Должность губернатора становится выборной

1 июня 2012

Самым острым из всех вопросов, вынесенных на повестку майского пленарного заседания ОЗС, оказался законопроект «О выборах губернатора Кировской области». Хотя, как высказались эксперты состоявшегося недавно парламентского пресс-клуба, кировчанам значительно важнее личность будущего главы региона, а не схема, по которой его будут выбирать.

Депутат Н.Дубравин объяснил такой слабый интерес людей к выборам глав регионов тем, что для них по существу нет большой разницы между главой избранным и назначенным: они воспринимают его в качестве главного просителя денег у Центра.

Удачна ли схема?

Разработка собственного закона о выборах губернатора продиктована необходимостью привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, внесшим изменения в общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В данном конкретном случае речь идёт о введении выборной системы глав регионов.

Законопроект устанавливает механизм проведения выборов. Согласно представленному документу, губернатор области избирается гражданами, имеющими только российское гражданство и проживающими на территории Кировской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Кандидаты на высшую региональную должность могут выдвигаться политическими партиями, при этом они не собирают самостоятельно подписи избирателей в свою поддержку. Кандидат обязан представить для своего выдвижения подписи пяти процентов депутатов и глав муниципальных образований. А учитывая, что их по области около 4670, получается, для поддержки необходимо 234 подписи. Этот пункт и вызвал недовольство оппозиции, представленной в ОСЗ тремя партиями. Впрочем, как и отсутствие в законопроекте положения о самовыдвиженцах, которое, как отметил заместитель председателя ОЗС Владислав Гукасов (ЛДПР), изначально присутствовало. Несмотря на то, что оппозиция назвала выборы, прописанные в проекте закона, «косыми и недемократичными», парламентское большинство – 38 депутатов – проголосовало за его принятие в первом чтении.

Для его доработки создана рабочая группа, где, возможно, будет рассматриваться и положение о том, что на пост высшего должностного лица могут претендовать и самовыдвиженцы. Кроме того, как отметил председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Михаил Лихачёв, уже сейчас ясно, что в связи с проводимой в области административной реформой сократится число муниципальных образований, а следовательно, и необходимое количество подписей в поддержку будущего губернатора.

Марина Стяжкина

Мнения по поводу

Дмитрий Русских, руководитель фракции КПРФ:

-Напомню, что инициатором создания закона была областная избирательная комиссия, которая подтвердила на совете Заксобрания, что готовилось два законопроекта, один из которых предполагал возможность самовыдвижения на пост губернатора, так сказать, людей из народа. Но, видимо, по настоянию Федерального центра этот пункт был убран.

Хочу сказать, что чаще всего, когда закон принимается в первом чтении, к окончательной его редакции очень редко принимаются поправки, кардинально меняющие его структуру. Все мы понимаем: при желании можно было бы прописать пункт о самовыдвижении и в первом чтении, а затем дорабатывать закон.

Но речь идёт не столько о самовыдвиженцах, столько о том, что мы задумывали прямые выборы губернатора. Правда, на деле они окажутся «косыми». Причина проста: при прописанном в проекте количестве голосов в поддержку будущего главы региона, напомню, что это 234 подписи муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, у трёх оппозиционных партий, что есть сегодня в нашем парламенте, очень сомнительные шансы на выдвижение своего кандидата. Необходимых голосов не хватит, даже если мы объединимся и выдвинем одного представителя.

Нет шансов пройти и у самовыдвиженцев. Ну, внесли бы положение о них даже ради видимости демократии, потому что при таком механизме выборов они всё равно бы не прошли, а сейчас нет и этого. Считаю, что любой гражданин Кировской области и России имеет право попробовать себя в должности губернатора. И никаких преград к этому у него не должно быть. Совсем необязательно ему быть при этом членом какой-то партии.

Мы же принимаем закон не для партий, а для граждан.

