Когда собственность карман тянет

23 ноября 2012

Комитет по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи ОЗС провёл выездное совещание в Советском районе, руководство которого обратилось к парламентариям с просьбой посодействовать в решении проблем, связанных с дорожной инфраструктурой.

Подобные выездные совещания для нынешнего депутатского корпуса уже привычный формат работы. Это и возможность обменяться опытом, посмотреть в деле результаты целевых программ и при необходимости подкорректировать их. На месте все существующие проблемы видятся иначе, чем из городского кабинета. Отсюда и подход к их решению более взвешенный.

Взять тот же Советский район, где при всей его инвестиционной привлекательности долгие годы остаются нерешёнными вопросы по двум дорожным участкам, каждый немногим более трёх километров, и строительству моста через реку Немду. Даже такому крепкому району справиться с ними в одиночку не под силу, поэтому местная власть надеется на понимание и содействие областных депутатов.

Замкнутый круг

Общая протяжённость Советских «городских дорог» - 72 километра. Содержать их в приличном состоянии накладно даже такому бездотационному бюджету, который тратит на эти цели ежегодно практически четверть своих собственных доходов. Слабо выручает и областная субсидия, выделяемая на ремонт особо проблемных участков. Но, как говорится, от своего не отмашешься. Другое дело, когда город вынужден содержать участок дороги, по которому идёт транзитный большегруз, разбивающий полотно. Это три с половиной километра по улице Строителей, переходящей с одной стороны в Советский тракт, а с другой - в региональную трассу Киров - Яранск. Поэтому вполне логично восемь лет назад, когда вышло постановление правительства области о передаче в областную собственность автомобильных дорог общего пользования, встал вопрос о смене хозяина этих километров. Они даже были включены в перечень дорог, у которых меняется собственник. Но дело до сих пор не решено, и этот небольшой участок стал настоящей головной болью для местных властей. Судите сами, по составленной ещё в 2009 году смете на его капитальный ремонт требовалось 15 млн 713 тысяч рублей. Весь же городской бюджет насчитывает чуть более 20 миллионов.

Райпрокуратура не раз подавала в суд иски с требованием к городу привести дорогу в состояние, соответствующее ГОСТу. Местные власти в свою очередь не раз обращались за помощью в департамент дорожного строительства, который помогал субсидиями. Но эти разовые меры, по словам главы городского поселения Татьяны Кулькиной, позволяют снять напряжение лишь на один сезон. Сейчас дорога подремонтирована, но весной и летом, как пояснила Татьяна Максимовна, эти три с половиной километра становятся и вовсе непроезжими, создавая постоянную угрозу безопасности движения. К примеру, автобус городского маршрута, рискуя пассажирами, вынужден зачастую выезжать на встречную полосу движения.

Администрация подготовила все необходимые документы на смену собственника и передала их в прошлом году в департамент дорожного хозяйства. А чтобы подкрепить необходимость передачи наглядными цифрами, в течение февраля сотрудники районного отделения ГИБДД с помощью аппаратно-программного комплекса «Сова-2» изучали интенсивность транспортного потока на этом участке дороги. Оказалось, что ежесуточно по нему проходят десятки тысяч машин, из них меньше половины имеют местную регистрацию. Кроме того, 48% проезжающего транспорта является большегрузным, весом свыше 13 тонн, который и разрушает дорогу. Причём эти машины идут по улице Строителей круглогодично, объездного пути для них нет.

Кроме того, городским властям приходится постоянно возмещать иски, предъявляемые автовладельцами на возмещение стоимости ремонта «убитых» на этой дороге машин.

«И мы никак не можем выбраться из этого замкнутого круга», - сокрушается Татьяна Максимовна.

Позицию департамента дорожного хозяйства и строительства изложил начальник отдела Юрий Шевелёв. Наверху признают серьёзность ущерба, наносимого дороге транзитным большегрузом, помогают финансово, но кардинально решить проблему пока не берутся.

