Кому до чего, закону - до денег

6 июля 2012

Июньское заседание ОЗС: интересные и важные моменты

Работа кировских парламентариев принимает все большую социальную направленность, и последняя сессия Законодательного собрания стала этому убедительным доказательством. Депутаты приняли в окончательном чтении 24 закона. В общей проблематике очень весомая доля пришлась на социальную поддержку и социальные выплаты. Разумеется, не были обойдены вниманием и поправки в бюджетные законы области. О них, а также о нашумевшем законе «О выборах губернатора Кировской области», мы сегодня рассказываем читателям нашей газеты.

НЕ ГУСТО, НО И НЕ ПУСТО

Первым в социальном блоке шел проект закона «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей», принятый во втором чтении. Законопроект предполагает установление дополнительной меры социальной поддержки в форме регионального материнского капитала за счет средств областного бюджета семьям, родившим третьего и последующих детей (75000 рублей при рождении или усыновлении третьего ребенка, 125000 - четвертого, 200000 рублей - пятого и каждого последующего). По мнению большинства депутатов, эти суммы не столь велики, но их предложили исходя из возможностей бюджета.

Как сказал депутат Сергей Рылов (он же - гендиректор ипотечной корпорации), молодые родители часто спрашивают: почему одни получили материнский капитал, а другие, родившие раньше определенного срока, не получили?

С одной стороны, для этого явления есть объективная причина: закон начинает действовать с установленной даты. Например, право на материнский капитал возникает при рождении или усыновлении ребенка в период с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2014 года. В связи с этим на пленарном заседании звучали иронические реплики по поводу проблем с местами в роддомах области, которые могут возникнуть в начале и в конце этого срока. С другой стороны, по словам Сергея Рылова, хорошо уже то, что закон о материнском капитале вообще появился и был принят: в Кировской области нет точных данных о числе многодетных родителей - потенциальных получателей поддержки. Так что этот закон еще будет изменяться, и суммы, оговоренные в нем, видимо, в будущем увеличатся. Ожидается, что и детей в семьях станут рожать больше.

За последний год мы приняли немало законов, связанных с поддержкой детей и многодетных семей, - заявил заместитель председателя Заксобрания Михаил Курашин. - И закон о материнском капитале стал еще одним важным шагом в направлении улучшения демографической ситуации в регионе.

Государство должно решать демографическую проблему: земли не должны пустовать, их нужно заселять, - утверждает депутат Николай Дубравин. - Не станет населения - исчезнет государство. А если пустующие земли заселит не коренное население, оно начнет использовать их только в своих интересах. Выходит, нужно повышать рождаемость в государственных масштабах. Для этого семья должна получать достаточно средств, чтобы родить, воспитать и выучить детей.

Важность принятого нами закона состоит еще и в том, что Кировская область не стоит в стороне от решения проблемы рождаемости, - считает депутат Михаил Скворцов. - Ведь раньше инициатива обычно исходила из федерального центра. Но теперь ясно, что мы в силах улучшить ситуацию и на региональном уровне, работая совместно с правительством области. Конечно, мы не располагаем такими возможностями, какие есть у федерального бюджета, однако и мы должны внести свою лепту.

ВЫПЛАТА ИНВАЛИДАМ: ШАГ К РАВЕНСТВУ

Парламентарии, комментировавшие принятые на сессии изменения в областной закон «О ежемесячной социальной выплате инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», указывали на то, что ранее у нас наблюдалось некое социальное неравенство внутри этой малозащищенной категории населения. Законодательная инициатива депутата Дмитрия Русских предполагает ежемесячную социальную выплату таким гражданам, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, независимо от размера получаемой ими пенсии. Дело в том, что по действующему закону ежемесячная социальная выплата в размере 100 рублей предоставляется инвалидам, получающим пенсию менее 5500 рублей и проживающим в благоустроенном муниципальном жилье.

Работа над законом шла очень долго и трудно, - говорит Михаил Скворцов. - В течение пяти лет мы много раз возвращались к нему. К сожалению, сумма выплаты не столь велика, как нам бы хотелось. Но здесь нужно учитывать многочисленность ее получателей - таковых более 60 тысяч человек. Законопроект принят пока только в первом чтении, мы его, возможно, еще доработаем. Главное то, что мы сдвинулись с места, и проект закона поддержали депутаты всех фракций.

