Народ и власть: проверяй, потом доверяй

28 сентября 2012

Федеральная власть пытается создать в России общественный контроль, который мог бы служить гражданскому обществу хорошим инструментом для защиты своих народных интересов во властных структурах. Чем обернется эта попытка – судить еще рано. Однако в регионах уже вовсю идет обсуждение проекта федерального закона «Об общественном контроле». Состоялось оно и на Вятке, за круглым столом, организованным Общественной палатой Кировской области. В нем участвовали и депутаты областного Законодательного Собрания.

«Кто тут на нас?!»

«Общественный контроль входит в число функций Общественной палаты Кировской области. Однако, во-первых, за всю историю ее существования не было ни одного случая, когда бы эта функция вполне осуществилась; во-вторых, независимый общественный контроль за деятельностью любого должностного лица должны осуществлять не только уполномоченные организации, но и простые граждане, причем на законных основаниях».

Таково одно из мнений участников «круглого стола». Между тем, когда дело касается фактов нарушения законности представителями власти, большинство людей не верит в свои возможности на что-либо повлиять. Как сказал депутат Заксобрания Виктор Женихов, «надо быть храбрым и отчаянным, чтобы противостоять этому беспределу». Он напомнил, что после распада СССР одним из первых президентских указов стал указ о ликвидации народного контроля. Это было сделано как раз для того, чтобы граждане не могли влиять на действия государственной власти.

- Сегодня, когда мы обсуждаем необходимость принятия закона об общественном контроле, мы должны вспомнить советский закон 1971 года «О народном контроле», проанализировать практику его применения и провести параллели, - считает Виктор Женихов. – Ведь, по сути, мы хотим возродить структуру, которая должна стать стержнем развития современного гражданского общества, но в более широких масштабах. Мы видим, что работы одних только правоохранительных органов нам явно недостаточно. Скажу более: в Кировской области указом губернатора от 16 июля 2010 года утвержден перечень органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля и надзора в соответствующих сферах деятельности. Таковых в перечне 17! И это – помимо силовых структур! Но порядка у нас от этого не прибавляется, жалоб до сих пор полно, и народ явно не удовлетворен деятельностью органов государственной власти. Поэтому закон нужно принимать. Я уверен, что он принесет нам пользу. Однако работать в общественном контроле смогут только храбрые и отчаянные люди, которые не побоятся говорить с чиновниками и олигархами. А пример того, что этот контроль нужен, у нас есть в областном департаменте природопользования и экологической безопасности. Недавно в селе Русском общественники нашли выброшенные термометры с пятью килограммами ртути и сообщили об этом куда следует.

«Будь проще – тебя поймут»

Сегодня многие с ностальгией вспоминают канувший в лету СССР с его народным контролем и говорят о том, что не надо было все в этой практике отрицать. Однако нередко звучит и такое мнение: в советское время народный контроль ничего не контролировал, и общественники на предприятиях и в учреждениях следили только за тем, чтобы работники не опаздывали на работу, не крали государственное имущество и не использовали материальные ресурсы в личных целях. Поэтому – видимо, в противовес подобному утверждению – многие эксперты сходятся в том, что нарождающийся институт общественного контроля (то есть практического влияния граждан на действия органов государственной власти) должен стать одним из главных инструментов участия общества в жизни государства.

Всем ясно, что доверие к власти напрямую зависит от степени удовлетворенности народа ее деятельностью. Стало быть, эта деятельность должна быть для общества понятной и прозрачной. Однако в законопроекте отсутствует такая важная часть, как критерии оценки результатов его реализации. Поэтому, по мнению экспертов, в него нужно ввести такое понятие, как «уровень социальной напряженности». Оно должно стать комплексной оценкой удовлетворенности населения деятельностью властей. В противном случае субъекты общественного контроля рискуют погрязнуть в разного рода слушаниях, обращениях и экспертизах.

Есть и такое мнение: общественный контроль должен быть не инструментом воздействия на общественные отношения, как это представлено в проекте закона, а результатом реального воздействия демократических институтов на общество, при котором общество стало бы адекватно реагировать на неправомерные действия власти. Некоторые участники «круглого стола» высказывались даже за то, чтобы отменить депутатскую и президентскую неприкосновенность, сделав всех равными перед законом. Следует заметить, кстати, что на депутатов Законодательного Собрания Кировской области неприкосновенность не распространяется.

Тем не менее, по оценке, данной большинством специалистов, федеральный законопроект, который должен регламентировать сферу общественной деятельности по контролю за властью, весьма далек от практики. Он декларирует саму идею, но прописан недостаточно четко и ясно для людей, не имеющих юридического образования, то есть для тех, для кого он предназначен. «Закон должен быть простым для восприятия, его нельзя перегружать понятиями, - заявил один из выступавших. – Кроме того, он не должен содержать положения о механизмах осуществления контроля».

Прямая речь. Депутат Владимир Яговкин.

Такой закон нам нужен!

- Я считаю, что нам нужен закон об общественном контроле, - заявил депутат Законодательного собрания Владимир Яговкин. – И не только федеральный, но и региональный. Конечно, перед его принятием нужно проанализировать ситуацию и понять, чего ждет народ от государства. Мы как депутаты Заксобрания делаем это уже сейчас – через свои общественные приемные, на встречах с избирателями – и тем самым выполняем функции общественных контролеров, так как выражаем интересы населения тех округов, от которых мы избирались. В вопросах общественного контроля мы, как представители народа во власти, должны быть в первых рядах.

Законодательство вообще должно отражать интересы субъектов всех уровней, вплоть до самых маленьких муниципальных образований, сельских поселений. Что касается обсуждаемого законопроекта, то я расцениваю его как осторожную попытку власти сделать шаг к демократизации общества. Власть видит недовольство общества и хочет, чтобы оно выливалось не в митинги и прочие открытые протестные мероприятия, а в более спокойную форму доведения до нее того, что беспокоит народ. Закон должен отражать интересы общества, хотя я согласен, что пока он действительно огромен и перегружен, во многом дублирует положения других законов. Говорят, что он не нужен власти. Но ведь его и придумала власть, а не общество! Если мы строим демократическое общество, значит, мы должны строить и гражданские отношения.

Владимир МЕЛЬНИК «Вести. Киров», № 86 от 28.09.2012 14:52:00

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 28.09.2012 14:54:28