А есть ли партнер?

16 ноября 2012

В Законодательном собрании обсудили поправки в областной закон о государственно-частном партнерстве

Неутешительные выводы относительно результатов государственно-частного партнерства в области дорожного строительства, сделанные областной Контрольно-счетной палатой (КСП), послужили основой для внесения поправок в областной закон и проведения в Заксобрании круглого стола с приглашением чиновников правительства области, областных депутатов, представителей КСП и иных заинтересованных сторон.

По сведениям КСП, в 2011 г. на ремонт областных дорог было направлено 1 261,7 миллиона рублей. На эти деньги было построено 1,564 км дорожного полотна и отремонтировано 94,4 км. При этом отмечается, что освоенная сумма составляет только 26% от потребности.

Учитывая такое положение, предложенный в свое время губернатором области Никитой Белых проект государственно-частного партнерства (ГЧП) стал одним из способов решения проблемы. К сожалению, двухгодичная практика использования ГЧП в сфере дорожного строительства показала, что эта форма далека от совершенства. КОГП «Вятавтодор», являющееся единственным партнером правительства в этой области, в связи с отсутствием конкуренции и в силу своего юридического статуса к своим обязанностям относится не всегда добросовестно. КСП отмечает, что из 25 объектов в 2011 году, за которые брался «Вятавтодор», только восемь своевременно были введены в эксплуатацию. При этом областное правительство перечислило дорожникам 30,3 млн. рублей за работы, которые даже не были сделаны.

КСП считает, что проблема не только в самом «Вятавтодоре». Нужно менять областной закон о государственно-частном партнерстве. Их предложение, направленное областным парламентариям, касается исключения из текста нормативного документа такой формы ГЧП как «договор подряда или государственный контракт с частным партнером».

Напомним, что областным законом предусмотрено три вида ГЧП (помимо договора подряда, предусматриваются еще концессия и инвестиционное соглашение). Из них реально в нашей области используется только одна. Также следует указать, что договор подряда в качестве варианта ГЧП присутствует в законодательстве только двух субъектов РФ – Кировской области и Республики Мари-Эл.

На обсуждении предложений по изменению положения о ГЧП депутат Заксобрания Андрей Исупов отметил, что у нас понятие «государственно-частного партнерства» утратило свой истинный смысл. Партнерства как такового нет, а есть лишь получение «Вятавтором» областных средств в обход 94-го федерального закона. Напомним, что федеральный закон № 94-фз определяет конкурсный порядок заключения контрактов с использованием бюджетных средств.

С тем, что нынешний закон о ГЧП несовершенен, согласен и руководитель УФАС Артем Молчанов. Более того, антимонопольщик считает, что такое партнерство вообще не нужно, т. к. ограничивает конкуренцию. Для нормального функционирования системы государственных контрактов вполне достаточно 94-го закона, считает Артем Владимирович.

Единственным человеком, который до конца остался верен букве существующего областного закона о ГЧП и уверен в его эффективности, был глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских. Впрочем, какие бы правки в областной закон ни были внесены, все они в ближайшем будущем могут оказаться бесполезными. Начальник отдела инвестиционной и инновационной политики областного департамента экономического развития Владимир Кирилловых озвучил информацию, что на федеральном уровне разработан новый закон о ГЧП (ранее такого акта не было вообще, и регионы принимали свои законодательные акты самостоятельно). Текст закона уже поступил в областное правительство, и чиновники ведут работу по замечаниям и предложениям в него.

Сергей Смолин

«Вятский наблюдатель», № 46 от 16.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.11.2012 07:27:05

Последнее изменение: 19.11.2012 07:54:27