Владимир Бакин: «Наш бюджет – это искусство возможного»

16 ноября 2012

В кулуарах власти продолжается бюджетный марафон, который начался еще в июне, когда Правительство Кировской области начало работу над проектом бюджета-2013.

Уже остались позади общественные и депутатские слушания, заседания комитетов и фракций; наконец, пленарное заседание Заксобрания, на котором депутаты приняли в первом чтении основные параметры бюджета. И вот началась завершающая стадия – оформление поправок к статьям доходов и расходов. На ноябрьское заседание Заксобрания закон о бюджете вносится на рассмотрение депутатов во втором, окончательном чтении.

Буквально за две недели до этого мы встретились с председателем комитета Заксобрания по бюджету и налогам Владимиром Бакиным, чтобы поговорить о том, каким видят депутаты этот важнейший финансовый закон области.

«Перебор» опасен

- Владимир Гаврилович, страсти вокруг бюджета разгораются в Заксобрании каждый год. В чем причина? Неужели каждый последующий бюджет радикально отличается от предыдущего?

- Мы не можем привнести в бюджет ничего принципиально нового, так как все наши действия определены в основном двумя документами: Законом «О бюджетном процессе в Кировской области» и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Мы не имеем права делать большие шаги влево-вправо. Разве что вперед – увеличивая доходную часть, и на этой основе повышая расходы.

- Значит, нельзя сказать, что каждый год бюджет верстается с чистого листа?

- Нет, основа сохраняется. Но каждый год в названных выше законах появляются поправки, например, по ставкам налогов. Меняется распределение средств между федеральным центром и регионами, в связи с чем либо появляются дополнительные доходы, либо они сокращаются. Поэтому формирование бюджета на каждый год если не новая страница, то несколько новых «подстраничек». Вот и в нынешнем году мы формируем бюджет в изменившихся условиях.

- И что же нынче изменилось?

- Увеличились ставки акцизов на бензин, дизельное топливо, пиво и крепкие алкогольные напитки. Изменились условия перераспределения налогов между федеральным и региональным бюджетами. Казалось бы, это направлено на увеличение налоговой базы. Однако это еще не значит, что абсолютная цифра поступлений увеличится ровно настолько, насколько возросли акцизы. Прямой зависимости здесь не бывает. Ведь необходимо еще сохранить рынок реализации продукции. Поэтому повышение ставки акциза очень опасно: если с нею «перебрать», то объемы реализации сократятся, и в абсолютных цифрах мы получим совсем не то, что ожидали.

- Кто утверждает ставки налогов?

- Они утверждаются на федеральном уровне. И это правильно. Отдельно взятый субъект Федерации не должен принимать собственные налоговые законы. Хотя у власти на местах есть право устанавливать некоторые ставки по местным платежам, но в общем объеме это очень незначительная часть.

«Выживание» осталось в прошлом

- Давайте поговорим об особенностях программного подхода к формированию бюджета.

- Сегодня у нас расходная часть почти на 95 процентов запроектирована и принята в первом чтении с условием утверждения госпрограмм. Всего их 26 по всем бюджетным направлениям: по здравоохранению, культуре, образованию, социальному обеспечению, ЖКХ и так далее. В этих программах определены конкретные объекты, которые мы – при условии принятия бюджета – будем обязаны профинансировать в тех объемах, какие будут утверждены в бюджете.

- Насколько оправдан такой переход? Повысит ли он эффективность бюджетных вложений?

- Эффективность вложений достигается при правильном распределении и расходовании средств. Поэтому всегда, когда утверждается бюджет, в Заксобрании идут разговоры о том, как при его дефиците (а мы не первый год принимаем дефицитный бюджет) не разбрасываться средствами на выполнение неких желаний, которые ничем не оправданы. Об эффективности госпрограмм мы будем рассуждать тогда, когда будут достигнуты положительные социальные и экономические результаты.

- Однако не все депутаты проголосовали за принятие проекта бюджета в первом чтении.

