Равны ли стартовые возможности?

8 февраля 2013

У всех детей должны быть равные стартовые возможности. Но в любом обществе - цивилизованном или не цивилизованном – этого достичь пока не удалось. В том числе и в российском.

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильем. До 18 лет воспитанник детского дома имеет статус ребенка-сироты, но после 18 лет в правовом статусе он приравнивается ко всем остальным гражданам РФ.

Меня, как человека работающего с такими детьми и всей душой полюбившего каждого из них, огорчает до слез ситуация, которая сложилась в Кировской области с постинтернатным сопровождением сирот. Каждый день сталкиваюсь с детскими бедами, трагедиями, количество которых растет в геометрической прогрессии.

У ребят отсутствует регистрация, жильё, предметы домашнего обихода, нет работы, профессионального образования, они часто ведут себя асоциально, им присуще иждивенчество. Примерно 50% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 20-30% идут в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Из них до 30-40% становятся гражданами без определенного места жительства, потому что нет никаких гарантий того, что они обязательно получат крышу над головой.

Только 10–15% детей-сирот более-менее нормально устраиваются в нашем обществе. Представьте себе механизм, который бы давал 90% брака! Именно такой процент брака дает система государственного призрения. Страшное дело!

«Для того, что бы бассейн был постоянно пуст, нужно сделать правильные расчеты: определить по каким трубам вода уходит быстрее. Чтобы максимально сократить количество детей, лишенных семейной опеки, необходимо выбрать подходящую стратегию». Я не знаю автора этих строк, но мне они очень нравятся, кажутся правильны. А между тем, существует широкий спектр традиционных и инновационных методов, форм и технологий в системе постинтернатного сопровождения.

В октябре 2012 года в Общественной Палате РФ Межрегиональная благотворительная общественная организация - Российский Комитет - «Детские Деревни - SOS» организовала конференцию «Новые возможности поддержки выпускников различных форм опеки в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей».

«Детская деревня SOS» - альтернатива сложившейся системе детских домов и школ-интернатов. Она позволяет создать индивидуальный семейный подход для каждого ребенка. Такая воспитательная система идеальна для подростков, которым по разным причинам сложно подыскать приемную семью.

«Детская деревня SOS» - это 12 семейных домов, в которых мама-воспитательница живет вместе с шестью-восьмью детьми. Причем, братья и сестры независимо от пола и возраста проживают вместе. Она, как и любой родитель, любит, помогает и защищает своих детей, ходит на школьные собрания, ведет хозяйство. На территории «Детских деревень – SOS» есть административное здание с залом для мероприятий и комнатами для небольшого штата сотрудников. Директор такого воспитательного учреждения не только работает, но и живет здесь же со своей семьей. Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа развития, они получают все необходимые навыки для адекватной социализации - начиная от ведения домашнего хозяйства и заканчивая дополнительным образованием, необходимым для реализации творческого потенциала. Ребятишки, живущие здесь, не изолированы от мира: они ходят в обыкновенные школы, у них есть друзья за пределами Деревни, с самого детства они учатся налаживать связи с окружением. На будущее этих детей направлен каждый день жизни в Деревне. Умение приготовить еду и рассчитать деньги, самостоятельные походы за продуктами и к врачу в поликлинику, выбор одежды (большие дети ее покупают сами) — все это готовит подростков к взрослой жизни. Наставники помогают решать возникающие вопросы по учебе, трудоустройству, оформлению необходимых документов для получения жилья.

Другим возможным решением проблемы может быть открытие социальных общежитий, отделений постинтернатной адаптации, предназначенных для временного проживания и оказания комплексной помощи выпускникам интернатов, приютов, не имеющим жилья и состоящим на учете по улучшению жилищных условий, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в сложной жизненной ситуации (рождение ребенка, отсутствие рабочего места, регистрации и т.п.).

Возможно, существуют и иные альтернативные детским домам формы. Их также необходимо рассматривать. И определяться, по какому пути пойти нашему региону в решении сложного вопроса предоставления равных стартовых возможностей всем детям.

Правильный подход – это наше настоящее и будущее одновременно.

Светлана Масленникова, депутат Законодательного Собрания Кировской области

«Вести. Киров», № 10 от 08.02.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 13.02.2013 08:20:56