Депутаты чётко и единодушно высказались за необходимость принятия этих трёх с половиной километров городской дороги на баланс области, так как городу содержать разбиваемую «КамАЗами» и прочими «тяжеловесами» дорогу не по силам. Как подчеркнул председатель комитета Виктор Женихов, куда экономичнее было бы приплюсовать к трём тысячам областных километров ещё три с половиной и вести единое хозяйство, чем ежегодно выделять деньги на содержание многочисленных мелких участков.

Была высказана мысль о необходимости решать эту проблему в комплексе, так как подобные участки раскиданы по всей области. Но тем не менее приоритет в этом деле решили оставить за Советском. А заместитель спикера ОЗС Николай Бусыгин подчеркнул, что в департаменте должно быть видение этой проблемы хотя бы на ближайшие пять лет.

В итоге приняли решение обратиться в правительство области с просьбой рассмотреть возможность принятия в свою собственность участка дороги по улице Строителей с дальнейшей проработкой этого вопроса по другим районам.

Второй проблемный участок дороги в 3,3 километра находится на подъезде к Чимбулатскому карьеру, щебнем которого пользуются практически все соседние регионы. До начала нынешнего года подъездные километры принадлежали области, но затем статус этой дороги изменился: подъезд предложили взять на свой баланс администрации района. Однако местное руководство с таким поворотом дел не согласилось, так как отрезок дороги находился в неисправном состоянии. По смете, чтобы привести его в норму, требуется 14 млн 650 тысяч рублей. Поэтому хозяина у этих километров нет до сих пор. Сейчас прокуратура Советского района обязывает районную администрацию признать собственность в принудительном порядке.

Вопрос бы не стоял так остро, не будь дорога совершенно разбитой.

«Мы понимаем, что денег в области нет. Но, если по ней вывозится груз для всей области, должны же быть какие-то исключения. Нельзя списывать областную проблему на плечи муниципалитета», - считает Анатолий Маликов, депутат ОЗС по Советскому избирательному округу.

Предлагались разные варианты решения вопроса. Единственно верным депутаты посчитали передачу отрезка в собственность муниципалитета, но только после его капитального ремонта за счёт областного бюджета.

Как выяснилось в ходе разговора, передавать-то, собственно, пока и нечего, так как этот участок дороги не числится ни в одних документах. Поэтому депутаты намерены рекомендовать региональному правительству подготовить необходимую документацию по передаче 3,3 километра в муниципальную собственность и привести их в соответствие с техническими нормами.

Дорогая «времянка»

Нужно ли менять временную переправу через реку Немду, разделяющую Родыгинское сельское поселение, на постоянную, депутаты начали обсуждать уже на берегу. Ежегодно в период паводка временный мост на деревянных сваях разбирается и два месяца в году практически 900 жителей левобережья остаются отрезанными от большой земли. Есть, правда, объездная дорога в сорок километров, но это слишком длинный путь при экстренных случаях. К примеру, недавно, так и не дождавшись пожарной машины, добирающейся в объезд, полностью выгорела деревня Журавли.

Стационарный мост необходим и для развития экономики района - в заречной части находятся сельхозпредприятия, которые ежегодно в период половодья терпят немалые убытки. Кроме того, земли за рекой крайне привлекательны для застройщика. Их можно без ущерба сельхозугодиям отдать под индивидуальное строительство, в том числе и многодетным семьям. Да и для районного бюджета «времянка» за все эти годы стала «золотой».

Депутаты предложили районным властям сразу «замахнуться» на строительство капитального моста, чтобы больше не возвращаться к этой теме. Правда, в этом случае цена вопроса потянет за собой и драгоценное время.

Обсуждение продолжили уже непосредственно на заседании комитета.

«Строить нужно. И не дёшево, а качественно. Один раз и надолго, так как район перспективный», - подчеркнул Виктор Женихов. Правда, в область нужно предоставить убедительное обоснование, так как строительство мостов актуально не только для Советского района.

Депутаты говорили и о том, что увеличивать налогооблагаемую базу муниципалитетов становится не выгодно, так как деньги уходят в область. А на них можно было бы решать свои местные проблемы, в том числе и по дорожной инфраструктуре.

Марина СТЯЖКИНА

«Кировская правда», № 133 от 23.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 26.11.2012 13:35:35

Последнее изменение: 26.11.2012 13:50:04