Правовое обеспечение социально-экономических преобразований

9 февраля 2012

Особенность бюджета кировской области на 2012 год состоит в том, что он сверстан с 3-летней перспективой. Параметры разработаны на основе оптимистического прогноза развития областной экономики. К 2014 году ставится задача значительно снизить дефицит и при этом повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов. Финансирование реального сектора экономики должно стать приоритетным направлением для бюджета. Актуальным является вопрос привлечения инвестиций в Кировскую область.

Законодательное Собрание региона вместо дотаций передает местному самоуправлению налоговые доходы, что позволит муниципалитетам самим увеличивать свои доходы за счет сбора налогов, а также выявлять не облагаемые налогом объекты.

С целью повышения доходов областного бюджета депутаты предложили более активно создавать экономические центры развития по различным направлениям экономики. Это позволит концентрировать финансовые ресурсы, налоговые льготы, региональные и муниципальные административные преференции инвесторам для решения поставленных задач.

В регионе большое внимание уделяется оказанию различных видов адресной помощи и социальных услуг, организации реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних, реализации целевых программ улучшения положения детей.

Законом Кировской области «Об охране здоровья граждан в Кировской области» предусмотрены социальные гарантии для детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до шести лет. Беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет при наличии медицинских показаний гарантировано обеспечение полноценным питанием в виде специализированных продуктов питания.

Особая поддержка необходима детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с областным законом об образовании родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляющим обучение и воспитание их на дому по общеобразовательным программам самостоятельно, образовательное учреждение, в которое зачислен ребенок-инвалид, компенсирует затраты.

Здоровье и успешная учеба детей во многом зависят от организации и качества школьного питания. Необходимо в корне менять сложившуюся ситуацию в этом вопросе. В особенности это касается учащихся школ-интернатов, школьников из малообеспеченных семей, занимающихся в специализированных коррекционных классах общеобразовательных учреждений, а также студентов, обучающихся по программам начального профессионального образования. Сегодня в Кировской области этим категориям учащихся гарантированы бесплатные обеды.

Для многодетных семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, согласно закону о мерах социальной поддержки многодетных семей производятся ежемесячные денежные выплаты на питание, проезд, школьную и спортивную форму. Установлена 50-процентная компенсация платы за коммунальные услуги (независимо от вида жилищного фонда) в пределах установленных нормативов, а также ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива. Введена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной компенсации в размере 50 процентов расходов на приобретение индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа.

На помощь гражданам в улучшении жилищных условий направлены поправки в Закон Кировской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», предусматривающие установление норматива заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома до 300 куб. метров на одну семью, признанную многодетной. Многодетные семьи смогут реализовать свое право и на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в рамках принятого Закона Кировской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области» для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства.

Одна из острых проблем в регионе - социальное сиротство, на решение которой в 2011 году в бюджете области было предусмотрено порядка 900 млн. рублей. Для улучшения ситуации был принят Закон Кировской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству», который предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями по ее проведению. С 2008 года действует Закон Кировской области «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям», в соответствии с которым ежемесячное вознаграждение, причитающееся на одного ребенка, составляет 3781 рубль, на двух детей- 5037 рублей, на трех детей - 6284 рубля. Размер ежемесячного вознаграждения увеличивается на 30 процентов за каждого последующего за третьим ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, и на 20 процентов от установленного размера-при принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями.

С 1 января 2011 года на территории области введена дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами Российской Федерации, в размере 50 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

В начале 2010 года был принят Закон Кировской области «О мерах по обеспечению безопасности пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области». Он разработан и принят с целью предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Определены обязанности органов внутренних дел и порядок определения общественных мест, в которых нахождение детей в ночное время не допускается.

Результативно работает Закон Кировской области «О слабоалкогольной продукции и непищевых жидкостях». Данный акт не претендует на то, чтобы решить все проблемы алкоголизации населения региона. Он направлен на охрану здоровья и улучшение качества жизни граждан.

В Кировской области действует несколько целевых молодежных программ, направленных на создание условий, при которых молодежь может получить качественное образование, иметь возможность трудоустройства, самореализации, покупки своего жилья. В регионе функционируют молодежные парламент, правительство, избирательная комиссия.

