В аэропорт вылетают деньги

30 мая 2013

На состоявшемся 29 мая заседании комитета ОЗС по бюджету и налогам депутаты заслушали информацию о программе развития ОАО «Аэропорт «Победилово»: его финансовое состояние, пути, методы и сроки выхода из кризиса, необходимые финансовые вливания и их источники.

Дополнительное субсидирование авиапредприятия на сумму 250 млн рублей стало самым обсуждаемым вопросом в повестке дня. В роли докладчика выступил глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских. В начале своего выступления Альберт Владимирович сообщил, что существуют три вида аэропортов: с пассажиропотоком более 1 млн человек, с пассажиропотоком более 500 тыс. человек, а также перевозящие в год менее 500 тыс. человек.

Пассажиропоток в «Победилово» не достигает в год даже 50 тыс. человек, поэтому аэропорт само по себе убыточное предприятие. Так, в 2012 году из области летало 37 тыс. человек, в этом году, по предварительным подсчетам, воспользуются услугами авиаперелетов 47 тыс. жителей области (цифра должна увеличиваться благодаря региональным перевозкам).

На территории ПФО большие аэропорты, по информации Запольских, только в Казани и Уфе. В Перми и Республике Коми перевозят 500 тыс. человек. «Все остальные живут за счет субсидии из бюджета», - уточнил чиновник.

Причин низкой рентабельности, по словам Альберта Запольских, две: «перестали летать сами и много лет взлетно-посадочная полоса, которая позволила бы принимать в «Победилово» все типы судов, находится в реконструкции».

Достигнуть рентабельности «Победилово» сможет, когда пассажиропоток составит 190 тыс. пассажиров в год. А пока, чтобы единственное в области авиапредприятие продолжало существовать, в аэропорт нужно ежегодно вливать бюджетные деньги.

«Кировская область, как 100% собственник предприятия, должна вкладываться, пока аэропорт не станет рентабельным, — считает чиновник. - 250 млн необходимо, чтобы субсидировать деятельность в этом году и частично в следующем».

Деньгу пойдут на кредит

Затем слово предоставили гендиректору «Победилово» Андрею Жданову. Свой доклад он начал с озвучивания мероприятий, задач и стратегий, которые ставит перед собой предприятие для оздоровления.

Вовремя остановил выступающего председатель профильного комитета Владимир Бакин. «У нас сегодня комитет по бюджету. Вы поближе к деньгам... Куда тратятся, на что тратятся и сколько», - попросил Жданова перейти к сущности вопроса депутат.

После чего гендиректор озвучил, что для закрытия финансовой дыры предприятию необходимо 250 млн бюджетных денег. Первоначально Жданов тнформировал, что они пойдут на расходы на оперативную деятельность (110 млн), 80 млн рублей - на инвестиционную деятельность, 60 млн составят расходы на финансовую деятельность (из них 38 млн пойдет на обслуживание кредита в банке, остальное на погашение прочих долгов).

Однако позже выяснилось, что 250 млн необходимы для покрытия долгов по кредиту в «Вятка банке», взятому на осуществление деятельности аэропорта в 2012 и начале 2013 года. Кроме того, со слов Жданова, эти средства по условиям кредитного договора необходимо вернуть банку до 15 июля 2013 года. Если задолженность не будет погашена, заложенное имущество. «Победилово» будет арестовано, и предприятие просто встанет.

«Победилово» нужно 500 млн

На финансирование деятельности аэропорт вновь займет в банке, но уже по мере необходимости и под более низкий процент (на сегодня кредит взят под 16,8% годовых).

«Это достаточно высокий процент, но ни один банк не хотел кредитовать предприятие. Это для них закапывание денег, - отметил Андрей Жданов. - Раз оно убыточное, то выдавать кредит было рискованно, поэтому только такую ставку нам выдвинули в банке».

Сейчас, по заверениям гендиректора, есть предварительная договоренность с рядом федеральных банков. Однако у них есть одно условие - закрытие собственником долгов предприятия. Новый кредит, по его словам, будет выплачиваться в следующие пять лет. При этом руководство «Победилово» не скрывает, что в это время планирует ежегодно обращаться к депутатам, пока не погасят долг. Приблизительно лишь только к 2020 году деньги собственника не понадобятся.

«Реальная потребность - 460-470 млн руб., но с учетом того, что собственник не сможет их выделить, мы сейчас говорим только о 250 млн, чтобы «выгасить» кредитные обязательства, - признался гендиректор аэропорта. - Сдвигать сроки невозможно. Предприятие не сможет сдержать натиск кредиторов, оно может просто встать».

Понимая, что «Победилово» будет нуждаться в бюджетных средствах еще несколько лет, депутаты высказали желание видеть внятную программу его развития - детальную, с разбивкой финансирования по годам, с указанием всех мероприятий и затрат. Парламентариев не устраивает то, что их просят проводить разовые, без всякой системы и графика крупные финансовые вливания в предприятие, да еще и всегда «в пожарном порядке».

Валерий Крепостнов, депутат ОЗС

«Мы не так давно принимали бюджет на 2013 год в плановом порядке. Мы могли и должны были говорить о субсидировании деятельности «Победилово». Могли и должны были говорить о суммах, необходимых аэропорту. Могли и должны были предполагать, что 40 млн процентного сопровождения по кредитам - это неэффективное отношение к бюджетным деньгам. Почему мы сегодня узнаем, что через месяц нам необходимо закрыть 250 млн. Более того, уже принято решение, что аэропорт пять лет подряд будет кредитоваться в банках и, как минимум, миллион долларов тратить на проценты. При том, что мы все равно будем субсидировать эту деятельность. Это, как минимум, непонятно».

Валерий Туруло, депутат ОЗС

«Мы сейчас не столько принимаем решение о 250 млн, сколько принимаем политическое решение гарантировать до 2020 года субсидирование деятельности аэропорта. Мы не рассчитывали на эти деньги. Здесь организационно-политическая ошибка, на мой взгляд, во взаимоотношении между правительством и Законодательным собранием, когда мы не обладаем оперативной информацией о состоянии дел. Если бы это было поднято еще в прошлом году, мы тогда бы стали принимать определенные решения и не было бы сейчас такого скандала. Но нас-то уверяли, что все идет замечательно, все идет по плану. Конечно, решение надо принимать».

Дмитрий Русских, депутат ОЗС

«В очередной раз депутатов Заксобрания подставили, загнали в угол, из которого надо сейчас выйти, лишившись при этом приличной суммы денежных средств из областного бюджета. Аэропорт «Победилово» является «воздушными воротами» Кировской области, к сожалению, за три года (при вложении в него более полумиллиарда рублей) эти ворота не стали краше. Куда делись эти средства и сколько нам надо еще дать? Сегодня эта сумма 250 млн, но это не последний платеж. Мы должны четко понимать, что это не все, что требуется от бюджета. Наш бюджет не справится, эту нагрузку мы не можем взять на себя. Где гарантии, что вам кредит дадут? Сегодня любой банк откажется от кредитования предприятия в таком состоянии. Это «мертвое дитя». При этом люди должны летать, но не любой ценой. Предприятие с кредитными портфелями не выдержит, поэтому нам нужно не только покрыть долги, но и выдать на деятельность «Победилово».

Юлия Кожевникова

«Репортёръ», № 22 от 30.05.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 31.05.2013 09:39:49