Константин Мошуренко, руководитель фракции «Справедливая Россия»:

- Хочу уточнить, что участие в выборах в качестве самовыдвиженца - это конституционное право каждого российского гражданина. Неслучайно члены нашей партии вместе с депутатами от КПРФ в знак протеста против принятия целой серии неконституционных положений закона вышли на пленарное заседание с белыми ленточками на лацканах. Суть в том, что мы голосовали против этого закона по идеологическим соображениям. На днях я получил письмо от Сергея Миронова из Москвы. Он проинформировал, как проголосовала наша фракция в Госдуме. И мы проявили солидарность с нашими товарищами именно потому, что закон подготовлен в русле политики, которую уже много лет проводит партия власти на установление в стране системы управления выборами со стороны исполнительных органов власти. У нас есть жёсткое решение центрального органа партии об исключении из её рядов тех, кто нарушает партийную дисциплину, голосуя против идеологии, которую партия проповедует. И это совершенно правильно. А что касается закона, ещё раз подчеркну, что это не прямые выборы губернатора. Давайте тогда признаем, что его нужно избирать от одной партии власти.

Михаил Лихачёв, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению, член партии «Единая Россия»:

- Приняв закон в первом чтении, мы «открыли дверь», пригласив всех к участию в его доработке. Есть ещё время внести коррективы. Напомню, когда мы в своё время говорили об изменении законодательства о выборах депутатов, где шла речь о списочном формировании Заксобрания, эти новации тоже не поддерживались нашими коллегами, и об этом заявляли руководители соответствующих фракций. Когда мы подходим к выборам высшего должностного лица Кировской области, уже не говорится, что он избирается партиями. Акцент делается на самовыдвиженцах. Давайте уж определимся, по какому механизму мы работаем. Думается, что если бы прошёл проект, предусматривающий самовыдвиженцев, он также бы подвергся со стороны оппозиции колоссальной критике. Сказали бы, что политические партии попросту затирают. Сегодня суть политической реформы - дать как можно больше возможности партиям в плане выдвижения. В федеральном законе и том законопроекте, который мы приняли в первом чтении, есть конкретные нормы. К примеру, в партию может входить любой гражданин, даже не являющийся её членом. И, кроме того, подскажите мне, как будет выглядеть поле той же политической борьбы? Вы что, не будете поддерживать и выдвигать своих кандидатов на выборах губернатора области?

Замечу, лично я не против самовыдвиженцев – эта норма имеет право на существование. Сегодня она предусмотрена в федеральном законе по выборам Президента РФ. Но давайте не будем лукавить: на территории конкретного субъекта, кто бы ни пришёл к власти, он, так или иначе, будет апеллировать к какой-то партии, так или иначе рассчитывать на какую-то поддержку. И считаю несправедливым приход к власти человека, изначально скрывающего покровительство определённой партии и раскрывшего карты только после победы.

Владимир Куликов, директор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кировского филиала «РАНХиГС», доктор юридических наук

- Я полагаю, что победить на губернаторских выборах самовыдвиженцу крайне сложно. Это должен быть либо лидер, уже себя зарекомендовавший в какой- либо деятельности – предположим, вышедший из партии и действующий свободно. Если это более или менее состоявшийся профессионал и хороший человек, то ему это самовыдвижение, на мой взгляд, ничего не даст.

Потом, здесь существует возможность того, что это будет злоупотребление правом выдвигаться самостоятельно, потому что существует достаточно много людей, которые не соизмеряют свои силы и возможности и готовы браться за что угодно.

Ну и, на мой взгляд, вообще должность губернатора не должна превращаться в какую-то квази-цель. Мне кажется, нам прежде всего нужно укреплять систему местного самоуправления. Отдайте местному самоуправлению финансы – и забудьте о губернаторской должности вообще. Потому что без местного самоуправления вся система может рухнуть. Я изучал эту проблематику на примере проекта местных реформ Столыпина. Так вот, в 17-м году система упала очень легко и просто, потому что она совершенно не была выстроена. Понятно, что там, наверху, губернаторы, которые, кстати, были назначенцами, Государственная Дума и т.д. Но народ-то живет внизу! И как только рухнула верхняя часть, внизу не оказалось ничего. Поэтому в данном случае, сколько бы ни были у нас важны разговоры о том, сколько у нас членов в партии и как будет избираться губернатор, глобальные проблемы страны будут решаться в несколько иной плоскости. И вообще, то, что наши органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, я считаю ошибкой законодателей 1993 года

«Кировская правда», № 60 от 01.06.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 04.06.2012 09:35:56