Вятской экономике грозит крах. Работать будет некому

3 июля 2012

М.В.Курашин

Вице-спикер Законодательного Собрания Кировской области Михаил Курашин о проблеме трудовых ресурсов

Kirovnet.ru обратился к Михаилу Курашину за кратким комментарием итогов отчёта правительства по проблематике трудовых ресурсов. Но вместо этого, мы получили развёрнутое описание ситуации, которое заставляет насторожиться не только власть, но и общество в целом.

Депутаты не уверены в том, что исполнительная власть способна управлять процессами в этой сфере

Сейчас мы находимся на самом раннем этапе работы. Правительственный час - это один из её моментов. Было проведено множество встреч. В том числе и круглые столы в ВТПП, и в различных мероприятиях, организованных на федеральном уровне. В ходе данной работы непосредственно было задействовано около 15-20 депутатов. Кроме этого, в работе участвовали депутаты, представляющие крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные предприятия области. Непосредственно над содокладом работали депутаты Исупов, Скворцов, Женихов. Но мы в большей мере обобщали материал.

В любом обсуждении мы наталкивались на постановку двух проблем: «А», кадров не хватает; «Б», на сегодняшний день есть громаднейшая проблема с качеством этих кадров. Мы понимаем, что сейчас есть две причины. С одной стороны это естественный процесс убыли населения и, соответственно, трудовых ресурсов. С другой стороны у нас активно пропагандируется миграция квалифицированных кадров. Правительство говорит, что всё под контролем, но у депутатов есть сомнение в этом. Мы не уверены, что исполнительная власть способна управлять этими процессами.

На правительственном часе об этом и шёл разговор. Нам нужно создать объективную картину того, что происходит с трудовыми ресурсами.

Мы дважды платим в одну кассу

Правительство говорит, что ведётся учёт занятых и безработных, учёт краткосрочной потребности в тех или иных специалистах. Но мы видим, что нет нормального межведомственного взаимодействия в этих вопросах.

Наглядный пример, задание на подготовку трудовых ресурсов формирует департамент образования. Но из каких данных он это формирует, если государственная служба занятости должна постоянно вести переподготовку кадров. На сегодняшний день 68% людей получающих начальную профессиональную подготовку проходят её по линии службу занятости. Получается, что вся система начального профессионального образования не соответствует потребностям рынка, и служба занятости потом вынуждена переучивать людей. Получается, что мы дважды платим в одну кассу.

Такая же ситуация и во взаимодействии между образовательными учреждениями и предприятиями. Первые постоянно жалуются на то, что они готовят вроде бы классных специалистов, а они никому не нужны. Предприятия же наоборот жалуются на то, что не могут найти необходимые им кадры. Значит, мы учим не тех, и учим не так. Предприятия покрупнее вынуждены брать выпускников и переучивать их за свой счёт. Но те же предприятия не готовы мыслить в стратегическом формате. Они даже не могут сказать, какова у них будет потребность в кадрах, какие должности у них освободятся через три-пять лет. А без этого невозможно нормально сформировать заказ для учебных заведений.

Необходима реорганизация правительства Кировской области

Депутаты предлагают создать обособленный департамент по трудовым ресурсам. Ему необходимо передать функции различных правительственных структур, которые так или иначе сейчас занимаются этими вопросами. Например, передать туда вопросы подготовки кадров от департаментов промышленной политики, сельского хозяйства, образования.

Моё мнение, что департаменту трудовых ресурсов нужно передать и все функции управления по делам молодёжи. Хватит уже финансировать развлекаловку. Мы должны делать из молодёжи активных граждан и ответственных членов общества. Человек не может быть активным и позитивным членом общества, если он не работает. Сейчас никто не знает, что делать с молодёжной политикой, поэтому основной акцент нужно перенести именно на подготовку молодых людей к реальной трудовой жизни.

Работа должна быть системной. Поэтому нужно создавать целостную областную целевую программу, которая бы предполагала действия по всем направлениям. Грубо говоря начиная от профориентации в начальной школе и заканчивая вопросами социальных гарантий пожилым людям с большим трудовым стажем.

Туда же должны войти и позитивно зарекомендовавшие себя практики, как недавнего времени, так и советского периода. Например, по федеральной линии была программа стажировок. Зарплата стажёров финансировалась 50/50. Половину платило предприятие, вторую - федеральный бюджет. Как показал опыт общения с кадровыми службами предприятий, часто после завершения срока стажировки они оставляли у себя всех. Такие практики нужно возрождать.

Мне могут возразить, что сейчас на это нет денег. Но, на мой взгляд, это самая важная стратегическая задача. Если сегодня мы в это не вложимся, то в будущем нам вообще не на что будет рассчитывать. Плюс ко всему нужно учитывать и такой вопрос, что рост производительности труда приводит к высвобождению работников. В том же сельском хозяйстве. То, что ещё несколько лет назад делали 20 доярок, сейчас делает одна. Она и получает не пять, а пятьдесят тысяч. Но остальные оказываются без работы. Эти люди должны найти новое место работы. Этот вопрос тоже нужно решать, решать его в системе.

Где-то не хватает работников, а в других местах нет работы. Что делать?

Другая проблема: есть целые населённые пункты, в которых нет ни одного работодателя. Нужно чётко понимать, что с ними делать, как обеспечивать людей работой. В Нагорске, например, почти не осталось мужчин. Все на вахтах. Область вкладывает туда средства, но доходов с таких поселений не получает, так как налоги идут в те регионы, где эти люди получают зарплату. Есть вариант переориентировать работу вахтовым методом на потребности области, чтобы налоги оставались на Вятке.

Второй вариант - развитие предпринимательства. И не декоративные заявления о том, что любой желающий на 58 тысяч рублей от службы занятости сможет открыть себе бизнес, нужен более серьёзный подход. Возможно, в случае таких поселений бизнес нужно вообще освобождать от налогов. Потому что область заинтересована не столько в экономическом эффекте от этого работодателя, сколько в социальном эффекте от создания новых рабочих мест.

Сейчас принято постановление, по которому до середины июля депутаты должны внести свои предложения в рабочую группу. Возможно, будет создана специальная группа при законодательном собрании, возможно, эти предложения будут переданы в комиссии при правительстве, где также есть наши депутаты. Но первый вариант мне представляется более выигрышным, так даёт возможность более гибко организовать работу как с привлечением специалистов из правительства, так и с привлечением независимых экспертов.

Нужно начинать работать в данном направлении. Если ничего не делать, то в не столь отдалённой перспективе работать у нас будет фактически некому. Более того, это произойдёт даже если делать только то, что делается сейчас. «Kirovnet.ru», № от 03.07.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 04.07.2012 08:22:49

Последнее изменение: 04.07.2012 08:24:53