Золотая водичка

13 июля 2012

Законодатели спасают вятскую глубинку от «обезвоживания»

В Кировской области (да и в других регионах страны) сложилась непростая для сельских местностей ситуация с водоснабжением из подземных скважин. Она возникла еще в 1992 году, с принятием Федерального закона «О недрах», который ввел обязательное лицензирование всех видов пользования недрами. А в 2010 году резко ужесточилась ответственность за нарушения при их использовании по всем видам полезных ископаемых, в том числе по подземным водам. Штрафы за использование скважин без лицензий поднялись до 1 миллиона рублей, причем это в равной мере коснулось как нефтяных и газовых, так и водозаборных скважин. При этом выполнение условий лицензирования для получения официального разрешения на добычу воды укладывается примерно в такую же, то есть миллионную, сумму. Но если организации, которые обслуживают крупные водозаборные станции, снабжающие водой города и большие предприятия, могут позволить себе такие затраты, то дела с одиночными скважинами, где объем добычи воды не превышает 500 кубометров в сутки, обстоят гораздо хуже.

  НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ

В Кировской области более 7500 водозаборных скважин, из них сегодня используются примерно 5500. Более 1500 скважин состоят на балансе предприятий, но только 579 действуют «на законных основаниях», то есть имеют лицензии в соответствии с законом «О недрах». Что же грозит владельцам остальных скважин?

- Большинство этих водозаборов построено еще в советские времена, до принятия закона «О недрах», - рассказывает заместитель председателя Законодательного собрания Кировской области Марина Созонтова. - Они являются главными объектами водоснабжения на селе и принадлежат обычно коммунальным службам при администрациях поселений или сельскохозяйственным предприятиям. Последние эксплуатируют такие скважины себе в убыток, не имеют возможности платить миллионные штрафы и отказываются нести такую социальную нагрузку. Муниципалитеты, в свою очередь, тоже не могут их принять на баланс, потому что не имеют средств на получение лицензии, так как сама эта процедура излишне сложна и очень дорога. Затраты на получение лицензий и выполнение лицензионных условий значительно превышают доходы от эксплуатации скважин. В расценки на водоснабжение включаются обычно лишь расходы на электроэнергию, а средства на ремонт оборудования и чистку скважин, как правило, население собирает самостоятельно. Водоснабжающие организации на селе почти не имеют доходов от добычи воды: они ограничены жесткими тарифами для населения и низкой платежеспособностью сельских жителей.

В 2010 году изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях уравняли практически все виды нарушений при пользовании недрами и поставили бедные сельские поселения на одну черту с нефте- и газодобывающими компаниями, извлекающими из своей деятельности существенную прибыль. Однако водозаборы, будучи объектами социального значения, не могут быть закрыты надзорными органами только по причине отсутствия лицензий. Поэтому большинство постановлений контролирующих служб бывают оспорены в суде и отменены им, и предприятия продолжают использовать скважины. Но все же постоянные судебные процессы создают напряженную обстановку и постоянное «чувство вины» у руководителей, что явно не способствует нормальной работе предприятий.

Таким образом, эта, казалось бы, небольшая проблема, которую нетрудно исправить, грозит обернуться потерей вятской глубинки.

  ПРОБИЛИ СТЕНУ...

Перед властью встали задачи, требующие незамедлительного решения: снизить суммы штрафов за отсутствие лицензий и упростить порядок лицензирования уже действующих одиночных скважин с водозабором до 500 кубометров в сутки, исключив из процедуры некоторые дорогостоящие положения (о подготовке проекта, об оборудовании и пр.).

Законодательное собрание Кировской области обратилось в Комитет по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы России. В конце июня в Москве состоялись парламентские слушания, посвященные вопросам совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами и вызвавшие большой общественный резонанс. В них участвовали не только депутаты Госдумы, чиновники правительства РФ, сотрудники министерств и ведомств, но и представители законодательной и исполнительной власти 63 (!) регионов России.

Марина Созонтова выступала с докладом сразу после руководителей Госдумы и министерств. Это было обусловлено исключительной важностью темы ее выступления, поскольку проблема водозаборных скважин стала острейшей для большинства регионов страны.

- Наше обращение было услышано, - говорит Марина Сергеевна. – В рекомендации, за которые единогласно проголосовали участники парламентских слушаний, внесен пункт о необходимости внесения изменений в Положение о лицензировании. Теперь рабочая группа Госдумы займется разработкой законопроекта об изменениях в закон «О недрах» и о порядке лицензирования скважин. В программу ее деятельности включена и наша информация, над которой изрядно поработали специалисты аппарата Заксобрания. Осенью, после парламентских каникул, рабочая группа проведет круглый стол по вопросам использования подземных вод. Таков итог трехлетнего «пробивания стены» со стороны нашего Заксобрания.

К этому следует добавить, что депутаты Законодательного собрания Кировской области на июньском пленарном заседании приняли постановление об обращении к премьер-министру РФ, в котором они просят принять меры для решения проблемы лицензирования и деятельности водозаборных скважин.

  КАЖДОМУ СВОЕ

Конечно, скважины, используемые для питьевого водоснабжения, должны быть лицензированы, - считает депутат Заксобрания Владимир Яговкин. - Но в то же время государство не должно перекладывать свои функции на субъекты водопользования. Если государство считает, что недра принадлежат ему, то это должно относиться и к водозаборным скважинам, в том числе к тем, которые сегодня не используются. Их нужно либо тампонировать, либо передавать на баланс муниципалитетов, но делать это следует на государственном уровне. Что касается штрафов за отсутствие лицензий, то я считаю, что они многократно завышены. Они не соответствуют размерам того потенциального вреда, который могут нанести природе предприятия водоснабжения. Поэтому обращение Заксобрания к премьер-министру очень важно, хотя мы с ним несколько опоздали. С ним нужно было выходить еще в 2010 году, когда были повышены штрафы.

Хочу остановиться и на таком нюансе: мы должны различать питьевую воду и воду, идущую на технические нужды. Коровам, например, не обязательно подавать артезианскую воду, им подойдет вода и с первого водоупорного горизонта, которую добывать проще и дешевле. А предлагать селянам переходить на безлицензионное пользование водой из неглубоких и незащищенных водоносных горизонтов некорректно и нецелесообразно, о чем говорится в нашем обращении. Хотя и этот вопрос имеет две стороны: все зависит от качества воды в каждом конкретном месте. Главное, чтобы жители всей Кировской области пили нормальную чистую воду.

  Владимир МЕЛЬНИК «Вести. Киров», № 61 от 13.07.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 16.07.2012 12:37:38

Последнее изменение: 16.07.2012 14:02:53