Как воды напиться и не разориться?

13 июля 2012

Как воды напиться и не разориться?

На июньском пленарном заседании областные парламентарии приняли обращение к Президенту РФ Владимиру Путину по решению проблемы пользования водозаборными скважинами. Депутаты решили поддержать российскую глубинку, ко всем проблемам которой может добавиться ещё одна - угроза остаться без воды УЖ слишком «золотой» она становится.

Недавние изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях воду из скважин приравняли к алмазным приискам, добыче нефти и газа, сделав тем самым и без того нелёгкую жизнь российской глубинки ещё более проблематичной. Уравняв все виды нарушений при пользовании природными недрами, закон поставил в один ряд крупные компании, добывающие прибыльные полезные ископаемые, с бедными сельскими поселениями, берущими подземные воды для потребностей местных жителей и не имеющими от этого никакого дохода.

Попытку образумить федеральные власти депутаты областного Законодательного собрания предпринимали ещё года три назад, предложив отменить лицензирование для одиночных скважин, действующих с советских времён, но не нашли понимания на высшем уровне. В этот раз их услышали. И, как подчеркнула вице-спикер ОЗС Марина Созонтова, выступившая на парламентских слушаниях в Государственной думе, посвящённых вопросам совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, это ещё раз доказывает, как труден иной раз путь к правильному решению.

По возвращении Марины Сергеевны из столицы журналист «Кировской правды» встретился с ней и попросил рассказать об итогах поездки.

- Марина Сергеевна, давайте начнём с истории вопроса. В чём суть проблемы?

- Она возникла ещё десять лет назад с принятием Федерального закона «О недрах», который ввёл обязательное лицензирование для всех видов недропользования, будь то газ, нефть или вода. Но большинство водозаборных скважин построились ещё в советские времена, а дорогая процедура лицензирования оказалась не по карману тем, у кого эти скважины числятся на балансе. Это в основном сельхозпредприятия, а то и администрации сельских поселений, где уже нет никакого производства. Они-то и оказались «в нарушителях». Им предъявляли штрафы за нарушение действующего законодательства, но они всё-таки выполняли необходимые работы по поддержке скважин в рабочем состоянии. Обострилась ситуация в марте 2010 года, когда значительно, до миллиона рублей, подняли штрафы за нелицензионное использование скважин. Причём всех, в том числе и водозаборных. Правда, суд за малозначительностью нарушения чаще всего отказывает в наложении штрафов. Но представьте - как это постоянно жить в ожидании очередной проверки и последующего наказания.

Специалисты провели анализ состояния водозаборных скважин в нашей области. Всего их более 7,5 тысячи, из которых используется только 5,5. Остальные две тысячи заброшенные и бесхозные. При этом выяснилось, что из используемых только около полутора тысяч находится на балансе предприятий, из них только 579 имеют лицензии и оборудованы в соответствии с предъявляемыми законом требованиями. Большинство - это сельские скважины с забором воды 500 кубометров в сутки. И если организации, обслуживающие крупные водозаборные станции, снабжающие водой города и предприятия, могут позволить себе такие затраты, то сельхозпредприятия эксплуатируют мелкие скважины себе в убыток, так как не могут оставить без воды оставшееся немногочисленное население, не имеют возможности ни платить миллионных штрафов, ни заниматься дорогостоящим обустройством. Они пытаются сбросить скважины на местные муниципалитеты, у которых тоже нет денег, чтобы справиться с лицензионным процессом. Штрафы, многократно превышающие доходы от добычи воды, ставят водоснабжающие организации на селе на грань банкротства.

- Ваши предложения?

- Если нельзя обойтись без лицензии, как нашим коллегам ответили три года назад, нынче мы предложили упростить саму процедуру лицензирования водозаборных скважин и снизить непомерное наказание. До решения вопроса наложить мораторий на предъявление штрафов. Ещё раз подчеркну, что речь идёт не о новых скважинах, а об уже действующих одиночных, мощностью до 500 кубометров в сутки, расположенных в малонаселённых пунктах.

