На пути создания финансового контроля

6 июля 2006

Контрольных органов у нас хоть отбавляй - во всех сферах, по разным направлениям, а толку от этого мало. Окружающая действительность подтверждает, что существующие законы, мягко говоря, исполняются весьма слабо. Но сейчас реально встает вопрос о создании системы контроля. Одним из направлений финансового контроля в области за расходованием бюджетных средств является деятельность Контрольно-счетной палаты, созданной три года назад решением Законодательного Собрания. В конце прошлого года в должности председателя Контрольно-счетной палаты был утвержден A.M. Помаскин, человек известный в нашей области. Родился он в г. Кирове в 1948 году. Окончил ВЗФЭИ. Заслуженный экономист РФ. 37 лет отдал работе в финансовых органах г. Кирова и области, в том числе 6 лет в качестве заведующего Кировским горфинотделом и 14 лет - начальником финансового управления Кировской области.

Редакция газеты попросила Алексея Михайловича ответить на ряд вопросов. Ниже публикуется эксклюзивное интервью A.M. ПОМАСКИНА "Кировской правде".

ВОПРОС. Исходя из того, что вы многие годы проработали в финансовых органах, хорошо знаете экономику региона и кадры, наверно, с учетом этого подходите к формированию аппарата Контрольно-счетной палаты?

ОТВЕТ. Да. Безусловно, все эти факторы учитываются. Ведь в работе специалистов Контрольно-счетной палаты Кировской области требуются высокий профессиональный уровень, опыт, дисциплина и ответственность. Это принципиально важно, чтобы уровень специалистов любого контролирующего органа был не ниже, а даже выше специалистов проверяемых организаций. А еще, кроме профессионализма, им должны быть присущи такие качества, как объективность, политическая лояльность, исключительно деловой подход.

Поэтому мы провели серьезную работу по подбору кадров. На конкурсной основе приняли в палату наиболее опытных, квалифицированных специалистов. Наряду с теми сотрудниками, которые работали у нас, складывается достаточно сильный, хотя и небольшой коллектив (17 человек), способный повысить эффективность, социальную направленность работы по финансовому контролю в области.

ВОПРОС. Первые годы после своего создания Палата обеспечивала достоверной информацией Законодательное Собрание. В основном проверки сосредотачивались на том, как образуется областной бюджет и как он исполняется. Эта информация предназначалась как бы для "внутреннего потребления". Не всегда присутствовала гласность о мерах, принятых по материалам проверок. А какой настрой сейчас?

ОТВЕТ. Контрольно-счетная палата осуществляет контроль на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности. Поэтому мы открыты в своей деятельности, в том числе и для средств массовой информации.

Как вы правильно отмечаете, особенно важно информировать людей о результатах контрольной работы, принятых мерах по устранению нарушений и недостатков. Например, при проверке и анализе отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год Контрольно-счетной палатой было установлено более 30 нарушений, недостатков и ошибок. Наши замечания и выводы были правильно восприняты.

Материалы проверки рассмотрены депутатами Законодательного Собрания области и в первую очередь бюджету и налогам совместно с правительством области. В результате деловой, конструктивной работы большинство недостатков устранено, отдельные вопросы будут учтены в ходе исполнения бюджета 2006 года.

ВОПРОС. Как изменились функции Контрольно-счетной палаты с 1 января 2006 года, когда она стала юридическим лицом? И расширилась ли зона ее деятельности? К примеру, насколько правомерны ее проверки финансовой деятельности департаментов правительства области, целесообразности и законности в расходовании бюджетных средств в районах, в других организациях?

ОТВЕТ. Контрольные полномочия палаты определены Законом области. Они распространяются на все органы власти области, областные государственные организации, учреждения и органы местного самоуправления.

С учетом изменения федерального законодательства с 1 января 2006 года права и функции органов финансового контроля существенно расширились. В связи с этим Законодательное Собрание области в июне внесло дополнения в областной Закон о Контрольно-счетной палате. Нам предоставлено право проводить проверки и ревизии не только учреждений, финансируемых из областного бюджета, но и проверять муниципальные бюджеты. Правда, такая добавка наших полномочий встречена в некоторых районах с настороженностью. Видимо, их руководители не испытывают желания встречаться с работниками Контрольно-счетной палаты. Расширилась также самостоятельность палаты в работе с правоохранительными органами.

Новые полномочия палаты требуют существенного увеличения объемов контрольной и экспертно-аналитической работы. Возникла необходимость охватить финансовым контролем не только средства областного бюджета, но и бюджетов муниципальных образований.

