Кто получит льготу?

21 сентября 2012

На последнем заседании рабочей группы, обсуждавшей поправки к проекту областного закона «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков», ее участники не смогли прийти к общему мнению по самому главному вопросу. Депутаты Законодательного Собрания по-разному представляют положения будущего закона о том, какие именно предприятия или отрасли могут рассчитывать на предоставление пониженной налоговой ставки. К законопроекту, принятому в первом чтении в июле нынешнего года, парламентарии предложили четыре взаимоисключающих варианта важнейшей поправки.

Первая группа депутатов предложила расширить круг налогоплательщиков, претендующих на понижение налоговой ставки, и уменьшить соотношение новых объектов основных средств к налогооблагаемой прибыли с 50 до 30 процентов. Вторая группа настаивала на сужении круга таких претендентов, подразумевая, что в этом случае налоговая ставка понижается только для организаций, основные виды деятельности которых более чем на 70 процентов относятся к обрабатывающим производствам.

Депутат Дмитрий Русских внес на рассмотрение поправку, согласно которой налоговая ставка понижается только для организаций, основные виды деятельности которых относятся к обрабатывающим и перерабатывающим производствам. Наконец, депутат Владимир Бакин (председатель комитета ОЗС по бюджету и налогам) предложил вообще изменить подход к решению этого вопроса: понизить налоговую ставку для тех организаций, у которых отношение первоначальной стоимости новых, реконструированных и модернизированных объектов основных средств к налоговой базе по налогу на прибыль за прошедший налоговый период составляет 50 и более процентов.

ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРОЦЕНТЫ

Мнения депутатов сошлись в том, что рассматриваемый законопроект должен быть направлен на то, чтобы у предприятий был дополнительный стимул активно вкладывать собственные средства в реконструкцию и модернизацию.

- Перед нами не стоит задача поддержать предприятия; мы должны стимулировать их к расширению и модернизации производства, - высказал мнение депутат Юрий Исупов. – Выбрав «30-процентный сценарий», мы, по сути, станем дотировать предприятия. Мы не получим увеличения объемов инвестиций и потеряем некоторую сумму из бюджета. Поэтому я предлагаю сохранить 50-процентное соотношение.

- Я согласен с тем, что мы принимаем норму, которая должна привлечь инвестиции в реконструкцию и переоснащение производств, - заявил депутат Валерий Крепостнов. – Но объемы инвестиций индивидуальны для каждой отрасли, и жесткое 50-процентное ограничение станет большим препятствием к их увеличению. Я призываю коллег принять поправку о 30-процентном соотношении. Руководство любого предприятия должно принять решение: либо оно уже сегодня вкладывает серьезные инвестиции в реконструкцию действующего производства, либо оставляет его в состоянии застоя, ожидая появления законов, которые станут стимулировать эту реконструкцию. При этом все производства Кировской области сегодня требуют модернизации.

- Обновление производства – это процесс, имманентно присущий любому предприятию, и нет смысла его стимулировать, - возразил Юрий Исупов. – Исходя из этого, мы считаем, что 30-процентное соотношение характерно для естественного процесса воспроизводства (то есть обновления) основного капитала. А когда предприятие совершает «героический поступок» и выходит на показатель 50% по вложениям в основные фонды, то за это его и нужно стимулировать.

Валерий Крепостнов не согласился с этим утверждением, приведя еще один весомый довод:

- Предприятия Кировской области, которые за последние 15 лет провели модернизацию, можно сосчитать по пальцам. Да и это была не модернизация, а скорее создание новых производств. Не более десяти из трехсот пятидесяти прибыльных сельскохозяйственных предприятий области смогли достойно выдержать три последних пятилетки, а модернизацию надлежащим образом провели только пять. Поэтому нельзя говорить, что «30-процентный сценарий» является естественным для предприятий. Это тот уровень, которого на Вятке мало кому удается достичь.

СЕГОДНЯ ОДНИМ, ЗАВТРА ДРУГИМ?

Здесь необходимо сказать, что, согласно данным рабочей группы, льготу по налогу на прибыль по «50-процентному сценарию» могут получить чуть более трехсот из 10 тысяч предприятий региона (т.е. примерно 3%). При «30-процентном варианте» число таких предприятий будет в несколько раз больше.

