Страсти вокруг капремонта

13 апреля 2012

С 1 января 2013 года Фонд содействия реформированию ЖКХ официально прекращает свою работу. А это означает, что все расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах лягут на плечи самих жильцов.

Законопроект на эту тему уже разработан и 6 апреля был впервые обнародован на парламентских слушаниях в Государственной думе. На них побывала заместитель председателя Законодательного собрания Кировской области Марина Созонтова. А по возвращении она поделилась своими впечатлениями с нашим корреспондентом.

- В слушаниях, которые проводил Комитет по жилищной политике и ЖКХ Государственной думы, принимали участие представители региональной власти, руководители управляющих компаний, ТСЖ - всего более 300 человек, зал был переполнен. Это понятно, ведь законопроект касается практически всех граждан нашей страны. Причем он напрямую связан с материальными интересами людей.

Как именно? Думаю, достаточно привести две цифры: 46% жилого фонда в России нуждается в капремонте, а сам ремонт, по разным оценкам, может стоить от 3 до 5 тысяч рублей за 1 квадратный метр. Только представьте себе, какие это огромные деньги!

Вопрос в том, где их взять. Предложено два варианта. Первый - собирать деньга в «общий котел» и передавать в муниципалитет, который будет утверждать график ремонта. Разумеется, очередность будет пересматриваться каждый год, и первыми ремонта дождутся те дома, по которым есть судебные решения и невыполненные обязательства. А остальные... Ну, лет через 10,15,30. И тут сразу возникает недовольство, во-первых, тех, кто живет в новых домах и кому ремонт пока не нужен. Они говорят: а почему мы должны платить за старые дома? Во-вторых, недовольны жильцы старых домов. Когда-то эти здания принадлежали предприятиям, а потом были переданы на баланс муниципалитетов - вместе с деньгами на капремонт. Деньги сейчас непонятно где, ремонт не сделан. И у жильцов возникает естественный вопрос: почему они должны платить, если и так пострадали из-за нерасторопности городских властей?

Второй вариант: каждый дом имеет свой лицевой счет, которым управляет ТСЖ. Понятно, что эти деньги должны работать, а не лежать без движения. Собственникам жилья придется самим думать, где размещать этот счет. В принципе, банки заинтересованы в этих деньгах и готовы предоставлять кредиты. Но вопрос тут в том, как жильцы между собой договорятся. Скажем, тех, кто живет на верхних этажах, конечно же, больше всего беспокоит протекающая крыша. А тем, кто внизу, эта проблема безразлична - у них в квартирах холодно из-за того, что нарушена система отопления. Наверняка возникнут сложности и со сбором средств.

Вообще, вопросов к законопроекту оказалось больше, чем ответов. За три часа выступило около 30 человек, и каждый озвучил как минимум по две-три позиции. Так что можете себе представить, какая жаркая была дискуссия.

- Марина Сергеевна, а каково ваше мнение о законопроекте?

- Я категорически против того, чтобы государство уходило из этой сферы. Думаю, что Фонд содействия реформированию ЖКХ еще не выполнил своей миссии и должен продолжить работу. Кроме того, обязательства государства перед гражданами должны быть выполнены.

Мне кажется, было бы разумно в тарифы ЖКХ заложить амортизационные отчисления, как было в советские годы. Тогда бы у людей не возникало вопросов, почему они должны выкладывать круглые суммы. Деньги бы копились постепенно. В принципе, мы уже пытались нечто подобное ввести в городе Кирове, включив в квитанции об оплате графу «капремонт». Но прокуратура принесла протест - мол, это по сути дополнительный налог, вводить который гордума не имеет права.

- Насколько интересной показалась вам такая форма работы - расширенные парламентские слушания?

- Я думаю, что это самая правильная форма, если законопроект касается, повторюсь, большого количества людей. Она затрагивает широкий спектр вопросов в рамках одной проблемы. Это своеобразное сито, через которое не должны пройти случайные ошибки. В Конституции записано, что принимаемые законы не должны ухудшать положение граждан. Так вот, самое главное, о чем мы обязаны думать, - не ухудшить, не навредить.

Конечно же, мы будем обсуждать этот законопроект и с депутатами Законодательного собрания, и с департаментом ЖКХ, и с Ассоциацией муниципальных образований. Выработаем предложения, письменно их оформим и направим в профильный комитет Государственной думы. Тем более что федеральный законопроект предусматривает разработку областного закона, который установит порядок внесения жильцами платы за капремонт.

Претензия у меня к Госдуме только одна: по многим другим законопроектам субъектам федерации отводится слишком мало времени, чтобы представить свои предложения, - всего две недели. То есть если мы получаем законопроект в начале месяца, а пленарное заседание у нас в последний четверг месяца, то даже не успеваем его обсудить с депутатами, как-то проанализировать.

Так случилось, например, с законопроектом о саморегулируемых организациях управляющих компаний. Нас уверяют, что жильцы домов не пострадают материально из-за того, что их управляющая компания войдет в такую организацию. Но, во-первых, там только вступительный взнос 100 тысяч рублей, во-вторых, ежемесячные членские взносы, в-третьих, страховой и компенсационный фонды. Так откуда управляющие компании должны брать такие деньги? А в-четвертых, на саморегулируемую организацию должны быть возложены контролирующие функции, то есть получается, что управляющие компании платят свои деньги для того, чтобы их проверяли... Нонсенс!

У меня, например, складывается впечатление, что это задумано для того, чтобы увести небольшой ручеек от того колоссального потока средств, которые крутятся в жилищно-коммунальной сфере. Другого объяснения я дать не могу.

В общем, мы написали отрицательное заключение по этому законопроекту, однако не уложились в сроки, отведенные регламентом. Сейчас вот готовлюсь ехать в Госдуму на парламентские слушания по саморегулируемым организациям, которые назначены на 17 мая.

«Вести. Киров», № 31 от 13.04.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 17.04.2012 11:07:51

Последнее изменение: 17.04.2012 11:09:30