Открытый диа[log]

27 апреля 2012

Модернизация любого производства невозможна без внедрения современных технологий и процессов, в т.ч. снижающих промышленные выбросы, а следовательно, и загрязнение окружающей среды. Вместе с тем экологическая ответственность бизнеса – понятие не столь популярное среди деловых кругов. Необходимо ли ужесточение законодательства в части экологической ответственности бизнеса и как мотивировать предприятия быть ответственными за ущерб, причиняемый окружающей среде? На эти вопросы отвечают представители бизнеса и власти.

Елена Перминова, председатель комитета ОЗС Кировской области по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу, депутат ОЗС:

– Как правило, под экологической ответственностью (ЭО) понимают юридическую ответственность за совершение экологических правонарушений. Такое понимание ЭО чересчур узко. Ужесточение юридической ответственности не самый эффективный способ достижения экологической безопасности. Любая ответственность предполагает единый подход как к определению нарушения, так и к санкциям. Да и субъекты предпринимательства и их влияние на окружающую среду неравнозначны. Юридическая техника не предполагает реальной дифференциации мер, применяемых к нарушителям. В результате и крупный промышленный гигант, и индивидуальный предприниматель, и еле сводящее концы с концами сельхозпредприятие отвечают одинаково. Но если для крупного бизнеса предусмотренные законом санкции и компенсации не имеют принципиального значения, то для субъектов МСП это может означать разорение. С другой стороны, для одних неблагоприятное воздействие на окружающую среду – объективное условие ведения бизнеса, для других – явная недоработка, а то и сознательное игнорирование экологических требований. А ответственность опять же одинакова. В этом смысле карательные меры не могут обеспечить исполнения всеми субъектами предпринимательства требований законодательства. Я полагаю, что экологическая ответственность бизнеса должна прежде всего пониматься как одна из сторон социальной ответственности. Вся система социальных регуляторов: и правовые, и моральные, и корпоративные, и даже религиозные нормы – должны побуждать предприятия сознательно и ответственно соблюдать экологические требования, быть экологически ответственными. Формирование таких стимулов зависит не только и не столько от государственных структур. Они создаются прежде всего в гражданском обществе, в среде общественных организаций, в массовом сознании людей.

«Меркурий», № 157 от 27.04.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.05.2012 11:01:48