- Представители фракций, голосовавших против, говорили, что это бюджет не развития, а выживания. Но не надо забывать, что мы не так давно пережили такой период, когда денег не хватало ни на что. А сегодня планируем не только социальные выплаты и повышение зарплат бюджетникам, но и выделение средств на строительство детских садов, школ и новых дорог. О каком «выживании» идет речь? Да, мы движемся не такими темпами, какими хотелось бы. Но мы справляемся с теми задачами, которые нам по плечу.

- Чем нужно заниматься в первую очередь?

- Расширять базу, за счет которой наполняется бюджет. То есть поднимать экономику, в том числе агропромышленную отрасль, которая оказалась в трудном положении. Здесь я согласен с утверждением наших оппонентов.

Быть наравне со всеми

- Из уст депутатов и членов областного Правительства неоднократно звучали слова о том, что наш бюджет год от года приобретает все большую социальную направленность.

- Приоритеты у нас остаются прежними. Социальная направленность бюджета декларирована как на федеральном, так и на областном уровне. Задание по увеличению зарплаты бюджетникам подтверждено расходными статьями, и это, наверное, важнейшая особенность принимаемого бюджета. По уровню обеспеченности населения мы находимся ниже, чем мегаполисы, но и потребности у нас ниже. Конечно, это плохо. Нужно стремиться к тому, чтобы мы ощущали себя наравне со всеми.

- А как быть с сокращением расходов, скажем, на здравоохранение?

- Это означает лишь то, что в 2012 году заканчивается федеральная программа по модернизации отрасли. Но расходы на здравоохранение не сокращаются. Не надо смотреть только на общие цифры. Надо всегда видеть фактуру.

- Хорошо. Но для сельского хозяйства 2013 год уж точно будет трудным.

- Это так. Мы сократили объемы товарного производства в аграрном секторе из-за потерь в растениеводстве – мы недобрали 200 тысяч тонн зерна. Значит, выручки у хозяйств будет меньше. При этом цены на топливо растут. К тому же мы вступили в ВТО, и нашему агропромышленному комплексу предстоит конкурировать с АПК развитых западных государств. Я не уверен в том, что мы выдержим эту конкуренцию без государственной помощи. Если говорить о развитии этой отрасли, то оно возможно только при привлечении кредитных ресурсов, которые бы субсидировались государством. Это направление проверено мировой практикой.

- А как с развитием промышленности?

- В государственных программах в первую очередь нужно рассматривать увеличение налогооблагаемой базы. А ее сегодня на 80 процентов представляют различные отрасли промышленности. Поэтому государство должно участвовать в поддержке промышленности. Это может быть не только финансовая поддержка, но и, например, поддержка в форме привлечения кредитов под государственные гарантии.

Сделай бюджет!

- Владимир Гаврилович, изменяется ли сегодня роль депутатов в бюджетном процессе?

- Закон становится нормативным актом после принятия его Законодательным Собранием. Пока закон не принят – это просто бумага. В этом состоит главная роль депутатов, и она неизменна. Поэтому голосовать надо сознательно, так, чтобы было понятно, куда уходит каждый рубль. Оттого, кстати, и бюджетные поправки формируются очень нелегко. Вообще, наш бюджет – это искусство возможного. И я очень надеюсь на то, что 29 ноября на пленарном заседании мы сознательно примем закон о бюджете во втором чтении.

- Что произойдет, если по какой-либо причине закон не будет принят?

- Без закона о бюджете резко изменятся условия финансирования, приток федеральных денег будет крайне затруднен, так как нигде не будут прописаны статьи расхода этих денег. Мы ведь не являемся самодостаточным регионом и получаем значительные средства из федерального центра. Я уже говорил депутатам: если не хотите голосовать – дайте свои предложения, сделайте бюджет таким, каким вы его видите. Когда выходите критиковать, скажите конкретно, что сделано неправильно. И не нужно заявлять: хочу, чтобы в таком-то городе сделали дорогу или построили котельную. Дело в том, что каждый депутат Заксобрания имеет территориальную принадлежность, будучи избранным населением какого-либо района. Понятно, что он старается защитить интересы этой территории, и не всегда правильными способами.

Владимир МЕЛЬНИК

«Вести. Киров», № 102 от 16.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.11.2012 08:19:37