Всероссийская заочная конференция: Если нужды простого человека услышаны – выигрывает вся страна

25 июля 2006

Всероссийская заочная конференция «Национальные проекты: законодательное обеспечение и ход реализации» (см. «ПО» № 7–8, 9, 10–11, 12) – это разговор о социальном самочувствии гражданина, живущего в России. Какие задачи нужно решить регионам, чтобы национальные проекты дали каждому жителю нашей страны уверенность в завтрашнем дне? Своим мнением по этому поводу с «Парламентским обозрением» поделился Председатель Законодательного Собрания Кировской области Владимир ВАСИЛЬЕВ.

Обращаясь к новейшей истории, можно заметить – многие национальные проекты и реформы имели свое логическое завершение. Только те из них, которые не просто были поддержаны населением как идеи, но и подкреплены энтузиазмом людей, приобретали реальное воплощение. А это возможно прежде всего при условии целенаправленной и грамотной информационной деятельности. Игнорирование информационной составляющей, недооценка важности информационного сопровождения реформ может привести к тому, что все «уйдет в гудок» или вызовет дополнительную социальную напряженность.

Надо признать, что четыре новых национальных проекта стали в последнее время едва ли не самыми главными темами для обсуждения. Россияне, по сути, и обозначили себя главными экспертами «болевых точек» и предполагаемых итогов. Но все ли горят энтузиазмом воплощать предложенное в жизнь и чем-то жертвовать? Учитывая иждивенческий менталитет, сложившийся десятилетиями и сформированный при непосредственном участии власти, вряд ли. А национальный проект не должен посеять распри. Необходимо не только информировать, но и комментировать, и предвосхищать все последующие шаги. Важна обратная связь, чтобы не получилось привычного: хотели лучше, а получилось – как всегда. По сути, в национальных проектах и заложена та национальная идея, о которой так много все говорят. Ведь идею нельзя выдумать – ее нужно выявить.

Основное богатство любой страны – это прежде всего люди, а цель власти – сделать их жизнь более наполненной и материально, и духовно. Но об этом можно говорить лишь в том случае, когда человек будет здоров, образован, у него будет крыша над головой и кусок хлеба. Я уверен, если наши национальные проекты будут реально работать, то и власть сможет добиться поставленных целей и вернуть уважение народа к себе в полной мере. Если нет, то водораздел станет шире и глубже.

Без сомнения, состояние сферы здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства характеризуется рядом общих для всех субъектов нашей Федерации проблем. Мы хорошо понимаем, что для любого дотационного региона, каким является и Кировская область, это один из немногих шансов получить дополнительное федеральное финансирование. Тем не менее реализация проектов подразумевает совместное их финансирование из федерального и местных бюджетов. Но для областного бюджета 2006 года, принятого с дефицитом в 1 млрд. 340 млн. рублей это бремя вряд ли посильно, хотя 37 процентов средств из него предназначаются именно на эти цели.

Кировская область, как и многие другие регионы, при реализации программы ПНП может столкнуться, например, в сфере здравоохранения со многими проблемами. В частности, с сокращением лимитов бюджетных обязательств, отсутствием денежных средств на счетах финансовых органов; несвоевременной поставкой вакцин в рамках национального проекта, с неполным выполнением программы дополнительной диспансеризации работающего населения из-за отсутствия доступности определенного вида специализированной медицинской помощи и диагностического оборудования. Не понятно, почему из реестра исключены врачи, работающие в участковых больницах в случаях, если численность населения, прикрепленного к обслуживаемому участку, не достигает нормативного количества, а ведь это все вопросы зарплаты медицинского персонала. Кроме того, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок начисления и выплаты надбавок (включение в средний заработок для выплаты отпускных и первых двух дней нетрудоспособности); порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности. Все это и многое другое, без сомнения, вызывает напряженность в коллективах.

Проблемы, возникающие в ходе реализации проекта «Доступное жилье», связаны с тем, что Правительство РФ не утвердило новую редакцию федеральной целевой программы «Жилище», нет практических документов для оформления участия области в конкурсном отборе по этой программе. Применяемые же критерии подобного отбора регионов дают преимущество субъектам Федерации исключительно с высоким уровнем социально – экономического развития (каким, в частности, не является Кировская область).

Еще одна общая проблема – не определены механизмы контроля над реализацией национальных проектов, не ясно, каким образом гарантировать поступление финансовых средств к конечному получателю, и как будет оцениваться эффективность расходования этих средств. Для реализации программы в регионы из центра будут поступать большие финансовые ресурсы, и важно не допустить их нецелевого использования.

Я – представитель власти законодательной, а закон – юридический путь решения существующих проблем. Должен отметить, что многие направления, названные Президентом России национальными проектами, были определены нашими депутатами в качестве приоритетных давно. Это, в частности, реформирование системы образования, ипотечное кредитование и проекты в сфере агропромышленного комплекса. Постоянно совершенствуется областная нормативно-правовая база в сфере здравоохранения. Но у Законодательного Собрания области проблем еще много, например, надо закрепить стандарты оказания медицинской помощи, перейти к защите муниципальных заказов на оказание медицинской помощи, пересмотрев систему финансирования здравоохранения.

Для реализации национального проекта в сфере образования Кировская область должна предоставить возможность педагогическим коллективам школ более эффективно организовывать образовательный процесс. Суть нового финансово-экономического механизма заключается в переходе от финансирования сети к финансированию услуги (учащегося). Кстати, Закон «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» вступил в силу с 1 января 2006 года.

Необходимость подушевого финансирования образовательных учреждений уже очевидна всем. Это один из способов вывести систему образования на качественно новый экономический уровень. Одна из актуальнейших задач – обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в систему образования. А главным инструментом решения этой проблемы и является финансирование образовательных учреждений в зависимости от числа обучающихся.

Парламентское обозрение, № 13-14 от 25.07.2006 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 01.08.2006 12:27:04

Последнее изменение: 01.08.2006 12:29:25