Не все дороги ведут в Советск…

23 ноября 2012

Советский район среди прочих муниципальных районов Юго-Западного округа Кировской области выделяется довольно высоким уровнем социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности. Однако в районе есть серьезные проблемы, мешающие ему двигаться вперед, и одна из главных – проблема дорожной инфраструктуры. Ее особенность состоит в том, что власти Советска и Советского района никак не могут договориться с областным Правительством о ее решении. И потому депутаты областного Законодательного Собрания, представляющие комитет по энергетике, ЖКК, строительству, транспорту и связи, решили провести свое выездное заседание именно в этом райцентре – чтобы увидеть проблему на месте и понять, чего же хотят местные власти от областных.

Ни проехать, ни объехать

Вопрос о передаче участка дороги, проходящей по улице Строителей в Советске, в собственность Кировской области решается с 2006 года. В 2007 году возникли проблемы с формированием документов (в частности, с межеванием земельного участка), так как дорога в то время принадлежала не городу, а району. В 2008-м участок дороги перешел в собственность Советского городского поселения.

- Содержание и ремонт этой дороги легли тяжким бременем на наш городской бюджет, который сегодня является бездотационным, - заявила депутатам Заксобрания глава города Татьяна Кульпина. – Его собственные доходы к настоящему моменту едва превышают 23 миллиона рублей. Из них 3 миллиона мы потратили на ремонт городских дорог, и еще 2 миллиона – на их содержание. Правда, на ремонт улицы Строителей мы получили субсидию из областного бюджета – 800 тысяч рублей. Но столь малая сумма не позволяет содержать этот участок дороги в соответствии с нормативами. По этому поводу мы уже неоднократно судились с прокуратурой. Последняя, разумеется, выигрывала в суде и требовала привести дорогу в должное состояние. Каждый раз мы обращались в областной департамент дорожного хозяйства и получали небольшие субсидии, которые позволяли лишь частично решать проблему в текущем сезоне. По смете, составленной в 2009 году, капитальный ремонт участка стоит 15 миллионов рублей. Эта сумма нам не по силам, даже с учетом областных субсидий. Бессмысленно спорить с тем, что проезжая часть улицы Строителей является частью региональной дороги: по ней проходит не столько городской, сколько региональный транспорт, в том числе большегрузный, разрушающий покрытие. В 2011 году мы направили в департамент дорожного хозяйства все документы, необходимые для передачи участка дороги в областную собственность. Но ситуация пока не меняется.

Позиция областного Правительства сегодня такова: решение вопроса о принятии дороги в региональную собственность отложить, но при этом в 2013 году оказать финансовую поддержку в виде субсидии муниципальному образованию (примерно 6 миллионов рублей).

- Этот участок транзитной дороги не объедешь стороной, - высказал свое мнение по этому вопросу заместитель председателя Заксобрания Николай Бусыгин. – И когда транзитные водители трясутся на колдобинах, они поминают недобрым словом не городскую, а областную власть. У нас в областной собственности находятся три тысячи километров дорог. Что нам мешает добавить к ним 3,5 километра дороги через Советск?

- По этой дороге идет такой интенсивный транспортный поток, что она не может его выдержать ни при каких текущих ремонтах, - считает депутат Багама Джамалутдинов. – И муниципалитет «не потянет» ее – даже при субсидировании из областного бюджета.

Нужно передать ее в областную собственность и провести капитальный ремонт.

- Зимнее содержание дороги при этом тоже станет выгоднее, - продолжил мысль председатель профильного комитета Заксобрания Виктор Женихов. – Получается, что «областная» техника убирает снег до въезда в Советск, затем вхолостую проезжает через город и на выезде продолжает работу. А потом муниципалитет должен выгонять на этот участок свою технику. Это нерационально. К тому же какая разница, будет ли областной бюджет выделять субсидию муниципалитету, или станет сам ремонтировать и содержать ее? Давайте все приведем к одному знаменателю.

В итоге депутаты приняли решение: рекомендовать Правительству области рассмотреть возможность принятия упомянутого выше участка дороги в областную собственность.

