Может, хватит профанации?

16 марта 2012

На последнем заседании Законодательного собрания спикер Алексей Ивонин предложил обсудить вопрос о вятской кикиморе на общественном совете у губернатора. По его мнению, этот языческий персонаж низшего, бесовского сословия не может быть ни символом земли вятской, ни ее туристическим брендом.

Это вызвало неоднозначную реакцию как у депутатов и членов правительства (с чьей «легкой» руки кикиморе было дано «назначение»), так и среди общественности. Ивонина попытались обвинить в незнании мифологии, в том, что не его дело возражать против навязанного кировчанам бренда, что трибуна ОЗС - не то место и не то время, и т.д. А кое- кто и вовсе усмотрел в «демарше» спикера «нападку» на губернатора.

- Я не мог промолчать, слишком долго велась профанация, - объясняет причину своего выступления Алексей Максимович. - Есть обращения избирателей, которые возмущены такой ситуацией, и я как депутат должен реагировать. Тем более что мнение тех, кто ко мне обращался, совпадает с моей гражданской позицией.

Что ж, позиция председатели ОЗС нам ясна. А потому мы обратились к людям, в чьей культурной компетентности не возникнет сомнений даже у самых ревностных защитников вятской кикиморы. Вопрос был задан один: «Как вы относитесь к такому бренду»?

МНЕНИЯ

УЖ ЛУЧШЕ ДОМОВЁНОК КУЗЯ!

Ксения Лицарева, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета ВятГГУ:

- Это не самое приятное, кем можно стать. Ну, Змеем Горыны- чем, ну, Лешим - ладно. Но стать кикиморой - ужасно.

Конечно, три богатыря быть нашим брендом не могут. Во- первых, фазу понятно, откуда, например, Илья Муромец, во- вторых, сколько лет Илье Муромцу и сколько Васнецову. А сам Васнецов - это, конечно, совершенно уникальный мир былин и сказок. Есть еще, например, художник Билибин, который тоже работал в сказочной тематике, но именно «Три богатыря» Васнецова висят в Третьяковке, и мы замираем от восторга у этой картины. Может, действительно брендом могли бы стать сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Тут надо думать.

Очевидно, что говорить об этом сейчас и на таком высоком уровне вряд ли стоило. Хочется думать, что у государственных мужей - должны найтись дела поважней. Но почему никто не остановил это безобразие раньше, когда идея только зарождалась? Кикимора - это ведь какое-то бесовство, низшие, инфернальные силы! Я бы согласилась, если бы нашим брендом был, например, домовё- нок Кузя - всё же подобрее. Кто- то чего-то наверху не додумал, и сейчас пермяки - солёные уши, а мы - вятская кикимора...

Кстати, это не только моё мнение, к нему присоединяются многие преподаватели и сотрудники нашего факультета.

ПО-ЛЮБОМУ, СЛОВО ОБИДНОЕ

Николай Голиков, поэт, журналист, редактор газеты «Вятская Особая»:

- Я к этому отношусь крайне отрицательно. Во-первых, до той поры, пока не освободилось место кикиморы на «Сказочной карте России», наша область никогда не была с нею связана. Нет никаких артефактов, литературных источников, которые бы подтверждали культ Кикиморы на Вятке, либо то, что именно здесь она творила нечто чрезвычайное. Ну есть Кикиморская гора, но подобные горки, урочища или местечки наверняка есть и в других регионах.

Во-вторых, если уж речь о бренде, то он должен быть исключительным, единичным, чтобы сразу отсылало к конкретному месту. Как, например, «Золотое кольцо», которое ассоциируется у нас с вполне конкретными городами. Нам же не приходит мысль о Владивостоке, когда говорят «Золотое кольцо»! А Кикимора никуда не отсылает, это вся древняя языческая Русь.

Кстати, по этой же причине мне непонятно, почему из Великорецкого крестного хода хотят сделать бренд. Ну да, продолжительный, да, собирает множество народа, но есть и другие крестные ходы не по одному на каждый регион! Или почему пытаются позиционировать Вятку как родину художников Васнецовых. Практически каждый регион России - это родина какого-нибудь гениального писателя или полководца.

Для меня есть однозначный бренд - дымковская игрушка. Вот такого действительно больше нигде не встретишь, она уникальна и, если ее как следует раскрутить, могла бы дать хороший экономический эффект. Или могила финно-угорского богатыря Чимбулата. Да такой уникальной святыни нет ни на одной другой земле - ни в Коми, ни в Марий Эл, - только в Вятке! Впрочем, я уже пытался говорить об этом Никите Юрьевичу, он как-то не услышал.

Ну и, в-третьих, Кикимора как существо... Конечно, она может быть разноплановой, у нее разные проявления, но по-любому слово-то обидное! И если я, например, тебе скажу: «Ты, Мань, Кикимора!» - наверное, ты не обрадуешься, а очень даже обидишься и плюнешь мне в лицо. В общем, коннотация у этого слова отрицательная - и в этом нет сомнений. Это болото, гиблое место, полная задница!

Я БЫ РОДИНУ ТАК НЕ НАЗВАЛ

Александр Балыбердин, священник, историк, краевед:

- Я не могу говорить от лица православной церкви, могу сказать только от себя как гражданин и священник. Мне удивительно, что с таким энтузиазмом нам стали насаждать какую-то нечисть. Ясно, что те, кто этим занимался, об этом не думали: для них кикимора не более чем яркий, узнаваемый, радостный персонаж. А радоваться тут нечему.

Понятно, что русские сказки складывались при язычестве, но потом они были во многом переосмыслены. Россия - страна православная, и вятская земля - православная, с целым собором своих местных святых. Так почему ее символом становится языческий персонаж с резко отрицательным значением?

Если осмысливать этот факт в культурологическом аспекте, то всем известно, что мир язычества делился на две части: Явь и Навь. Явь - это то, что есть в реальности, свет и жизнь. Навь - ночь, боль, страх, смерть. Не подумали наши мастера пиара, что кикимора связана именно с миром Нави - это существо, которое заводит в болото, несет погибель. Это первообраз тёмных сил, жуть! А нашим «креативным головушкам», наверное, показалось интересным то, что Кикимора кривляется и строит рожи.

А если говорить в аспекте человеческом, то я бы свою любимую женщину Кикиморой никогда не назвал! И Родину тоже.

Материал предоставлен информационно-аналитическим управлением Законодательного собрания Кировской области 

«Вести. Киров», № 22 от 16.03.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 20.03.2012 11:20:50

Последнее изменение: 20.03.2012 11:21:50