Молодежный парламент - это постоянно действующий совещательный и консультативный орган при Законодательном Собрании Кировской области. Он дает возможность молодым людям раскрыть свои лидерские качества, творческий потенциал, найти достойное место в жизни, проявить себя в государственной и общественной деятельности. Депутаты Молодежного парламента предлагают на рассмотрение свои проекты законов и постановлений, наблюдают за работой комитетов и пленарных заседаний. Молодежный парламент принимал активное участие в разработке Закона Кировской области «О государственной молодежной политике в Кировской области», принятого в 2009 году. В нем закреплены приоритеты и меры, направленные на создание условий для успешной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах региона. Представители Молодежного парламента работали над действующей редакцией Закона Кировской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области».

Целевая поддержка молодых семей в сфере жилищного строительства ведется в соответствии с Законом Кировской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования». Законом предусмотрена выплата субсидий на оплату части долга по ипотечному жилищному кредиту, а также ежемесячные выплаты компенсации расходов заемщикам на оплату текущих платежей по ипотечным кредитам. Данные выплаты получают более тысячи молодых семей, на это ежемесячно выделяется 4,5 млн. рублей из бюджета области.

Совершенствуется областная нормативно-правовая база здравоохранения. Сегодня в регионе осуществляется модернизация здравоохранения. Медицинская помощь должна стать более доступной, квалифицированной и оперативной. Учитывая чрезвычайную важность этого вопроса, депутаты взяли под свой контроль финансирование областного здравоохранения на всех уровнях и закрепление медицинских кадров на селе.

Реформирование образования - один из болезненных процессов, проходящих сегодня в обществе. Большая проблема в регионе - малокомплектные школы, в которых из-за демографического провала стало еще меньше учеников. Принципиальная позиция депутатов Законодательного Собрания Кировской области состоит в том, чтобы каждый ребенок в нашей области получил образование в соответствии с принятыми государственными стандартами; это обеспечит ему равные стартовые условия для дальнейшей полноценной жизни.

Закон «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» вступил в силу с 1 января 2006 года. Введение принципа подушевого финансирования образовательных учреждений способствовало переходу системы образования на качественно новый экономический уровень.

Проблемным является вопрос заработной платы педагогов. Поправка в Закон Кировской области «Об образовании» коснулась учителей, удостоенных звания «Народный учитель СССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Народный учитель Российской Федерации» и других (всего семь категорий): с января 2011 года им выплачивается надбавка в размере 1 тыс. рублей и предоставляется как работающим педагогам, так и вышедшим на пенсию.

Региональный парламент уделяет большое внимание поддержке реального сектора экономики и совершенствованию инвестиционного законодательства. С 1 января 2011 года вступил в силу Закон Кировской области «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», где были законодательно закреплены такие формы участия государства в регулировании инвестиционной деятельности, как государственно-частное партнерство, создание институтов развития и парковых зон интенсивного развития.

В соответствии с Законом Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области» предусматривается применение частными инвесторами дифференцированной налоговой ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от объема инвестиций в форме капитальных вложении в рамках реализации инвестиционного проекта. Следует отметить, что предоставление льгот по налогу на имущество происходит не по конкурсу, а в заявительном порядке.

С целью привлечения и эффективного использования государственных, муниципальных и частных ресурсов принят Закон Кировской области «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства», который устанавливает основы правового регулирования, определяет объекты соглашений о партнерстве и виды участия региона в этих проектах.

На депутатском контроле находятся проблемы городов с моноструктурной экономикой. Мы регулярно проводим выездные заседания комитетов, где обсуждаются вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития лесопромышленного комплекса, промышленного потенциала моногородов.

Наш регион обладает богатой минерально-сырьевой базой, имеет высокий производственный, научный и кадровый потенциал, развитую телекоммуникационную систему. В Кировской области сосредоточен мощный комплекс крупных научно-исследовательских и проектных институтов, научно-производственных предприятий и объединений. Все это создает предпосылки для создания биотехнологического кластера, который будет способствовать развитию базовых отраслей экономики региона: сельского хозяйства, пищевой промышленности, лесопереработки, переработки местных видов ресурсов, производства стройматериалов, химической промышленности. Кроме того, кластер биотехнологий создаст предпосылки для диверсификации экономики региона путем формирования и развития новых отраслей: фармацевтической промышленности и медицины, био- и медицинского машиностроения, биоэнергетики.

Предприниматель, хозяйственник- основа рыночной экономики. И если сегодня помочь ему, завтра он станет исправным налогоплательщиком, будет кормить себя, своих работников, развиваться, создавать новые рабочие места. Депутаты занимаются решением вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных кадров рабочих профессий, развитием села, сельхозпереработкой, энергосбережением, использованием местных видов топлива, арендной платой. Законодатели не только стараются вникнуть в проблемы вятского бизнеса, но и находят реальные пути их решения.

