Отсутствие конкуренции – путь в никуда

15 июня 2012

Депутаты усмотрели серьезный недочет в законе «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнёрства», позволяющий монополизировать сферу дорожного строительства. Для его устранения создана рабочая группа, которая на днях провела очередное заседание. На этот раз ее участникам удалось договориться.

Основная цель доработки регионального закона о государственно-частном партнёрстве – допустить к ремонту и строительству дорог средний и малый бизнес.

Потеснить монополиста

В последнее время бюджетом области выделяются значительные средства на дорожное строительство, так как состояние дорог в регионе по-прежнему оставляет желать лучшего, хотя и отремонтированных шоссейных участков не заметить нельзя. Но в данном случае речь о другом. Как прозвучало на рабочем совещании, половина этих средств реализуется в виде госзаказов по общепринятой процедуре проведения аукционов, предусмотренной общеизвестным 94-м ФЗ, где побеждает тот, кто попросит за свои услуги меньшую сумму.

Остальные деньги, а это сотни миллионов рублей, расходуются в рамках областного закона о ЧГП, который допускает не только рассрочку платежей - строишь сегодня, а рассчитываются с тобой завтра, но и несколько иной, конкурсный, механизм распределения средств. Он дает заказчику возможность выставлять дополнительные конкурсные условия. Так, можно выставлять «на продажу» всего один лот, объединяющий все планируемые к строительству или ремонту объекты, что и делается в Кировской области в дорожной сфере. В этом году, например, единый лот оценивался в 600 млн рублей. Под силу такой конкурс лишь одному подрядчику - фирме «Вятавтодор». Другим эта цена «не по карману».

Такой механизм формирования лотов заведомо рассчитан на одного подрядчика, перекрывая путь всем другим, которые, не выдержав конкуренции, либо сворачивают свой бизнес, либо работают в других областях. Именно на этом сделал акцент депутат Багама Джамалутдинов. «Проанализировав ситуацию в Приволжском федеральном округе, мы убедились, что в соседних областях в дорожном строительстве участвует много подрядных организаций, там существует реальная конкуренция, в результате чего идёт снижение стартовой цены госзаказов», - отметил Багама Алиевич.

Депутаты предложили законодательно исключить возможность объединять лоты, если их стоимость превышает 100 миллионов рублей, в сфере дорожного строительства, ремонта и содержания дорог.

«Когда запустится по-настоящему конкурсный механизм, пойдёт и экономия бюджетных денег, - подчеркнул Багама Джамалутдинов. - Это позволит сберечь от 5 до 10 процентов средств областной казны, предназначенных на дорожно-строительные работы. С суммы в 600 млн. руб. это 60 миллионов, или 30 километров дорог. Вот что мы реально теряем».

«Когда речь идёт о расходовании бюджетных средств, мы всегда обязаны думать, как выполнить больший объём работ за меньшую цену и получить лучшее качество,- поддержал коллегу Юрий Исупов.- И не должны забывать другой аспект: выделение государственных средств – это определённая форма государственной поддержки предприятий. В нынешних условиях получается, что все средства осваиваются лишь одной крупной организацией. На наш взгляд, такая ситуация не совсем корректна. Да и ведёт в никуда, так как не формируется нормальный экономический механизм конкуренции, не нарождаются и не поддерживаются организации, которые бы, соперничая, выдавали адекватные по цене услуги. Всё это позволило бы намного эффективнее расходовать бюджетные средства. Убирая конкуренцию, мы закладываем большую проблему в будущую экономику региона».

Как показывает жизнь, нарушен основной принцип частно-государственного партнёрства - стимулирование рыночного механизма: деньги идут в один карман.

В чём разногласия?

У правительственного состава рабочей группы своя позиция по предлагаемой депутатами поправке. Глава департамента экономического развития Алексей Коршунов считает, что привлечение в сферу дорожного строительства более мелких подрядчиков только повысит стоимость работ, так как заёмные средства выдаются им банками на более тяжёлых условиях. К тому же Алексей Дмитриевич уверен, что в области попросту нет дорожно-строительных организаций, обладающих необходимыми оборотными средствами, техникой, кадрами.

