2013: год высокого напряжения

2 ноября 2012

Плюсы и минусы оптимистического прогноза

На октябрьском пленарном заседании в центре внимания депутатов Законодательного Собрания Кировской области оказался, разумеется, проект областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов. По словам парламентариев и членов областного правительства, бюджет станет более сложным и напряженным, однако при этом сохранит и даже усилит свою социальную направленность.

Вынужденные меры

Незадолго до пленарного заседания проект бюджета был предметом подробного рассмотрения на депутатских и публичных слушаниях, а также на заседаниях всех комитетов Заксобрания. На этот раз глава департамента финансов Елена Ковалева сделала акцент на депутатских вопросах, ранее прозвучавших на заседаниях комитетов.

- Проект бюджета продолжает идеологию, заложенную в ныне действующем законе о бюджете, - заявила она. – В него внесены изменения в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства, учтены средства для реализации вновь принятых законов, проиндексированы социальные выплаты, предусмотрено повышение зарплаты некоторым категориям работников бюджетной сферы. В то же время нам пришлось ввести жесткую экономию по прочим статьям расходов. Мы пошли на вынужденную меру, отказавшись от строительства новых объектов (будут закончены лишь ранее начатые стройки) и объектов, возводимых в рамках государственно-частного партнерства.

В первом чтении депутаты утвердили основные характеристики бюджета, к которым относятся объем доходов, нормативы распределения доходов между бюджетами в Кировской области, общий объем расходов, дефицит бюджета и предельный объем государственного долга.

Доходы бюджета запланированы исходя из оптимистического сценария развития региона. План по доходам, в том числе по основным показателям (налог на прибыль, НДФЛ, налог по УСН), остается очень напряженным. Главное отличие бюджета-2013 состоит в том, что он структурирован в рамках 26 государственных программ. Их планируют принять по завершении всех обсуждений и после принятия закона о бюджете, то есть в декабре. По замыслу, госпрограммы нужны для того, чтобы увидеть, насколько эффективно тратятся региональные деньги. Анализ будет проведен по итогам первого года реализации программ.

Бюджет в трехлетней перспективе вновь не удалось сбалансировать, и его придется принимать с предельным дефицитом. В 2013 году он составит 4,4 миллиарда рублей. В качестве источника средств на его покрытие придется использовать кредитные ресурсы банков. Кроме того, в доход бюджета заведены кредиты федерального бюджета с более низким процентом, взимаемым за их обслуживание.

Кто окажется крайним?

- 2013 год будет очень сложным, - считает депутат Заксобрания Дмитрий Русских. – Поступление средств из федерального бюджета сокращается на два миллиарда рублей. Увеличение зарплат работников бюджетной сферы создаст нагрузку на бюджет еще в 1,8 миллиарда рублей. В этих условиях нужно говорить об эффективности расходования бюджетных средств и об ответственности власти за каждый рубль. Я сомневаюсь в том, что в 2013 году нам удастся увеличить доходную часть, так как доходы и без того завышены. Как известно, объемы производства в России снижаются, как и во многих других странах. Правда, этот спад еще не коснулся химической отрасли. Возможности малого и среднего бизнеса тоже на пределе, тем более что в Кировской области его не очень-то жалуют. Наконец, по моему мнению, в нашей исполнительной власти недостаточно грамотных кадров, которые могли бы двигать экономические процессы и вести линию по всем жизненно важным для области направлениям. Еще сложнее обстоит дело с расходами. В такие трудные годы законодательная и исполнительная власти могли бы ужаться до минимума в своих расходах, без которых можно обойтись в следующем году. Далее нужно проверить целесообразность и эффективность финансирования госпрограмм именно в 2013 году.

У меня вызывают сомнение и непонимание некоторые расходные статьи на общую сумму в полтора миллиарда рублей. Во-первых, на увеличение уставного капитала Кировской региональной ипотечной корпорации для помощи обманутым вкладчикам на 300 миллионов рублей. Это больше похоже на коммерческую сделку, чем на обязательство областного бюджета. Я считаю, что в данном случае население региона не должно нести ответственность за то, что несколько вкладчиков остались без жилья. Я предлагаю два пути решения проблемы: либо обратиться в федеральный центр (так как это федеральная программа), либо выдать муниципальную гарантию компании «КРИК» для получения кредита в банке.