По мнению депутатов, Кировская область должна вкладывать гораздо больше средств в начальное и среднее профессиональное образование. Работа по формированию новых трудовых ресурсов - это залог успешного будущего региона.

Традиционно в центре внимания областных депутатов находятся проблемы села. Почти треть народных избранников всех созывов - организаторы сельскохозяйственного производства, люди, работающие на земле, знающие и любящие ее.

Успешно работает Закон Кировской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия», предусматривающий выплату субсидии на возмещение части затрат на проведение мероприятий по обеспечению плодородия земель собственникам земли, которые заботятся о поддержании плодородия используемой ими земли,

С целью поощрения руководителей сельскохозяйственных предприятий, проработавших определенное количество лет, сохранивших численность работающих, пашню, из областного бюджета производится доплата к пенсии в соответствии с Законом Кировской области «О ежемесячной доплате к государственной пенсии руководителя сельскохозяйственного предприятия». Депутаты добились того, что в областном бюджете на 2011 год на развитие АПК было выделено около миллиарда рублей. Оценивая итоги прошедшего сельскохозяйственного года, депутаты и руководители сельхозпредприятий с удовлетворением отмечают, что недаром добивались увеличения бюджетных вложений в развитие аграрной отрасли.

На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2011» были подведены итоги очередного сельскохозяйственного года. Кировский региональный стенд был удостоен гран-при, а продукция, которую представляли 26 лучших предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области, получила 96 медалей (34 золотых, 35 серебряных, 27 бронзовых). Но эйфории по поводу достигнутых результатов у нас нет, да и не может быть, поскольку в получении этих результатов задействована только одна треть территории Кировской области.

В рамках Дней Кировской области в палате регионов на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу говорилось о необходимости разработки федеральной программы развития Нечерноземной зоны Российской Федерации. Было отмечено, что успехи в развитии молочного животноводства, племенного дела, кормовой базы - закономерный результат внедрения научных достижений, передовых технологий и серьезной бюджетной поддержки. Но все это характерно лишь для лучших хозяйств области. Остальным же требуется помощь, а это и есть те самые две трети сельских территорий Вятского Нечерноземья, продовольственный потенциал которых можно было бы реализовать с опорой на «государственное плечо». Мы предложили сенаторам пересмотреть закон о финансовом оздоровлении аграрных территорий, на который крестьяне очень рассчитывали, но он показал свою неэффективность в масштабах всей России.

Государственная политика в агропромышленной сфере должна быть направлена на защиту внутреннего рынка продовольствия и сельскохозяйственной техники. При этом следует использовать методы защиты рынка, применяемые в мировой практике: таможенные пошлины, экспортные и импортные квоты и другие. Но все эти меры будут малоэффективными без решения проблемы диспаритета цен.

Роль государства в регулировании развития АПК должна заключаться в разработке эффективной программы защиты внутреннего рынка удобрений, семян, сельхозтехники и ГСМ, создании фонда государственной закупки сельскохозяйственной продукции, условий для расширения процесса диверсификации в сельском хозяйстве, как горизонтальной, так и вертикальной.

Законодательное Собрание и местное самоуправление - единый организм, обязанный функционировать во благо народа. Проблемы местного самоуправления известны: недостаточная финансовая обеспеченность для качественного исполнения закрепленных полномочий, неэффективное использование экономического потенциала, дефицит квалифицированных кадров, слабое внедрение современных технологий в муниципальное управление. Их решение может быть достигнуто прежде всего на основе совершенствования организации территорий путем укрупнения муниципальных образований региона и финансовым обеспечением их полномочий.

Кировская область - один из немногих субъектов Российской Федерации, который занимается введением средств самообложения граждан. Есть все основания считать, что поступления средств из указанного источника могут стать существенным финансовым подспорьем для решения вопросов местного значения на уровне поселений.

С целью развития механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизации самоорганизации граждан мы выходим с законодательным предложением о закреплении права принятия решения о введении самообложения за представительным органом местного самоуправления со сроком самообложения на период работы представительного органа.

Законодательное Собрание Кировской области надеется, что деловое общение представителей всех ветвей власти и бизнеса поможет решить поставленные задачи.

Алексей Максимович ИВОНИН, Председатель Законодательного Собрания Кировской области 

«Вестник Совета Федерации», № 1-2 от 09.02.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 05.06.2012 08:29:11

Последнее изменение: 05.06.2012 08:39:58