2006 года принят Закон области «О регулировании градостроительной деятельности на территории Кировской области». Для реализации его положений Правительству области и органам местного самоуправления предстоит большая работа по подготовке и утверждению документов территориального планирования, генеральных планов поселений и городских округов.

Рассматривая рынок жилья как взаимосвязь спроса и предложения, следует отметить, что определенное стимулирующее воздействие на увеличение объемов жилищного строительства оказывает реализация мероприятий национального проекта, направленных на повышение возможностей населения по его приобретению.

Для решения этой задачи в Кировской области:

1) в мае 2006 года – принята новая редакция Закона области «О «О социальной поддержке граждан, проживающих на территории Кировской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования».

2) в марте 2006 года - утверждена областная целевая программа «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области на 2006-2008 годы».

В целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Законом области от 1 августа 2006 года № 32-ЗО установлены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета, а также принято постановление Правительства области «Об организации работы по реализации на территории Кировской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Подведу итог. Анализ нормативного обеспечения национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» показывает, что регулирование, осуществляемое федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не в полной мере обеспечивает на сегодняшний день достижение запланированных целевых показателей национального проекта. Сегодня требуется существенное изменение законодательства, направленное на снятие административных барьеров, существующих в сфере предоставления земельных участков, проведения землеустройства, государственного кадастрового учета, регистрации прав, получения разрешения на строительство и так далее.

В связи с этим наша с Вами задача осуществлять согласованные действия по подготовке и реализации Законодательным Собранием области права законодательной инициативы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации продуманных, подсказанных жизнью, законодательных предложений, а также поддержки уже внесенных в федеральный парламент проектов федеральных законов.

Хотелось бы обратиться к присутствующим здесь представителям органов исполнительной власти, бизнеса, органов местного самоуправления с предложением о дальнейшем сотрудничестве по выработке действий Законодательного Собрания в сфере нормативного обеспечения реализации национального проекта.