Во-вторых, популярная нынче тема государственно-частного партнерства (ГЧП) касается, прежде всего, дорожного фонда, сумма которого составляет 728 миллионов рублей. Депутаты Заксобрания в недавнем прошлом занимались этим вопросом и высказали сомнения по поводу эффективности ГЧП: в последние годы в этой сфере конкурсы выигрывает государственная компания «Вятавтодор», так как создаются настолько большие лоты, что представители малого и среднего бизнеса не могут их получить. Однако мы встретили сопротивление областного правительства. Но ведь это неправильно, когда конкурс по ГЧП постоянно выигрывает одна государственная компания! Дробление крупных лотов на мелкие дало бы возможность работать малому и среднему бизнесу, оставляя немалую долю и «Вятавтодору». Примерно такая же ситуация складывается с ГЧП и в сфере ЖКХ. Сумма, выделенная на четыре котельные, составляет 616 миллионов рублей, плюс 117 миллионов на уплату процентов. Почему четыре котельные в двух районах объединили в один лот? Сумма залога составила 200 миллионов рублей. Это привело к тому, что в конкурсе победила компания из Петербурга. А если бы все котельные провели отдельными лотами, их цена была бы меньше, и в конкурсе победили бы, скорее всего, кировские компании. Когда мы сосчитаем все цифры, окажется, что нам хватило бы денег и на сельское хозяйство, и на помощь инвалидам. Раз уж нам избиратели доверили принимать и контролировать областной бюджет, давайте займемся делом, а не поиском врагов среди депутатов Заксобрания. А пока я только вижу, что крайними при экономии бюджетных средств могут стать инвалиды и почетные граждане.

Развитие против выживания

- Депутат Дмитрий Русских верно видит проблемы бюджета, - заявил заместитель председателя Заксобрания, лидер фракции ЛДПР Владислав Гукасов. – Это бюджет выживания, а не развития. В нем нет динамики роста, нет достаточного привлечения федеральных средств на целевые программы. Наша фракция голосует против такого бюджета.

- Фракция КПРФ также не может поддержать приятие этого бюджета по ряду причин, - сказал руководитель фракции, председатель комитета по энергетике, ЖКК, строительству, транспорту и связи Виктор Женихов. – Мы видим отсутствие контроля со стороны правительства над использованием государственного имущества и над деятельностью предприятий, акции которых принадлежат правительству. Государственные программы, положенные в основу бюджета, не утверждены. Наконец, перенесено начало действия ранее принятых нами двух законов социальной направленности, касающихся выплат инвалидам и заслуженным работникам.

- На заседаниях комитетов мы высказывали много вопросов и предложений, - сказал депутат Константин Мошуренко, руководитель фракции «Справедливая Россия». – Наше главное пожелание областному правительству – учитывать в бюджете большее развитие экономики, несмотря на справедливые утверждения о том, что у бюджета есть социальные обязательства. Но, учитывая обещание правительства найти средства для поддержки хотя бы аграрного сектора, наша фракция решила поддержать принятие бюджета.

Заместитель председателя областного правительства Александр Галицких заметил по этому поводу, что развитие агропромышленного комплекса Кировской области и его нормальное функционирование остаются одним из приоритетов в работе правительства. «В 2012 году сложилась трудная ситуация, - сказал он. – Но, как известно, в декабре мы станем обсуждать поправку, в числе прочего касающуюся экономии бюджетных средств. Губернатор дал поручение департаменту финансов в случае экономии направить средства на развитие АПК.

Что касается бюджета-2013, то я назвал бы его «сверхсоциальным» - по огромному количеству социальных обязательств и по реализации задач, поставленных федеральным центром (в частности, по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы). Да, бюджет будет напряженным, но в ходе его исполнения, при любых положительных подвижках, мы станем возвращаться к вопросам поддержки АПК».

Итог дискуссии подвел председатель комитета ОЗС по бюджету и налогам Владимир Бакин:

- Я не могу ограничиться стандартной фразой о том, что профильный комитет рекомендует Заксобранию принять законопроект о бюджете в первом чтении и продолжить работу над ним. Я призываю депутатов не расслабляться в тот месячный период, который остался до второго чтения. То, что мы сегодня услышали от депутатов и членов правительства, требует вдумчивой работы с госпрограммами, с расходными статьями и, главное, с доходными статьями. А нашим депутатам Госдумы хочу сказать, что принимаемые в ней законы не позволяют нам широко шагать: каждый год мы получаем все меньше средств из федерального центра. Давайте включать в повестки заседаний Заксобрания отчетов депутатов Госдумы о том, что они сделали для экономики Кировской области. Очень легко с трибуны говорить, что все у нас отвратительно!

В итоге за принятие проекта бюджета в первом чтении проголосовали 39 депутатов, против – 8, и еще пятеро воздержались.

Владимир МЕЛЬНИК

«Вести. Киров», № 98 от 02.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 06.11.2012 13:24:15

Последнее изменение: 06.11.2012 13:24:35