Часть депутатов предложила принять обсуждаемое положение законопроекта в том виде, в каком оно принималось в первом чтении, то есть с «50-процентным сценарием», и апробировать его в течение налогового периода, а затем – по итогам – внести корректировки в закон. В этом есть резон: депутатский корпус несколько месяцев изучал и обсуждал законопроект – и, как уже было сказано, на июльском пленарном заседании он наконец-то был принят в первом чтении. Тогда же прозвучало предложение о том, что проект закона должна доработать рабочая группа.

Депутат Николай Киселев предложил перед внесением вопроса на обсуждение комитета по бюджету и налогам провести мониторинг по производственным отраслям и выяснить, сколько денег в каждой из них вкладывается в модернизацию производства. «Тогда мы, может быть, остановимся на 40-процентной отметке», - сказал депутат. Это предложение поддержал Юрий Исупов:

- К сожалению, мы до сих пор не имеем точной картины реального состояния основных средств по отраслям. Правительство области не дало им оценку. По единичным экспертным оценкам мы видим, что в наиболее плачевном состоянии у нас находится обрабатывающая отрасль. Наших бюджетных возможностей недостаточно, чтобы помочь всем. Чтобы потратить наши небольшие деньги максимально эффективно, нам нужно определить основное направление действий и дать стимул модернизации именно обрабатывающих производств.

- А разве строительная отрасль не требует модернизации? – возразил Валерий Крепостнов. – Разве мы уже каждого жителя Кировской области обеспечили жильем? Почему вы говорите об усечении списка претендентов на налоговую льготу, в то время как мы решаем вопрос об их стимулировании? Его нельзя решать по принципу «сегодня поможем одним, на следующий год – другим». Давайте через налоговый год попросим УФНС по Кировской области провести соответствующий анализ. Принять поправку в закон через год не составит труда. Я уверен, что в этом случае у нас не будет больших бюджетных потерь.

КОМУ И ЛАРЕК – ПРОИЗВОДСТВО

- Мы работаем над этим законопроектом около года, и мы опять уперлись в самый изначальный вопрос, - заявил руководитель рабочей группы, заместитель председателя Законодательного Собрания Николай Бусыгин. – Я считаю, что прежде всего мы должны получить все необходимые данные для того, чтобы принять правильное решение. Нужно изучить ситуацию во всех отраслях, и уже тогда выводить процент соотношения новых объектов основных средств к налогооблагаемой прибыли, необходимый для получения налоговой льготы. Я как хозяйственный руководитель знаю, что ее трудно получить даже при 30-процентном соотношении. В то же время мы с вами ответственны за то, чтобы экономика области имела возможность двигаться вперед.

При голосовании четверо депутатов высказались за 50-процентное соотношение и трое – за 30-процентное. Так что единого мнения достичь не удалось. Тем не менее, на рассмотрение профильного комитета будет вынесен вариант законопроекта с «50-процентным сценарием».

Что касается поправки о сужении круга претендентов на льготу до организаций, основные виды деятельности которых более чем на 70 процентов относятся к обрабатывающим производствам, то большинство депутатов высказалось против нее. Такая же судьба постигла поправку, предложенную Дмитрием Русских. За поправку Владимира Бакина депутаты не голосовали по причине отсутствия ее инициатора.

Главное то, что никто из депутатов не сомневается в необходимости поощрения предприятий на модернизацию производств. Ради наглядности депутат Крепостнов привел в пример ситуацию, возникающую в сфере бытового обслуживания населения. Ни один предприниматель в районе не станет покупать, например, профессиональное оборудование для ремонта обуви за 20 тысяч долларов, если он не будет иметь льгот при уплате налога на прибыль. Скорее всего, он просто откроет ларек и станет приколачивать набойки гвоздями. Точно так же без налоговых льгот не может обойтись предприятие, вкладывающее большие инвестиции в создание новых рабочих мест или увеличивая фонд заработной платы.

Есть еще одна интересная сторона вопроса. Предприятие, претендующее на упомянутую выше налоговую льготу, должно вести прозрачную налоговую политику, то есть быть добропорядочным налогоплательщиком. Это значит, что на предприятии не должно быть, например, «серых» зарплат.

Доработанный текст законопроекта будет вынесен на ближайшее заседание комитета по бюджету и налогам, а затем, 27 сентября, - на пленарное заседание Заксобрания для принятия в окончательном чтении.

Владимир МЕЛЬНИК

«Вести. Киров», № 84 от 21.09.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 25.09.2012 16:41:27

Последнее изменение: 25.09.2012 16:42:29