Надо отметить, что в отличие от других социальных законов рассматриваемый нами законопроект имеет положительное свойство: известны численность будущих получателей пособия и объем дополнительных расходов из областного бюджета. Инициатор проекта Дмитрий Русских назвал сумму 49,8 миллиона рублей. В ответ губернатор Никита Белых указал на то, что, согласно Бюджетному кодексу РФ, увеличение бюджетных ассигнований может осуществляться только при наличии источников дополнительных бюджетных поступлений, которых в областном бюджете сегодня нет. Тем не менее работа над законом продолжится.

«ОДИНОЧЕК» ЛИШИЛИ ШАНСА

Самым ожидаемым и волнующим стало обсуждение закона «О выборах губернатора Кировской области», будоражившего в последнее время умы вятских журналистов.

Нужно напомнить, что закон устанавливает порядок проведения этих выборов, а также то, кто может быть выдвинут кандидатом в губернаторы (гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства). Губернатор избирается на пять лет и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями. Это положение председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Заксобрания Михаил Лихачев (фракция «Единая Россия») считает верным, хотя депутаты Николай Дубравин, Марша Созонтова и Михаил Курашин (представители других фракций) неоднократно предлагали дополнить проект закона положениями, предусматривающими право участия в выборах самовыдвиженцев. Однако рабочая группа их не поддержала. «У нас осталась некоторая неудовлетворенность от работы над законом, - заявил Михаил Курашин (фракция «Справедливая Россия»). - Мнение общественности и депутатов трех фракций так и не было услышано. Это касается самовыдвижения и муниципального ценза. Но закон принят в окончательном чтении, и мы станем его соблюдать». «Конечно, самовыдвиженцу трудно преодолеть все барьеры на выборах, это трудно сделать даже кандидату от оппозиционной партии, - высказал мнение Михаил Скворцов (фракция КПРФ). - Но им нужно дать шанс. Суть самовыдвижения заключается в социальной справедливости, в соблюдении конституционного права».

У Михаила Лихачева иное мнение. «Когда мы в свое время говорили об изменениях в законодательстве о выборах депутатов, где шла речь о списочном формировании Заксобрания, наши оппозиционно настроенные коллеги их тоже не поддерживали, - говорит Михаил Лихачев. - Сегодня мы приходим к принятию закона о выборах высшего должностного лица Кировской области, в котором уже не говорится о том, что оно избирается партиями. И что мы видим? Оппозиция делает акцент на самовыдвижении. Но я думаю, что оппозиция подвергла бы немалой критике и проект, предусматривающий самовыдвижение: вероятно, прозвучало бы заявление о том, что закон «затирает» политические партии. А ведь суть нынешней политической реформы в том, чтобы дать партиям больше возможностей для выдвижения. В федеральном законе и нашем региональном законопроекте, принятом в первом чтении, есть, например, такая норма: в партию может входить любой гражданин, даже не являющийся ее членом. Значит, любая партия станет выдвигать и поддерживать своих кандидатов на выборах губернатора. Как же иначе должна происходить политическая борьба? Я не против самовыдвижения, эта норма имеет право на существование, она даже предусмотрена в Федеральном законе о выборах президента России. Но давайте будем объективны: кто бы ни пришел к власти в нашем регионе, он будет связан с какой-либо партией и будет рассчитывать на ее поддержку».

Всего же между первым и вторым чтениями было предложено более 30 поправок. Наиболее существенная из них - повышение минимального процента подписей (муниципального ценза), которые необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата в губернаторы (с 5 до 6%). Логика этого решения в том, что с учетом сокращения количества муниципальных округов в Кировской области и депутатских корпусов муниципального уровня, ожидаемых к 2014 году, дополнительный 1% должен «выравнять» количество необходимых подписей в числовом выражении.

Кстати, интересно отметить: некоторые парламентарии считают, что до 2014 года в законе о выборах губернатора еще возможны изменения и поправки.

Владимир МЕЛЬНИК

«Вести. Киров», № 59 от 06.07.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 10.07.2012 08:14:36