Разноцветное такси

25 апреля 2012

3/4 таксистов в Кировской области сегодня работают нелегально

- Меня обвиняют, что я воюю против таксистов. На самом деле я воюю за то, чтобы соблюдались действующие законы, поскольку уж они приняты, - сказал Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области в ходе депутатских слушаний "Проблемы, перспективы развития и совершенствования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси".

- Укоряют, что мы мало думаем о тех людях, для которых работа в такси является подработкой. Я считаю, что перевозка пассажиров в такси это самостоятельный вид предпринимательской деятельности, люди, которые этим занимаются, должны это делать на профессиональной основе, соблюдать все лицензионные требования, в том числе требования к транспортному средству, к водителю. Только такая ответственность позволит сделать бизнес нормальным, безопасным. Пилоты, машинисты поездов и водители автобусов не управляют транспортом от случая к случаю... На 10 апреля департаментом выдано 1315 разрешений, 50 пакетов документов находятся на рассмотрении. За последние несколько недель было проведено 7 рейдов по выявлению незаконной деятельности по перевозке такси. По нашим оценкам порядка 3/4 таксистов на территории региона осуществляют деятельность нелегально, без лицензии. Нам не удалось победить класс лиц, которых называют "бомбилами".

На самом деле так называемых "нарушителей" и "нелегалов" в сфере пассажироперевозок значительно больше. В принципе, это каждый водитель. Любой закон не позволяет двойной и вольной трактовки: украл - вор, взял подношение - мздоимец, продал втридорога - мошенник, посмотрел фильм с друзьями - пират, подвез приятеля - "бомбила"... Важно то, как и кто закон исполняет и применяет. Любой водитель, садясь за руль, невольно приступает "к осуществлению деятельности по перевозке" если не пассажиров, то багажа - это точно. В Вятке, кстати, упоминание о первой машине для проезда по городу со стоянкой на углу улиц Ленина и Коммуны появилось в июне 1925 года. В сентябре 1938 года в Киров поступили два легковых авто, которые было решено использовать как такси от гостиницы "Центральная" до вокзала "Киров-1". В 1988 году такса за километр составляла 20 копеек.

Обратимся к тому, что же отличает легковое такси от других видов транспорта. Первое - таксометр. Этот прибор фиксирует расстояние и умножает его на определенную сумму за 1 км. В США такси с шахматным рисунком, таксометром, фонарем, номером лицензии останавливается только для голосующих на улице и не выезжает по вызовам. Именно поэтому появился знаменитый желтый цвет такси Нью-Йорка. Подача автомобиля "на заказ" считается иной услугой. Да и в России вряд ли, например, в арендованном свадебном лимузине найдется счетчик.

Одним из основных вопросов, вызвавших возмущение, пикеты таксистов у здания правительства и сбор подписей, было как раз требование по введению обязательного желтого цвета машин.

Рабочая группа большинством голосов поддержала отмену введения единого желтого цвета, - заявил Михаил Конышев, депутат Законодательного Собрания Кировской области. - Отсутствует четкая аргументация того, что введение единой цветовой гаммы приведет к улучшению в сфере пассажирских перевозок на рынке такси. Никто не уверен, что из-за цвета такси услуга станет качественной и безопасной.

В любом случае, главные факторы, обеспечивающие безопасность пассажиров и участников дорожного движения - ежедневный осмотр машины и медицинское освидетельствование. Цвет - не главное, - подтвердил позицию департамента Альберт Запольских.

Депутаты обратили внимание и на другую парадоксальную ситуацию. Сегодня по материалам рейдов 10 административных материалов находятся на рассмотрении в суде, по 36 фактам проводятся административные расследования. Но если водитель "с шашечками" вообще не имеет регистрации ИП, он подвергается штрафу до 500 рублей. А вот когда отсутствует только разрешение, штраф на порядок выше - до 4 тысяч, с 12 апреля - до 5 тысяч рублей. Если же лицензия получена, но нарушены ее условия, например, в салоне нет телефона контролирующего органа - законопослушного, казалось бы, гражданина оштрафуют на сумму до 20 тыс. руб.

- Да, мы просим нас больше контролировать! - говорит Михаил Конышев. - И это должно привести к порядку в отрасли. Однако, закон не имеет влияния на схему заказа такси. Деятельность диспетчеров никак не регламентируется. Такую машину с нелегалом, пьяным, неисправным, очень трудно вычислить. Пока мы будем в разных отношениях с законом - мы будем на разных уровнях.

То, что все равны перед законом, декларирует Конституция. В реальности, к сожалению, равенство выливается в ситуацию, когда самые слабые граждане, не имея реальных рычагов, средств, времени и сил; легко бывают раздавлены прессом государственной машины. Те же, кто украл не булку, а завод, взял взятку не коробкой конфет, а миллионами долларов, обманул не старушку, а полстраны, разговаривают с властью практически на равных... Возможно - на одном языке?

Есть ли механизм, который бы позволил уже сегодня строже наказывать тех, кто работает под маркой такси без лицензии?

- Если рассматривать транспортное средство предметом административного правонарушения, орудием производства, то юридически такая норма может быть применена, - сообщил депутатам Владимир Киселев, начальник отдела организации и применения административного законодательства УМВД по Кировской области. - Это изъятие либо наложение ареста на автомобиль. Конечно, возникают вопросы технического характера: оказание транспортных услуг по эвакуации, по хранению, по тем правоустанавливающим документам, которые на транспортное средство имеются. Если водитель подвез кого-то не на своем транспортном средстве, по договору аренды, по доверенности, то здесь могут возникнуть определенные сложности.

Однако государственные органы легко решают эти "сложности", когда транспортный налог или ущерб от ДТП взыскивают с фактического владельца транспорта... И вряд ли водитель, имеющий доверенность на управление транспортным средством, самовольно нарисовал на двери "шашечки" и поставил на крышу фонарь. Главное, чтобы норма закона все же повернулась лицом к легальным таксистам, работала на безопасность пассажиров и водителей, а не на сбор урожая штрафов.

По сравнению с прошлым веком ситуация с такси изменилась в корне. Если раньше каждая автобусная остановка прорастала лесом голосующих рук, то теперь быстрее набрать номер на сотовом (а телефонов нет нынче разве у младенцев) и через 5 минут мчать в машине, чем искать в потоке заветные шашечки... Хотя сам всегда останавливался на поднятую у обочины руку, получая "незаконную" плату или рублем, или улыбкой, или интересным разговором...

Дмитрий Жуков 

«Московский комсомолец на Вятке», № 18 от 25.04.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 02.05.2012 08:12:53