Меж двух выборов

15 июня 2012

Законодательные новшества расширяют политическую свободу

Сегодня многие представители политических сил и политически активная часть общества горячо обсуждают последние изменения в выборном законодательстве России и ее регионов. Основой для изменений стали федеральные законы, подписанные в начале мая 2012 года президентом РФ Дмитрием Медведевым. Региональные законы должны быть «доведены до ума» (то есть до соответствия с федеральными) к 1 июля нынешнего года. Сегодня наша газета рассказывает о самых значимых нововведениях, прокомментировать которые мы попросили председателя комитета по законодательству и местному самоуправлению Заксобрания Михаила Лихачева.

Сила лидера – еще не сила партии

В законе «О политических партиях» проходной барьер на выборах снижен до 5%, тогда как раньше он в разных регионах варьировался от 5 до 7 (в Кировской области было определено 7%). Тонкость заключалась в том, что партия, набравшая свыше 5% голосов избирателей, но не набравшая процент, установленный субъектом РФ, не участвовала в распределении мандатов. Номинально за ней закреплялся один мандат, если она набирала от 5 до 6 процентов голосов, или два мандата – при доле голосов от 6 до 7 процентов. Сейчас, при едином 5-процентном барьере, все партии, перешагнувшие его, участвуют в распределении мандатов. Поэтому ряд статей закона Кировской области пришлось привести в соответствие с федеральным законом.

Другой важный момент связан с тем, что сегодня всем политическим партиям, которые хотят участвовать в выборах, не нужно собирать подписи избирателей. «Это очень серьезное новшество, особенно с учетом того, что минимальное число членов партии, необходимое для ее регистрации, сокращено до 500 человек, - говорит Михаил Лихачев. – Это нормальная политическая свобода, демократичный подход к созданию партий на различных политических платформах. Но если подойти к ситуации объективно, то, как мне кажется, все эти маленькие партии – партии лидеров-одиночек, не выдержавшие внутренней конкуренции в среде действующих политических сил. Но они заявляют о своей самостоятельности и притягивают к себе какую-то часть электората. Я не знаю, выживут ли они в будущем, но уверен, что им не преодолеть 5-процентный барьер, так как политическое поле уже поделено. В то же время партиям пора переходить от криков о «поддельных» выборах к реальным делам: создавать программы и предвыборные платформы, привлекать региональных лидеров и сторонников, и так далее. Жизнь показывает: наличие одного известного лидера не означает, что партия становится сильной и получает широкую поддержку».

Призрак независимости

Если говорить о самовыдвижении, то эта норма тоже недавно претерпела существенные изменения. Например, до 0,5 снижен необходимый процент голосов от числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа, который нужно набрать кандидату. Наш собеседник расценивает это как шаг навстречу интересам тех, кто либо не связан с политическими партиями, либо не готов обнародовать эту связь, либо вообще хочет остаться независимым. Хотя такая независимость может оказаться лишь видимостью.

- Я скептически отношусь к тому, что кто-то из депутатов регионального уровня в ближайшее время станет независимым, то есть не выдвинутым и не поддержанным той или иной политической силой, - добавляет Михаил Лихачев. – В одиночку, среди полусотни других депутатов, он вряд ли сумеет реализовать свое мнение и сделать что-то существенное. Скорее всего, ему придется вступить в какую-либо фракцию, даже если он не станет членом партии. И тогда уже нельзя будет говорить о его независимости.

В региональное законодательство вошло еще одно новшество, касающееся муниципальных выборов. Оно должна поставить точку в вопросах, связанных с сомнительными эпизодами биографий кандидатов, например, с судимостями. Раньше человек, имеющий криминальное прошлое, мог стать депутатом. Сейчас в федеральном законодательстве появилась четкая норма, которая распространится и по региональным законам: лицо, которое когда-либо было осуждено за умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, не может баллотироваться в депутаты, даже если судимость снята.