Депутат Юрий Исупов, старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты, категорически с этим не согласен. Он провёл свои консультации и утверждает, что в области есть по меньшей мере 5-6 крепких подрядчиков, готовых работать по областному заказу, если его разделят на несколько лотов по цене от 50 до 300 миллионов рублей.

За единый лот высказался и Николай Ашеев, заместитель директора областного дорожного комитета. Свою позицию он мотивирует тем, что на региональные дороги, интегрирующиеся в общероссийскую дорожную сеть, могут прийти недобросовестные подрядчики, что отрицательно скажется на безопасности дорожного движения.

К тому же представители правительства опасаются, что удешевив лоты, они откроют двери на рынок строительных дорожных работ фирмам-однодневкам. Алексей Коршунов напомнил недавний случай, произошедший в Красных Полянах, когда наш регион «оскандалился на всю Европу». По условиям инвестиционного проекта шведской фирмы «Икея» область должна была за свой счёт построить 4 км дорог. Выигравшая конкурс подрядная организация не выполнила свои обязательства.

Багама Джамалутдинов, в своё время возглавлявший департамент дорожного хозяйства, назвал эту ситуацию результатом бесконтрольности.

А что касается фирм-однодневок, депутаты убеждены, что мошенники попадаются как в малом, так и в крупном бизнесе и, как правило, не занимаются производством. Уберечься от них довольно просто - нужно тщательнее проверять всю предоставленную организациями документацию до заключения контракта. Должны быть выставлены и обеспечительные меры - банковские гарантии, поручительство и так далее.

Не от хорошей жизни

В процессе дискуссии всплыл ещё один вопрос, как отметил Юрий Исупов, для дальнейшего обсуждения: договор подряда с рассрочкой платежа. Этого пункта нет в аналогичных законах о частно-государственном партнёрстве других регионов, которые удалось проанализировать Юрию Геннадьевичу. «Впрочем, это не тема нашего сегодняшнего обсуждения, поэтому я не настаиваю на продолжении разговора в рамках данного заседания. Это, так сказать, предмет для размышления: может, в дальнейшем и нам стоит пересмотреть и эту норму».

Однако глава департамента экономического развития Алексей Коршунов категорически против такого вмешательства в закон о ЧГП, опасаясь, что будут разрушены все наработки правительства в этом направлении. Именно с рассрочкой платежей ремонтируются на сегодня четыре наиболее проблемные котельные, планируется ремонт и строительство детских садов, школ. Да и с дорогами будет ещё больше проблем. Как подчеркнул Алексей Дмитриевич, это в Кировской области делается не от хорошей жизни.

«Этот принцип на сегодня работает и приносит практическую пользу. Проблему нужно всегда рассматривать в определённой плоскости. Мы сейчас ведём речь о дорогах», - положила конец разгоревшемуся спору Марина Созонтова, заместитель Председателя областного Законодательного Собрания.

Подводя итог заседанию, депутаты отметили, что довольны его результатом. По крайней мере сейчас у всех есть понимание того, что дорожная тема под контролем ЗакСобрания.

Дословно

Марина Созонтова, заместитель Председателя ОЗС:

- Сделан первый шаг - большинство членов рабочей группы проголосовало за формирование лотов с ценой до 100 млн рублей, что позволит привлечь в сферу строительства и содержания автомобильных дорог малый и средний бизнес. Механизм запущен. Но вы обратили внимание, что на заседании искрило буквально по каждому вопросу? Это ещё раз доказывает, что сфера дорожного строительства, ремонта, как и ЖКХ, самая больная на сегодня. Сразу встали вопросы и по качеству дорожных работ, и по срокам. Так что уходить от этой проблемы ещё рано.

Марина Стяжкина 

«Кировская правда», № 65 от 15.06.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.06.2012 14:37:45