Непартнерские отношения

24 июня 2012

Малый и средний бизнес допустят к ремонту дорог

Сфера ремонта и содержания дорог, где уже который год идет реализация схемы государственно-частного партнерства, собственно партнерство пока напоминает слабо. Многомиллионные лоты госзаказа выигрывает одна и та же подконтрольная властям компания, в то время как остальные по большей части остаются за бортом. Депутаты Заксобрания решили ситуацию исправить. По их мнению, от 6 до 9 компаний малого и среднего бизнеса могли бы взяться за региональные дороги, при этом область получила бы лучшее качество за меньшие деньги. Есть или нет шанс у бизнеса серьезно включиться в решение «дорожного» вопроса, обсуждали эксперты нашего круглого стола.

Борьба концепций

Юрий Исупов:

Давайте начнем по порядку. Автором поправок у нас является депутат Дмитрий Русских.

Дмитрий Михайлович поднял важную проблему, - и она гораздо глобальнее, чем просто доступ малого и среднего бизнеса к дорожным работам. Дело в том, что у нас очень крупные денежные средства (в 2011 году - 500 млн рублей, а в 2012-м – 600 млн рублей) на сегодняшний день выводятся из-под действия Федерального закона №94-ФЗ, который предполагает участие различных субъектов на условиях конкуренции в государственных торгах.

В действительности сейчас идет борьба концепций. Часть представителей власти считает, что решить проблему реализации госзаказа можно с помощью подконтрольных государственных предприятий. Другая часть управленцев считает, что вариант свободного рыночного механизма конкуренции за госзаказ, сможет гораздо эффективнее решать подобные задачи. За 20 лет рыночной экономики, надо признаться, сделано в этом отношении немного, и это очень важный концептуальный вопрос.

Марина Созонтова:

Сейчас отношения, действительно, не совсем партнерские. Очень часто бывает ситуация, когда на торги выставляется в одном лоте несколько объектов, при этом они могут быть в разных местах, так как область у нас большая. Как можно небольшой организации, которая не располагает мощной базой, выиграть этот лот, включающий в себя объекты в противоположных концах области? Хотя в этих лотах есть объекты, которые вполне по плечу малому и среднему бизнесу.

Как бы то ни было, но даже крупная дорожная организация, получая большой заказ в несколько сотен миллионов рублей, тут же начинает искать субподрядчиков для исполнения. Получается своего рода монополизация дорожного рынка, а это не совсем правильная ситуация.

Юлия Попова:

Тем не менее, все действия, связанные с проведением отбора частного партнёра с целью выполнения дорожных работ на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Кировской области, выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Законом Кировской области № 529 –ЗО от 04.06.2012 «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнёрства». По мнению представителей нашего департамента, входящих в состав рабочей группы, закон применим ко всем типам хозяйствующих субъектов и не содержит ущемляющих права участников его реализации факторов.

Юрий Исупов:

Да, но если мы внимательно посмотрим упомянутый вам закон, то увидим очень интересную вещь: наш региональный закон о ГЧП отличается от подобных региональных законов в других областях. Когда мы в местном законе стали определять, какие есть формы ГЧП, то мы к стандартным двум формам добавили третью: договоры подряда на конкурсной основе с отсрочкой платежа. Этого больше нигде нет. У меня сложилось впечатление, что эта третья форма была введена для того, чтобы реализовать ручное государственное управление и вывести средства через государственные предприятия. Я считаю, что договор подряда с отсрочкой платежа ни по духу, ни по букве не отвечают закону о ГЧП.

Для понимания: партнерство предполагает некое длительное сотрудничество, при котором обе стороны прикладывают совместные усилия для решения основной задачи. При этом, партнерство подразумевает, что ни одно сторона не может обойтись без другой.

Геннадий Зайцев:

Конечно, с точки зрения создания конкурентной среды в новых поправках есть смысл. Рассчитывать на крупные объемы, как вы сами понимаете, малому бизнесу не приходится. Но этим вопросом надо заниматься очень скрупулезно. Уже было столько негатива, связанного с 94-ФЗ, столько вопросов, связанных с оплатой и качеством исполнения, что за эту тему надо браться взвешенно и аккуратно. К тому же, малый бизнес все равно в конечном итоге стремится к удешевлению работ: выиграть тендер, на самом деле, это еще полдела.