«Мы не только привели в соответствие с федеральным законодательством наши законы, но параллельно устранили многие наши внутренние недоработки и в отношении муниципальных выборов, и по выборам в Законодательное Собрание Кировской области, по сути, «причесали» наше законодательство, - подводит итог Михаил Лихачев. - Мы расставили все точки над i, чтобы перед муниципальными выборами и во время таковых не между политическими силами возникало спорных ситуаций».

Миф о самовыдвижении

Но самым обсуждаемым из всех новшеств оказался законопроект «О выборах губернатора Кировской области», хотя многие депутаты уверены в том, что для жителей Вятки личность будущего главы региона намного важнее, чем схема, по которой его будут выбирать. Более того: для людей нет большой разницы между избранным и назначенным губернатором – гораздо интересней, имеет ли он вес в Москве и умеет ли «выбивать» деньги и прочие преференции у федерального центра.

Впрочем, разработка областного закона о выборах губернатора продиктована, опять же, необходимостью привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, которое недавно претерпело изменения, связанные с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В частности, речь идет о введении прямых выборов глав субъектов РФ. В проекте регионального закона устанавливается механизм проведения выборов, согласно которому губернатор области избирается гражданами, имеющими только российское гражданство и проживающими на территории Кировской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет. Кандидатов на высшую региональную должность могут выдвигать политические партии. При этом они не обязаны собирать подписи избирателей в свою поддержку.

Для своего выдвижения кандидат должен представить подписи пяти процентов депутатов и глав муниципальных образований. Учитывая то, что таковых в Кировской области около 4670, получается, что для поддержки кандидата необходимы 234 подписи. Этот пункт (как, впрочем, и отсутствие в законопроекте положения о самовыдвижении) на последнем пленарном заседании ЗакСобрания вызвал недовольство оппозиции, назвавшей новый механизм выборов недемократичным. Тем не менее, парламентское большинство проголосовало за его принятие в первом чтении. Над его доработкой уже трудится рабочая группа. О том, какие изменения ждут законопроект, мы узнаем на днях. А в том, что они появятся, можно не сомневаться: уже сейчас ясно, что в связи с проводимой в Кировской области административной реформой сократится число муниципальных образований, а следовательно, уменьшится и необходимое количество подписей в поддержку будущего губернатора. Не исключено также, что рабочая группа рассмотрит положение о том, что на пост высшего должностного лица региона могут претендовать самовыдвиженцы, хотя председатель комитета по законодательству не одобряет внесение этого положения в законопроект.

- Когда мы в свое время говорили об изменениях в законодательстве о выборах депутатов, где шла речь о списочном формировании ЗакСобрания, наши оппозиционно настроенные коллеги их тоже не поддерживали, - говорит Лихачев. Сегодня мы приходим к принятию закона о выборах высшего должностного лица Кировской области, в котором уже не говорится о том, что оно избирается партиями. И что мы видим? Оппозиция делает акцент на самовыдвижении. Но я думаю, что оппозиция подвергла бы немалой критике и проект, предусматривающий самовыдвижение: вероятно, прозвучало бы заявление о том, что закон «затирает» политические партии. А ведь суть нынешней политической реформы в том, чтобы дать партиям больше возможностей для выдвижения. В федеральном законе и нашем региональном законопроекте, принятом в первом чтении, есть, например, такая норма: в партию может входить любой гражданин, даже не являющийся ее членом. Значит, любая партия станет выдвигать и поддерживать своих кандидатов на выборах губернатора. Как же иначе должна происходить политическая борьба?

Я не против самовыдвижения. Эта норма имеет право на существование, она даже предусмотрена в федеральном законе о выборах президента России. Но давайте будем объективны: кто бы ни пришёл к власти в нашем регионе, он будет связан с какой-либо партией и будет рассчитывать на ее поддержку. Поэтому я считаю несправедливым приход к власти человека, изначально скрывающего покровительство партии и обнаруживающего свою партийную принадлежность только после победы на выборах.

Владимир МЕЛЬНИК «Вести. Киров», № 51 от 15.06.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.06.2012 14:57:55