«Принять нельзя оставить»

Похожая ситуация сложилась и вокруг бесхозного подъезда к Чимбулатскому карьеру. Как сообщил депутатам глава администрации Советского района Сергей Кошкин, до 1 января 2012 года этот участок дороги находился на балансе дорожного комитета Кировской области, и его обслуживал «Вятавтодор». Впоследствии его предложили принять на баланс администрации района. «Мы не согласились, так как этот участок пришел в ненормативное состояние, - заявил Сергей Кошкин. – По смете на 1 февраля 2012 года на приведение его в нормативное состояние нужно потратить около 15 миллионов рублей. У района нет таких денег. Поэтому мы не подписали акт приема-передачи. Тогда прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением о понуждении муниципалитета к принятию дороги в собственность».

Спорный участок дороги длиной чуть более трех километров отделен от райцентра 28 километрами региональной трассы. К тому же им пользуются предприятия Кировской области и еще шести соседних регионов для вывоза щебня, добываемого в Чимбулатском карьере. Поэтому в администрации района принятие его на баланс считают вообще нелогичным и нецелесообразным шагом. Сергей Кошкин предложил три варианта решения вопроса: либо вернуть участок в областную собственность, либо включить его в уставной капитал акционерного общества «Чимбулатский карьер» (100 процентов акций которого принадлежат Правительству области), либо передать в муниципальную собственность с финансовым сопровождением.

- В любом случае область должна выделить району деньги на то, чтобы привести эту дорогу в соответствие нормативам, - утверждает депутат Заксобрания Анатолий Маликов. – Если администрация района примет ее на баланс в нынешнем состоянии, ей не избежать судов с прокуратурой. Нельзя сбрасывать областную проблему на муниципалитет, у которого и без того денег не хватает.

Члены профильного комитета Заксобрания приняли решение: рекомендовать Правительству области привести участок подъездной дороги к Чимбулатскому карьеру в нормативное техническое состояние и подготовить документацию, необходимую для передачи упомянутого участка в муниципальную собственность Советского района.

Покажи, на что способен

Родыгинское сельское поселение – одно из крупнейших в Советском районе, его население составляет 3500 человек. Его главная проблема состоит в том, что оно отделено от основной территории Советска рекой Немдой, переезд через которую возможен только по временной мостовой переправе. Два месяца в году – в период половодья – эта переправа отсутствует, и жители заречной части вынуждены добираться до города либо в лодках, либо по 40-километровой объездной дороге. По словам заместителя главы администрации Советского района по жизнеобеспечению и управлению имуществом Владимира Ошуева, в период половодья население не имеет возможности получать медицинскую помощь и помощь спасателей в случае пожара. Агропромышленные предприятия, земли которых находятся за Немдой, несут миллионные затраты на перевозку мяса, молока и посевных материалов. В то же время администрация района вынуждена ежегодно выделять 500 тысяч рублей на строительство и разбор временной переправы. Кроме того, из-за отсутствия моста в заречной части пустуют примерно 500 гектаров земли, пригодной для индивидуального жилищного строительства.

- Конечно, прежде всего здесь нужен экономический расчет: какую выгоду принесет мост через Немду, если он будет построен, - говорит Николай Бусыгин. – Но я думаю, что он даст толчок развитию экономики района. А временная переправа за десятки лет, пожалуй, стала золотой. И еще, конечно же, мы должны обеспечить гражданам равнодоступные жизненные условия.

- Если уж строить мост – то надежный и высококачественный, - утверждает Виктор Женихов. – Я думаю, что капитальный автомобильный мост окупится, так как Советский район относится к перспективным.

В настоящий момент решение вопроса о строительстве моста упирается в его стоимость (в зависимости от конструкции) и условия софинансирования, на которых район и область станут участвовать в реализации проекта.

- Район должен показать, на что он способен: ему нужно иметь хорошую программу экономического развития и увеличения доходной базы, - считает Анатолий Маликов. – Тогда он сможет претендовать на реализацию этого проекта.

Депутаты Заксобрания решили попросить Правительство области рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований на проектирование и строительство моста через Немду. А администрации Советского района рекомендовали детально и убедительно обосновать свои предложения по выделению бюджетных средств на проектирование и строительство упомянутого объекта.

Владимир МЕЛЬНИК

«Вести. Киров», № 104 от 23.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 26.11.2012 14:49:19