Когда мы с такой инициативой вышли на Комитет по природным ресурсам Госдумы, предъявив всю досконально отработанную доказательную базу, его руководитель Владимир Кашин не только дал возможность выступить, но и по важности доклада назначил его шестым, хотя все докладчики были распределены в алфавитном порядке. Это поначалу вызвало некое недоумение - в слушаниях помимо депутатов Госдумы участвовали представители федерального правительства, обеих ветвей власти из 63 регионов, крупные нефтяники, золото- и алмазопромышленники, учёные. Но я с самого начала почувствовала поддержку зала, особенно своих коллег из регионов - эта проблема общая для всей страны, просто, как говорили в перерыве депутаты из российских регионов, не у всех ещё дошли до неё руки.

Хочу сказать, что на трибуне такого уровня выступление не построишь на эмоциях. Была проведена огромная работа специалистами областных и федеральных структур нашей области, собрана доказательная база, благодаря чему нас и услышали. Следует отметить работу аппарата ОЗС, в данном случае его специалиста, доктора наук Татьяну Мусихину, курирующую комитет по экологии. Она собирала информацию по водопользованию, систематизировала и анализировала её.

- Что дальше?

- Открывая заседание, Владимир Кашин заострил внимание на дефиците качественной питьевой воды и сказал, что осенью будет собран «круглый стол», где речь пойдёт конкретно о использовании подземных вод.

Что касается нашего вопроса, он внесён в рекомендации парламентских слушаний, что очень важно. Создана рабочая группа, которая займётся уже непосредственно разработкой законопроекта.

ДОСЛОВНО

Корове не обязательно пить артезианскую водичку

Валентин Яговкин, фракция «Единая Россия»:

- С одной стороны, это хорошо, что государство озаботилось состоянием скважин как источника воды, так как оно, особенно на селе, из рук вон плохое. Ситуацию знаю, так как долгое время руководил предприятием «Красногорский». Меры, прописанные законом, направлены на приведение скважин в порядок. Считаю, что неиспользованные должны быть за- тампонированы, чтобы исключить попадание в недра различного рода инфекций, а на действующие нужна лицензия.

Я, безусловно, поддерживаю коллег по ОЗС - необходим порядок мер, которые облегчили бы эту процедуру.

Но, с другой стороны, государство перекладывает свои основные функции на субъекты, пользующиеся скважинами. И это я считаю не совсем правильным. Если недра принадлежат государству, значит, и скважины, что остаются невостребованными, должны в государственном порядке либо затампонировать, либо передать на муниципальный баланс, что сейчас опять- таки является проблемой: кто будет финансировать этот процесс?

Что касается штрафов, они действительно многократно завышены - нет большого вреда, если предприятие пользуется безлицензионной скважиной. Известно, что есть куда более серьёзные источники загрязнения, к примеру, сточные воды. По этому факту штраф составляет 10 тысяч рублей, а за нелицензионную скважину без ограждения - от 300 тысяч до миллиона. Мы даже уже опаздываем. Эту проблему нужно было всерьёз поднимать сразу, как только вышли изменения Административного кодекса.

Думаю, что выступление на слушаниях и обращение к главе государства дадут свои результаты. Проблема для села архиважная, и её надо решать.

Государство уже сейчас подталкивает к тому, что руководители сельхозпредприятий использовали первый слой подземных вод, чтобы не лицензировать глубокие скважины. Объясню на примере своего предприятия. Всё скважины, что построили мы в последнее время - первого горизонта. А то, что вода должна различаться на питьевую и используемую для хозяйственных нужд, так той же корове не обязательно пить артезианскую водичку. Это и минимизирует финансовые затраты на бурение и эксплуатацию скважины.

Марина Стяжкина

«Кировская правда», № 77 от 13.07.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 20.07.2012 13:02:26

Последнее изменение: 20.07.2012 13:02:59