Василий Сухих:

Для объективности картины скажу, что мы и так стараемся участвовать в различных торгах на территории Кировской области. По крайней мере, в тех, в которых нам позволяют участвовать наши производственные мощности. Сейчас мы в основном делаем дороги нашего района, но есть заказ и на федеральные дороги.

Не скажу, что нам с крупными компаниями легко конкурировать, но хочу сказать, что каждый должен рассчитывать на свои силы и технику, и брать то, что по силам и возможностям. По крайней мере, мы руководствуемся именно этими принципами.

Идея с дроблением лотов, конечно, хорошая. В этом деле любое дорожное предприятие области депутатов поддержит.

Геннадий Зайцев:

Да, но вот нюанс. Мелкие объекты малому бизнесу, думаю, можно доверить, а вот крупные заказы все равно должны остаться за крупными подрядчиками. Различных дорожных предприятий сейчас пруд пруди, но вот тех, кто делает качественно – единицы. А в моем понимании – качество – это основной показатель. Для бизнесменов же основной показатель – это прибыль. Плюс ко всему, огромная проблема с кадрами в отрасли. Сейчас в Кирове взят курс на приведение придворовых территорий в порядок. Я думаю – это направление вполне осилит малый бизнес. Более индивидуальный подход нужен, я бы сказал…

С другой стороны, и та ситуация, которая сложилась на рынке дорожных работ, меня тоже не устраивает. Думаю, она мало кого на сегодняшний день устраивает. Но чтобы ее разрешить потребуется не один год, наверное, кропотливой работы.

Оправданный риск

Марина Созонтова:

Опасность в усилении конкуренции есть вот какая - и этот вопрос прозвучал на заседании рабочей группы Заксобрания – как же быть с фирмами-однодневками? Но и здесь есть выход: скажем, более четко прописывать условия. Например, чтобы компания предоставила данные о том, какие объекты ей уже были сданы, а также какими мощностями она располагает.

Для меня показателем того, что данные поправки нужны, является то, что из нескольких районов мне позвонили (хотя, эти поправки - не моя заслуга, с этой инициативой выступали несколько человек) специалисты дорожных предприятий и поддержали нашу идею, заявив, что у них есть возможность и силы заниматься поддержанием дорожного полотна в надлежащем качестве. Тогда конкуренция будет более сильной, и появится возможность снизить стоимость объектов, чего, собственно, и добиваются депутаты. И в чем, в итоге, заинтересован областной бюджет. Потому что пока у нас есть такая, условно говоря, монополия, конкурсы будет выигрывать 1-2 крупные организации, а остальным придется искать заказы в соседних регионах, где лоты формируются именно в таком объеме, который по силам небольшим организациям.

Юрий Исупов:

Я не думаю, что участие в ремонте и содержании дорог небольших предприятий как-то ухудшит ситуацию. Вообще, это ошибочное утверждение, что крупная организация априори делает все хорошо. Закон №94-ФЗ - очень правильный закон, его просто надо исполнять в надлежащем качестве. Он ориентирован на здравый смысл и касается регламентирования порядка работы. Если подрядчик выполняет некачественно, так не надо принимать у него работу! Не надо выплачивать ему государственные деньги пока не добьешься от него качества. Все начнут работать хорошо, если будут знать, что на выходе им грозит серьезная приемка работы.

Марина Созонтова:

Просто дело в том, что сейчас мы имеем длинную цепочку: выигрывает крупная организация, потом начинает нанимать субподрядчиков. А при ненадлежащем качестве не знаешь с кого спросить, подрядчики начинают «кивать» друг на друга. Поправки в законопроект позволят эту цепочку сократить.

Василий Сухих:

Риск низкого качества и фирм-однодневок всегда присутствует и будет присутствовать. Без него никуда. И 100-процентной гарантии никто не даст. Что же касается усиления конкуренции, то здесь однозначно не скажешь. У каждого решения есть свои «плюсы» и «минусы», и некоторая монополизация рынка дорожных работ «Вятавтодором» тоже имеет свои «плюсы».

Светлана Муравьёва

«Бизнес новости в Кирове», № 25 от 24.06.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 27.06.2012 08:47:27