«Однодневки» - не форма предпринимательства. Это форма мошенничества

15 июня 2012

Депутаты Заксобрания пытаются открыть малому и среднему бизнесу дорогу к дорожно-строительным и ремонтным работам

На рынке услуг в отрасли дорожного хозяйства Кировской области должны появиться новые участники – небольшие, но конкурентоспособные подрядные организации, представляющие сферу малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы дать им возможность участвовать в распределении государственных заказов на строительство и ремонт автодорог области, рабочая группа областного ЗакСобрания под руководством заместителя председателя ОЗС Марины Созонтовой недавно одобрила поправку в закон «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства».

Один в поле воин?

Рабочая группа собиралась уже в третий раз, однако с самого начала речь шла главным образом о том, чтобы внести в упомянутый выше закон изменения, обеспечивающие рыночные отношения в дорожной отрасли региона. «Все ресурсы не должны оставаться в одних руках, в конкурсе на каждый лот не должен приходиться только один возможный подрядчик, - заявил участник рабочей группы, депутат Багама Джамалутдинов. - Рынок дорожного хозяйства Кировской области должны представлять многие подрядные организации. Во всех регионах Приволжского федерального округа на этом рынке есть конкуренция, так как там работает множество подрядчиков, представляющих сферу малого и среднего бизнеса. К сожалению, эти наши позиции не находят должного понимания в департаменте дорожного строительства».

Почему предлагаемые изменения должны коснуться именно закона «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства», или, как его еще называют, закона о ГЧП? Потому что по процедуре, предусмотренной этим законом, проходит до половины средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог регионального значения. Процедура закона о ГЧП подразумевает не аукционы, а конкурсы, при проведении которых можно избежать участия недобросовестных исполнителей, предъявив дополнительные конкурсные условия. Кроме того, в законе о ГЧП предусмотрена рассрочка платежей, когда заказчик рассчитывается с исполнителем не сразу, а через какое-то время.

- Часть средств, выделяемых областным бюджетом на дорожное строительство, реализуется в рамках федерального закона №94 (о госзакупках – В.М.), то есть путем проведения аукционов, где главным критерием является минимальная цена, - поясняет депутат Юрий Исупов. – Конечно, при необходимом контроле качества работ даже одно это условие позволяет максимально эффективно расходовать средства. Но конкурсы, проводимые в рамках закона о ГЧП, дают Правительству возможность выдвигать дополнительные условия. Кроме того, этот закон – в отличие от 94-ФЗ – позволяет объединять планируемые объекты в один, интегрированный, лот. Что, как правило, и делается в отношении заказов на дорожное строительство. В 2012 году, например, сумма такого лота составила 600 миллионов рублей. А крупный государственный заказ, как мы понимаем, может освоить только один потенциальный исполнитель – «Вятавтодор», наиболее крупная и серьезная подрядная организация. Фактически получается, что к конкурсу не допускаются другие хозяйствующие субъекты. Одно это условие уже устанавливает монополию в отрасли.

«Условно говоря, если дорожные объекты Лузского, Вятскополянского и Афанасьевсого районов «загоняются» в один лот, то «Вятавтодор» становится единственной в Кировской области организацией, которая может претендовать на освоение такого крупного заказа, так как только она может начать работы одновременно в этих трех районах, - говорит Багама Джамалутдинов. – Возникает вопрос: куда смотрит антимонопольная служба?»

Что касается других хозяйствующих субъектов, то они оказываются неконкурентоспособными и либо ликвидируют свой бизнес как невостребованный, либо выполняют заказы в других регионах.

Больше работы за меньшую цену

Участники рабочей группы долго не могли прийти к общему принципиальному решению о том, стоит ли пускать малый и средний бизнес в дорожную отрасль нашего региона. Некоторые чиновники областного Правительства считают, что в Кировской области нет дорожно-строительных организаций, имеющих достаточные основные активы, оборотные средства и профессиональный штат. Чтобы опровергнуть это мнение, депутат Юрий Исупов, первый вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты, провел свои консультации. Он утверждает, что по меньшей мере еще шесть дорожно-строительных организаций в нашем регионе соответствуют упомянутым выше критериям и выражают готовность работать по областному заказу при условии его разделения на несколько лотов стоимостью от 50 до 300 миллионов.

- Когда мы расходуем наши бюджетные средства, нас интересует, чтобы было сделано больше работ за меньшую цену, но при хорошем качестве, - говорит Юрий Исупов. – Но не нужно забывать и о том, что выделение государственных средств – это одна из форм господдержки развития хозяйствующих субъектов. Ныне существующая ситуация ведет нас в никуда: не получается нормальной конкуренции и не поддерживаются организации, которые в условиях этой конкуренции предлагали бы адекватные услуги, что позволяло бы наиболее эффективно осваивать бюджетные деньги.

- Когда есть конкуренция на конкурсах, мы экономим до 10% бюджетных средств, - считает Багама Джамалутдинов (кстати, в прошлом – глава департамента дорожного хозяйства). – При сумме в 600 миллионов это 60 миллионов рублей, которые мы сегодня реально теряем. На эти деньги можно построить 30 километров дорог.

Мошенники есть в любом бизнесе

Представители областного Правительства нередко опасаются того, что конкурсы могут выиграть фирмы-однодневки, которые зачастую регистрируются как субъекты малого бизнеса. Именно поэтому некоторые чиновники «забраковали» федеральный закон №94: по их мнению, он позволяет однодневкам выигрывать аукционы. Юрий Исупов, напротив, считает, что этот закон хорош, однако практика его исполнения иногда доводится чиновниками до абсурда: они, например, заявляют, что не успевают за 10 дней проверить документацию фирм, хотя это требование закона. «Мошенники есть в любом бизнесе, - говорит депутат. – Однодневки – это не форма предпринимательства, а форма мошенничества. Нужно тщательнее проверять документацию еще до заключения контракта, и для этого законом отведено дополнительное время».

Взять все – и поделить!

В итоге большинство членов рабочей группы проголосовало за то, чтобы внести в закон о ГЧП изменение, по которому объекты, связанные с дорожным строительством и содержанием автомобильных дорог, не могут быть объединены в один лот, если они технологически не связаны друг с другом и их стоимость составляет более 100 миллионов рублей. По словам Багамы Джамалутдинова, «100 миллионов – это не столь гигантские деньги для дорожной отрасли, но это большие возможности для прихода в отрасль предприятий малого и среднего бизнеса».

- Поправка в закон о ГЧП, сформулированная рабочей группой, позволит участвовать в конкурсе не одному, заведомо известному, подрядчику, а привлечет к нему и другие дорожные организации Кировской области, которые вынуждены сегодня работать на территории других регионов, - подвела итог Марина Созонтова. – Это даст нам возможность сэкономить бюджетные средства, затрачиваемые на ремонт и строительство дорог области. Кроме того, это положительно отразится на качестве работ, так как конкуренция поможет избежать такой ситуации, когда асфальт начинают укладывать во время снегопадов. Но самое главное – ни у кого не будет возможности монополизировать дорожно-строительную отрасль региона. Сегодня мы сделали серьезный шаг к решению этой проблемы.

Далее законопроект, одобренный рабочей группой, пойдет на согласование в профильный комитет Законодательного Собрания.

Владимир МЕЛЬНИК 

«Вести. Киров», № 51 от 15.06.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.06.2012 14:52:19