Серьезное усиление финансового контроля исходит также из того, что крайне усложняются процессы формирования, исполнения бюджетов всех уровней, постановки бухгалтерского учета, проведения реформы местного самоуправления.

А о том, что проверки нужны, свидетельствуют их результаты. Так, Контрольно-счетной палатой в текущем году были установлены нарушения, нецелевое расходование средств по областным программам "Школьный автобус", "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса в департаментах образования, сельского хозяйства и продовольствия. А в учреждениях здравоохранения и образования выявлены нарушения в учете и расходовании средств по национальным проектам "Здоровьем и "Образование".

И поскольку в шутку говорят, что любая реорганизация неизбежно проходит через стадию дезорганизации, то усиление контроля во всех бюджетных сферах сейчас жизненно необходимо.

ВОПРОС. Известно, что все владельцы автомобилей (юридические и физические лица) вносят платежи в территориальный дорожный фонд. И они хотели бы знать, конкретно на какие цели расходуются эти средства, потому что состояние дорог в области, дорожного полотна в Кирове стало притчей во языцех. Планируются ли проверки управления дорожного хозяйства области?

ОТВЕТ. На дорожное строительство и содержание дорог направляются значительные средства областного бюджета, и, безусловно, они будут в поле нашего внимания. Но поскольку план на текущий год утвержден Законодательным Собранием, а проверка эта сложная и объемная, то будем планировать ее на 2007 год. Дорожные проблемы общественно значимые и социально важные. Значит, мы будем ими заниматься.

ВОПРОС. Хотелось бы затронуть еще одну важную проблему. Нам кажется, да это и мнение многих читателей газеты, что у нас, как, впрочем, и повсюду, ряды чиновников, управленцев, бюджетных служащих становятся все больше, хотя ходили разговоры о сокращении управленческих штатов. Постоянно повышаются их оклады. А благосостояние населения растет очень медленно. Может ли как-то повлиять на данную ситуацию Законодательное Собрание области?

ОТВЕТ. В бюджетной сфере, безусловно, есть соответствующие нормативы и нормы, определяющие численность работников.

Что касается органов управления, то здесь единственный сдерживающий фактор - это возможность бюджета. Но это очень относительный фактор. Поэтому численность как областных, так и местных органов управления растет. Но это вопрос не только Кировской области. В целом по России такая ситуация, которая практически вышла из-под контроля. Есть области и республики, где численность аппарата управления и оплата труда чиновников значительно выше, чем у нас.

На заседании Законодательного Собрания области в мае вопрос о сдерживании роста численности работников органов управления стоял очень остро. Депутаты критически оценили действия правительства области по фактам дополнительного введения штатных единиц. Правительство области признало нарушения в этом вопросе и заверило, что обеспечит соблюдение Закона о бюджете. Вопрос находится на контроле.

ВОПРОС. Как идет создание контрольно-счетных органов в районах области? И можно ли уже привести какие-то примеры их работы?

ОТВЕТ. С 1 января 2006 года создана Контрольно-счетная палата в городе Кирове, которую возглавил А.А.Слобожанинов. Кировская городская КСП активно включилась в работу по контролю за средствами городского бюджета и, что очень важно, занялась проверкой учета и использования городского имущества.

Еще в 9 районах области органы финансового контроля представительных органов местного самоуправления в стадии создания. В других районах эти функции выполняют депутатские комиссии.

ВОПРОС. Алексей Михайлович, недавно вы были участником совещания, которое проводил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Какие направления работы контрольных органов были там обозначены?

ОТВЕТ. Прежде всего нужно отметить, что совещание было достаточно представительным. Кроме руководства Счетной палаты РФ, присутствовали министр финансов РФ, руководители всех федеральных контрольных органов, контрольного управления Президента РФ, Генеральной прокуратуры, заместители председателей Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ.

Общая позиция - это необходимость создания и законодательного закрепления профессиональной, самостоятельной, эффективной единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях власти. Видимо, вопрос назрел и, судя по совещанию, имеет поддержку во всех ветвях власти.

У меня по итогам совещания появилось твердое убеждение, что реальный финансовый контроль в стране будет создан.

КОРР. Спасибо вам за беседу. Редакция желает успехов в работе новому контрольному органу.

Н.Иванов, Кировская Правда, №80 (24150), 6 июля 2006 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 10.07.2006 10:02:51

Последнее изменение: 11.07.2006 10:36:17